Глава 5: КНИГИ О РАННЕЙ ИСТОРИИ НАРОДА ИЗРАИЛЯ

Иисус Навин

Подготовительным чтением для изучения Книги Иисуса Навина являются статьи "Введение к пониманию Библии" и "Понимание повествования" в главе I данной книги.

Имя Иисус, применяемое в названии книги в русском переводе, является греческим вариантом для еврейского "Иешуа" и значит "спасение". Автор книги неизвестен. Книга является рассказом о том, как Израиль вошел в Ханаан после 40 лет скитания в Синайской пустыне, о столкновениях с хананеями, в попытке Израиля вытеснить их с земель в соответствии с заповедью Бога. Книга была написана между 1400-1350 гг. до н.э. Она охватывает 30-летний период истории. Первые одиннадцать глав книги описывают набеги израильтян и их быстрые завоевания. Зная возраст Иисуса Навина мы можем прийти к выводу, что период завоевания длился семь лет (Чис 10:11; 13-14; Иус Н 14:7, 10). В главах 12-24 описаны другие завоевания в Ханаане. Кроме того, главы 1-5 дают представление о духовном, моральном, физическом и военном приготовлении Иисуса Навина и израильтян. Главы 6-8 повествуют о военных походах израильтян в центральном Ханаане, которые вбили клин в отношения между севером и югом Ханаана. Главы 9-13:7 описывают военные походы на север и юг. Главы 13:8-21:45 повествуют о распределении земельных наделов между коленами Израиля, что указывает на их расселение в Ханаане. В главах 22-24 говорится об условиях Бога для продолжения заселения Ханаана. Мы видим, что израильтяне не уничтожили язычников, как приказал Бог; это привело Израиль к идолопоклонству и отходу от Бога. Книга учит, что истинная вера не может сосуществовать с лжерелигиями и при этом быть угодной Богу.

I. 1-5 Переход через реку Иордан на пути в Ханаан
1:1-9 Бог поручает Иисусу Навину завоевать Ханаан.
1:10-18 Повеление Бога перейти р. Иордан.
2:1-24 Лазутчики в Иерихоне. Раав, жительница Иерихона, помогает израильтянам.
3:1-17 Израильтяне переходят р. Иордан.
3:14-17 Воды Иордана расступаются, и израильтяне идут по сухой земле.
4 12 камней, взятых из р. Иордан.
4:7 Камни для памятника о переходе р. Иордан по суше.
4:19-24 Израильтяне разбивают лагерь в Галгале.
4:20 Иисус Навин устанавливает в Галгале 12 камней.
5:1-12 Обрезание израильских мужчин, рожденных в 40-летний период скитаний.
5:13-15 Вождь воинства Господня в стане Иисуса Навина.
II . 6:1-10:29 Завоевание пограничных земель Ханаана
6:1-26 Падение Иерихона. Победа Бога. Стены пали, потому что израильтян повиновались Богу. Они трубили в трубы каждый из семи дней (6:20)
7-8 Поражение Гая.
7 Гай побеждает израильтян. Грех Ахана: он спрятал военные трофеи (7:11)
8 Гай поражен.
9 Израильтяне заключают союз с Гаваоном.
9:6 Ложь жителей Гаваона.
9:22-27 Гаваон обманывает Израиль.
10:1-29 Поражение Гаваона.
10:12-14 Чудо - Сонце неподвижно.
10:16-27 Израиль повесил пять аморрейских царей.
III . 10:29-13:7 Завоевание внутренних земель
10:29-43 Завоевание южных земель.
10:29 Ливна.
10:31-32 Лахис.
10:34-35 Еглон.
10:36-37 Хеврон.
10:38-39 Давир.
10:40-41 Нагорная земля и юг.
11:5-15 Завоевания северных земель.
11:10 Асор.
11:1-3, 12 Города.
11:16-23 Итог завоеваний Иисуса Навина.
12:1-6 Цари, поверженные Иисусом Навином.
12:7-24 Цари, поверженные Моисеем.
13:1-7 Земли, не завоеванные Иисусом Навином.
IV . 13:8 - гл. 22 Распределение земель между коленами Израиля
13:8-33 Раздел земель к востоку от р. Иордан.
13:15-23 Рувим (13:22 см Чис 22:5; 31:8).
13:24-28 Гад.
13:29-33 Восточный удел сынов Манассии.
14:1- гл. 22 Раздел земель к западу от р. Иордан.
14:6-15 Халев наследует Хеврон.
14:7 (Чис 13-14).
14:10 (Чис 10:11; 14:34).
14:12 (Чис 13:28, 33).
15:1-63 Иуда.
15:13-19 Халев занимает Хеврон и Давир.
15:20-63 Города Иудины (15:63 см Иус Н 18:28).
16:1-17:18 Удел Ефрема и западный удел Манассии.
16:5-10 Удел Ефрема.
17:1-13 Западный удел Манассии.
17:14-18 Земля для Ефрема и Манассии.
18:1Скиния в Силоме.
18:2-10 Жребий на наделы для других колен.
18:11-28 Вениамин.
19:1-9 Перечень городов в уделе Симеона (среди удела Иудина) (19:1 см Быт 49:5-7).
19:10-16 Завулон (Быт 49:13).
19:17-23 Иссахар.
19:24-31 Асир.
19:32-39 Неффалим.
19:40-48 Дан.
19:49-51 Наследие Иисуса Навина.
20:1-9 Города-убежища.
21:1-42 Города Левитов.
21:43-45 Исполнение обещания Господа о земле, данного Аврааму.
22:1-9 Восточные племена возвращаются на свои территории.
V . 22:10 - гл. 24 Заключение
22:10-34 Потомки Гада, Рувима и Манассии вопреки Божьей воле сооружают жертвенник у р. Иордан.
22:15-20 Обвинение сынов Гада, Рувима и Манассии.
22:21-34 Раскаяние сынов Гада, Рувима и Манассии.
23:1-16 Прощание Иисуса Навина с израильтянами(24:32 см. Быт 33:19; 50:25; Исх 13:19;
24:1-28 Израильтяне решают снова следовать за Господом.
24:29-33 Смерть Иисуса Навина и Елеазара.

Книга Судей

Подготовительным чтением для изучения Книги Судей являются статьи "Введение к пониманию Библии" и "Понимание повествования" в главе I данной книги.

Автор Книги Судей неизвестен. Эта книга хронологически следует за Книгой Иисуса Навина и охватывает период около 300-330 лет (1376-1040 гг. до н.э.). Тем не менее, годы личного правления судей, взятые вместе, составляют 390 лет. Судья Иеффай (11:26) писал, что со времени завоевания Ханаана до его правления прошло 300 лет. Третья Книга Царств 6:1 указывает, что со времени избавления от египетского рабства и до постройки Соломоном первого израильского храма прошло 480 лет. Сюда входят 40 лет скитаний, 30 лет завоевания Ханаана Иисусом Навином, 40 лет царствования Саула, 40 лет царствования Давида (всего 150 лет). Можно предположить, что некоторые судьи правили одновременно, возможно, в разных частях Израиля.

Книга построена скорее тематически, чем хронологически. События, описанные в главах 16-21, хронологически предшествуют событиям, описанным в главах 3-15. Всего в Израиле, который был теократическим государством, за этот период было 13 судей. Самуил был 14-м судьей, но о его деятельности рассказывается в Первой Книге Царств. Судьи не были третейскими судьями, разрешавшими споры в законном суде; скорее, это были спасители и избавители Израиля. Но, как указывает книга, подлинным спасителем, конечно же, является Бог (3:10; 6:34; 11:29; 14:6, 19; 15:14). В первой части книги рассказывается о деятельности 13-ти судей. Последующие главы (17-21) не относятся непосредственно к судьям; они показывают нам религиозное и моральное развращение людей в этот период.

Книга Судей является одной из самых грустных книг в Библии. Она показывает неспособность человека постоянно следовать за Богом. По существу, Израиль в этот период прошел семь циклов, каждый из которых характеризовался сначала неверностью народа Богу, угнетением врагами, раскаянием с последующим обращением народа к Богу и Его благословениями. Глава 2, по сути, является подобием всей книги в миниатюре. Она показывает эти периоды и причину нежелания Бога уничтожить хананеев. Главные уроки Книги Судей: Бог праведен, Бог Властелин, Бог терпелив и важность веры в Бога.

I . 1:1-3:6 Колеблющаяся вера израильтян
1:1-2:6 Продолжение завоевания Ханаана (1:16 см. Чис 10:29-32).
1:27-2:6 Израиль заключил с хананеями договоры, вместо того, чтобы их покорять их.
2:7-10 Смерть Иисуса Навина.
2:11-23 Израильтяне поклоняются языческим идолам.
3:1-6 Народы, оставшиеся непокоренными. Браки с язычниками, приведшие к идолопоклонству (3:6).
II . 3:7-16:31 13 Судей Израиля
3:7-11 Гофониил был судьей 40 лет после 8 лет под гнетом Месопотамии.
3:12-30 Аод был судьей 80 лет после 15 лет под гнетом царя Моавитского.
3:31 Самегар, освободивший израильтян от филистимского гнета.
4:1-5:31 Девора была судьей 40 лет и избавила Израиль от 20-летнего гнета хананеев.
6:1-8:35 Гедеон был судьей 40лет. Он освободил израильтян от угнетения мадианитян.
6:28 Гедеон разрушает жертвенник Ваала.
7:1-8:28 Гедеон отбирает 300 человек на войну с 15 000 мадианитян. (8:28) 40 лет мира.
8:29-35 Смерть Гедеона.
9:1-57 Авимелех был судьей 3 года. Притча о деревьях (9:7-15).
10:1-2 Фола был судьей 23 года.
10:3-5 Иаир был судьей 22 года.
10:6-12:7 Иеффай был судьей 6 лет.
10:6-18 Угнетение аммонитянами.
11:1-28 Новый судья Иеффай.
11:29-40 Иеффай приносит в жертву свою дочь.
12:1-7 Конфликт между израильтянами и ефремлянами.
12:8-10 Есевон был судьей 7 лет.
12:11-12 Елон был судьей 10 лет.
12:13-15 Аздон был судьей 8 лет.
13-16 Самсон был судьей 20 лет.
13:1 40 лет угнетения филистимлянами.
14 Самсон выбирает в жены филистимлянку.
15 Самсон побеждает филистимлян.
16:1-22 Самсон и Далида.
16:23-31 Самсон умирает, убивая филистимлян.
III . 17-21 Религиозное и моральное развращение Израиля
17-18 Идолопоклонство потомков Миха и Дана.
17:6 (Втор 12:8; Суд 21:25; Прит 3:5-6; 16:2, 25; Ис 55:8; Иер 10:23; Ос 10:13).
19-21 Убийство наложницы левита.
19:1-21 Наложница левита.
19:22-30 Люди Гива (колено Даново) надругаются над наложницей и убивают её.
20 Израильтяне идут войной на вениамитян.
21 Жены для вениамитян (21:25 см. Втор 12:8; Суд 17:6; Прит 3:5-6; 16:2, 25; Ис 55:8; Иер 10:23; Ос 10:13).

Р у ф ь

Подготовительным чтением для изучения Книги Руфь являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание повествования" и "Понимание библейских образов и прообразов" в главе I данной книги.

Автор Книги Руфь неизвестен. Руфь жила в период Судей. Книга Судей рассказывает о войнах и страданиях, а Книга Руфь описывает тихую жизнь обычных людей; рассказывает о трудностях Ноемини, свекрови Руфи, и о верности Руфи по отношению к Ноемини. Моавитянка Руфь вышла замуж за Вооза, потомка Иуды. Руфь и Вооз стали бабушкой и дедушкой Давида, второго царя Израильского.

У книги четыре главные цели. Первая цель - рассказать о некоторых предках Давида, который является представителем царского рода в родословной Иисуса. Обратите внимание, что Руфь не была израильтянкой. Вторая цель - показать, что Вооз является прообразом Христа, а Руфь - прообразом Церкви, являющейся невестой Христа. Третья цель - теологические перспективы Божьего провидения, могущества, благодати, святости и предназначения спасения для всех народов. Четвертая цель - исторический взгляд на повседневную жизнь и семейные отношения в течение периода Судей.

Еврейское слово "родственник" встречается в книге 13 раз и буквально значит "тот, кто искупает". Характерные черты искупителя очевидны: он должен быть кровным родственником умершего; у него должны быть деньги для приобретения утерянного наследства; он должен быть готов жениться на жене умершего родственника. Эти характерные черты являются частью прообраза Вооза и образа Иисуса, как посредникаискупителя.

Именно через потомков Вооза и Руфи родился Искупитель мира Иисус.

I. 1:1-22 Ноеминь возвращается с Руфью в Вифлеем
II . 2:1-4:17 Вооз и Руфь

2 Вооз встречает Руфь.
3 Любовь Вооза к Руфи.
4:1-16 Вооз берет Руфь в жены.
4:11 (Быт 29:25-30; 35:16-18).
4:12 (1 Пар 2:4; Мт 1:3).
4:17-22 Потомки Вооза и Руфи (Мт 1:1-7).

From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)