Глава 4: КНИГИ ЗАКОНА (ПЯТИКНИЖИЕ) Ветхий завет делится на четыре главных раздела:
Обзор Ветхого завета
(1) История - от Бытия до Книги Есфирь
(2) Закон - от Исхода до Второзакония (в рамках раздела истории)
(3) Поэзия - от Книги Иова до Книги Песнь Соломона
(4) Пророчества - от Книги Исайи до Книги Малахии
Пятикнижие Библия говорит, что Моисей написал первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие (Лев 1:1-2; Неем 13:1; Мт 8:4; Деян 26:22). Так как рукопись Пятикнижия на древнееврейском языке является непрерывным повествованием с разделами только для удобства при чтении, наиболее вероятно, что Моисей написал всё Пятикнижие, как одну книгу, приблизительно в конце своей жизни в 1406 г. до н.э. Хотя иудеи называют Пятикнижие "Тора", что значит "закон", название "Пятикнижие" появляется уже в 250 г.н.э. Пятикнижие значит "книга, состоящая из пяти частей". Библия дает Пятикнижию следующие названия: книга Закона (Иус Н 8:34; 24:36; 4 Цар 22:8; Неем 8:3; Гал 3:10), книга закона Господа (1 Пар 16:40; 2 Пар 17:9; Неем 9:3), книга Моисея (Езд 6:18; Мк 12:26), книга Закона Моисеева (Неем 8:1), закон Божий (Неем 10:28), закон Моисея (Дан 9:11; Ин 7:23), Закон (Мт 12:5) и закон Господа (Лк 2:23).
В Пятикнижии раскрываются историческая, законодательная и духовная темы. В историческом плане оно показывает происхождение человеческого рода и, в частности, еврейского народа. С законодательной точки зрения оно описывает законы, которые Бог дал еврейскому народу (Израилю) при Старом соглашении. Духовная тема раскрывается в откровении Бога в истории и Его господстве над историей; ответе Израиля Богу и его неспособности повиноваться; святости Бога, которая отделяет Его от людей, и любви Бога, которая заставляет людей прийти к Нему через Его завет. Цель Пятикнижия - создать полностью религиозное окружение, которое напоминает о присутствии Бога, Его обещаниях, требованиях, благословениях и проклятиях.
Пятикнижие охватывает период около 2600-2700 лет - от Сотворения и примерно до 1406 г. до н.э. В плане географии Пятикнижие описывает три главных путешествия: (1) из Ура в Ханаан (Быт 12-36), (2) из Ханаана в Египет (Быт 13 -Исх 13) и (3) из Египта в Ханаан (Исх 14 - Втор 34). Набросок истории Израиля, описанной в Пятикнижии, таков: Бытие - происхождение Израиля и его ранние годы; Исход - избавление Израиля из египетского рабства; Левит - законы поклонения Израиля; Числа - испытание Израиля в течение 40-летнего скитания по пустыне; Второзаконие - подготовка Израиля к входу в землю обетованную.
Бытие Подготовительным чтением для изучения Книги Бытия являются статьи "Введение к пониманию Библии" и "Понимание повествования" в главе I данной книги.
Моисей написал Бытие около 1406 г. до н.э. Бытие - еврейское слово, оно значит "начала". Это книга начал, показывающая происхождение всего (Сотворение, языки, брак, грех, первое обещание о Спасителе и др.). Она описывает четыре великих события: Сотворение, грехопадение человека, Потоп и формирование народов (Вавилонская башня). За этими событиями следует жизнь четырех великих людей: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.
Бытие охватывает первые 2500 лет существования человека. Одна пятая часть содержания книги дает краткую историю от Адама до Авраама (2300лет). Центром повествования остального содержания книги является происхождение Израиля - от Авраама до смерти Иосифа (300лет). От Сотворения до Потопа прошло около 1700 лет (гл.1-10). От Потопа до Авраама - около 600 лет (гл.11). Жизнь четырех патриархов - Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа - охватывает 300 лет (гл.12-50). Этот период называется веком Патриархов, потому что Бог говорил непосредственно с главами семейств (Евр 1:1). Характерными чертами богослужения в этот период были жертвоприношения животных и семейный жертвенник. После Потопа центром повествования в Бытии являются Авраам, Исаак, Иаков и его двенадцать сыновей (чьи потомки станут двенадцатью коленами Израиля). Это связано с Божьим обещанием Аврааму (1) сделать его потомков великим народом, (2) дать им землю Ханаанскую и, самое главное, (3) привести через них Спасителя человечества от греха. В Бытии мы видим, что Бог выступает в качестве инициатора соглашения с людьми. Завет с Авраамом (Быт 12:1-3; 15:1-21) является основным сюжетом всей Библии. Через Иисуса, который будет потомком Авраама, Бог принесет в мир спасение.
I. 1-2 Сотворение
1-2:3 Хронология Сотворения (Исх 20:11; Неем 9:6; Пс 32:6, 9; Ис 45:18; Евр 11:3).
2:4-2:25 Исторические события Сотворения.
2:24 Установление института брака.
II . 3-5 Человек разделяет себя с Богом
3 Искушение и грех Адама и Евы (Ин 8:44; 1 Ин 3:8; 2 Кор 11:3, 14; Откр 12:9; 20:2).
3:1-13 Искушение и грех (3:6- см. 1 Тим 2:14).
3:15 Обещание о Спасителе.
3:16-18 Последствия греха в жизни мужчин и женщин.
3:24 Бог изгоняет Адама и Еву из Едемского сада. Смерть значит разделение. Грех Адама и Евы стал причиной физической и духовной смерти. Физическая смерть наступает потому, что происходит разделение души и духа с телом. Духовная смерть является следствием разделения с Богом. Адам и Ева более не были в согласии с Богом.
4 Нарушение указания о жертве для поклонения. Каин убивает Авеля (1Ин 3:10-12; Евр 11:4).
5 Родословная семьи Адама. Большая продолжительность жизни (до 969 лет)
III. 6-9 Бог очищает землю от морального развращения
6:1-8 Человек постоянно грешен.
6:2 (Мт 22:30; Лк 24:39; Евр 1:13-14).
6:6 Бог сожалеет, что сотворил человека.
6:8 (1 Пет 3:18-20; 2 Пет 2:5).
6:9 Ной - совершенный человек в своём поколении (ср.Евр 11:7).
7-9 Потоп - очищение земли.
7:11 (Быт 8:14; Прит 3:20).
8:22 (Иер 33:20, 25; 2 Пет 3).
9:4 (Лев 7:26; 17:11-12; 1 Цар 14:34).
9:14-17 Бог обещает никогда вновь не уничтожать землю водой.
IV . 9:18-11:26 Новый мир
9:25 Внук Ноя, Ханаан, проклят.
10 Родословная Ноя. Происхождение различных народов от сыновей Ноя.
11:1-9 Истоки различных языков.
11:10-26 Родословная Сима (сына Ноя). Родословная Иисуса от Сима до Аврама (ср. Лк 3:34-36).
V . Аврам, отец Израиля, и Мессианская родословная (11:27-гл.20)
11:27-32 Потомки Фарры (отца Аврама).
12:1-3 Обетования Авраму от Бога (1876 г. до н.э.) (Быт 15;
17:6-11; 22:18; 28:13-15; Гал 3:16, 29).
12:1 Испытание Аврама на повиновение.
12:2 Бог обещает Авраму, что его потомки стану великим народом.
12:3 Обещание об Иисусе через родословную Аврама (ср. Гал 3:16, 29).
12:4 - гл.14 Аврам в Ханаане.
12:4 - гл.13 Путешествие в Ханаан - Египет - Ханаан
(12:4 см. Быт 11:26, 32; Деян 7:4; Евр 11:8).
13:5-18 Испытание Аврама на жизненные ценности.
13:14 (Быт 12:1) 13:15 (Деян 7:5).
14:1-17 Аврам спасает своего племянника Лота.
14:1-24 Испытание Аврама на любовь и преданность.
14:18-24 Встреча Аврама с Мелхиседеком (Евр 7-8). Мелхиседек - без начала дней и конца жизни.
15 Соглашение Бога с Аврамом.
15:1-21:34 Испытание веры Аврама.
15:5 (Исх 12:37; Чис 2:32,33; 26:51; Втор 1:10).
15:7 (Исх 23:31; Лев 25:23).
15:13 Пророчество о египетском рабстве Израиля (ср. Исх 12:40; Деян 7:6; Гал 3:16-17) Потомки Аврама унаследуют землю через 400 лет.
15:14 (Деян 7:7).
15:16 (Лев 18:13, 26-30; Втор 9:4; Дан 8:23).
15:18-21 Обетование народу о земле.
Моисей обозначает границы Израиля (Чис 34:1-12).
Израилю не удается изгнать народы из Ханаана (Иус Н 13:1-7).
Исполнение обетования о земле (2 Цар 14:25).
16 У Аврама нет потомков. Отсутствие потомков означает отсутствие народа.
У Аврама от Агари, служанки Сары, родися сынь Измаил.
17-18:15 Соглашение Бога с Аврамом.
17:4 Аврам будет отцом многих народов. Иаков, внук Аврама, отец Израиля. Исав, внук Аврама, он же Едом, отец Едома.
17:5 Аврам становится Авраамом - что значит "отец множества народов".
17:6 Многие цари произойдут от Авраама. Все они были царями Израиля (ср. Мт 1:1; 1:6-11).
17:8 (Быт 15:7; Исх 23:31)
17:9-12 Обрезание - знак соглашения с Богом (Деян 7:5).
17:15 Имя Сара изменено на Сарра, что значит "царица".
17:16-18:15 Обещание о сыне (Исааке), данное Сарре в преклонном возрасте.
17:20 (Быт 25:12-16)
18:10 (Евр 11:11)
18:16 - гл. 19 Разрушение Содома и Гоморры.
18:16-33 Авраам молит о спасении праведных в Содоме.
19:1-29 Содом и Гоморра (ср. Иуд 7; 2 Пет 2:6).
19:25-26 (Втор 29:2-3; Ос 11:8; Лк 17:31, 32).
19:30-38 Кровосмешение в семье Лота.
20 Авраам обманывает Авимелеха (Филистимского царя из Герара).
VI. 21-28:9 Исаак - сын обетования
21:1-7 Рождение Исаака (1851 г. до н.э.)(Деян 7:8).
21:8-21 Агарь и Измаил расстаются с Авраамом (21:9 см. Гал 4:29, 30)
21:22-34 Авраам заключает соглашение с филистимлянами.
22:1-19 Самое трудное для Авраама испытание веры.
Повеление от Бога принести Исаака в жертву (ср. Иак 2:21). (22:12 см. Евр 11:17-19).
22:20-24 Родословная Нахора (брата Авраама). (22:23 см. Быт 24:15 - Ревекка, жена Исаака.
23 Смерть Сарры - матери Исаака.
23:2 (Чис 13:33; Иус Н 14:15)
23:3 (Быт 10:15; 15:20; 4 Цар 7:6)
24 Исаак женится на Ревекке.
25:1-11 Последение годы жизни Авраама.
25:1-6 Новый брак Авраама (1 Пар 1:32-33).
25:7-11 Смерть Авраама (1776 г. до н.э.) (Быт 49:29-33; Чис 20:24; Втор 32:50).
25:12-18 Родословная Измаила (25:13 -1 Пар 1:29-31; Ис
21:16) (25:15 - 1 Пар 5:19; Иов 6:19; Ис 21:14; Иер 25:23).
25:19-34 Сыновья Исаака: Иаков и Исав (1791 г. до н.э.) (25:19 - Деян 7:8).
25:29-34 Исав продает Иакову своё право первородства (25:34 - Евр 12:16).
26 Авимелех (Филистимский царь) чтит соглашение с Авраамом.
27-28:5 Исаак благословляет Иакова.
27:40 (2 Цар 8:14; 4 Цар 8:20-22).
27:41 Исав пытается убить Иакова.
28:6-9 Брак Исава. (28:9 - Быт 36:2-3; 25:13).
VII . 28:10 - гл. 50 Иаков, отец Израиля
28:10-22 Иаков дает обет Богу.
29-30 Иаков женится на Лии и Рахили.
29:31-30:24 У Иакова 11 сыновей и одна дочь (Деян 7:8). (30:22 см. Быт 46:7; 37:35).
31 Иаков и его тесть Лаван заключают соглашение.
32-33 Встречи Иакова и Исава.
32:24, 28 (Ос 12:2-4).
33:19 (Иус Н 24:32).
34 Сихем обесчестил дочь Иакова Дину.
34:25-31 Симеон и Левий убивают всех мужчин в городе Сихема (34:30 см. Быт 49:5-7).
35-36 Семейные дела.
35:22 (Быт 49:4; Втор 33:6; 1 Пар 5:1).
36:3 (Быт 28:9).
36:28 (Иов 1:1)
37-50 Иосиф - младший сын Иакова (Деян 7:9-16).
37:1-11 Иосифу снятся сны о величии.
37:4 (Деян 7:9).
37:9 (Быт 42:6; 46:29; 47:25).
37:12 Иосиф продан братьями в рабство.
38 Прелюбодеяние Иуды с невесткой Фамарь (38:8 см. Втор 25:5). Имя ребенка Фарес ("незаконнорожденный"). Позже, по закону, ни один незаконнорожденный не мог войти в скинию (Втор 23:2; 1 Пар 2:3-15) Царь Давид был десятым в поколении потомства Фареса. Родословная Иисуса (Мт 1:3-6; Лк 3:31-33). Давид рад, что может войти в скинию (Пс 121:1).
38:29 (Руф 4:18; 1 Пар 2:4; Мт 1:3).
39-41:36 Иосиф - раб в Египте (1692 г. до н.э.).
39:7 Жена египетского чиновника искушает Иосифа.
39:20 Иосиф оклеветан и заключен в тюрьму.
40 Иосиф толкует узникам их сны.
41:1-36 Иосиф толкует сны фараона.
41:37-47:26 Иосифа назначают на вторую по значимости должность в Египте (1669 г. до н.э.) (41:37 см. Деян 7:10)
41:54-57 Голод следует за семью годами изобилия.
42-44 Иаков посылает своих сыновей в Египет за зерном (42:1 см. Деян 7:12) (42:6; 43:26, 28 см. Быт 37:1-10).
45 Иосиф открывается своим братьям (45:1 см. Деян 7:13). 45:9 (Деян 7:14).
46 Семья Иакова переселяется в Египет (1661 г. до н.э.).
46:28-47:12 Семья Иакова селится в Гесеме в дельте реки Нил.
47:13-26 Иосиф спасает людей от голода. (47:6 см. Чис 11:5).
47:27 - гл.50 Последние годы жизни Иакова.
47:27-31 Иосиф дает Иакову клятву.
48 Иаков благословляет своих сыновей.
49:1-28 Последние слова Иакова сыновьям (Втор 33).
49:3-4 (Быт 35:22; 1 Пар 5:1-2).
49:5-7 (Быт 34:25-27; Иус Н 19:1-9; 21:1-42; 1 Пар 4:27-43).
49:10 Пророчество об Иисусе.
49:19 (1 Пар 12:8-15).
49:20 (3 Цар 5:11).
49:27 (Суд 3:15; 1 Цар 11:-6-11)
49:29-50:14 Смерть Иакова (1644 г. до н.э.)
50:15-26 Иосиф утешает своих братьев (1589 г. до н.э.) (50:25 см. Исх 13:19).
ИсходПодготовительным чтением для изучения Книги Исход являются Книга Второзакония главы 7-12 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание повествования" и "Понимание кодекса закона" в главе I и статьи "Старое соглашение - религия Израиля" и "Десять казней египетских время исхода и египетские боги" в главе III данной книги.
Моисей написал Исход около 1445-1406 гг. до н.э. (Мк 7:10; 12:26; Лк 20:37; Ин 1:45; 5:46, 47; 7:19, 22, 23; Рим 10:5).
Последние главы Бытия рассказывают о поселении семьи Иакова в Египте. Книга Исхода начинается с рассказа о том, как потомки Иакова (дети Израиля) становятся рабами египтян. Библия ничего не говорит о промежуточном периоде. Тем не менее, в соглашении Авраама (Быт 15:13) сказано, что Израиль будет находится в рабстве в течение 400 лет. Апостол Павел писал, что со времени обетования Аврааму о том, что Спаситель произойдет из его рода (Быт 12:3; 22:18) и до закона, данного на горе Синай (Исх 12:40, 41; гл.19; Гал 3:16, 17) пройдет 430 лет. Со времени обетования Аврааму и до смерти Иосифа в Египте прошло около 290 лет. Библия умалчивает о 65-ти годах египетского рабства. Главы 1-4 Книги Исхода охватывают первые 80 лет жизни Моисея (1526-1446 гг. до н.э.). Главы 5-40 описывают период около двух лет, в течение которых произошел выход из Египта, и было заключено старое соглашение между Богом и Израилем. В плане географии главы 1-12 рассказывают об Израиле, находящемся в Египте; главы 12:37-18 - об Израиле на пути к горе Синай; в главах 19-40 Израиль стал лагерем у горы Синай. Краткий обзор рассказывает о пребывании израильтян в рабстве и о первых 80- ти годах жизни Моисея (1-7:13), о противостоянии Моисея и Фараона (7:14-11), о Пасхе (12), исходе (12:37-17), установлении Старого соглашения (19-24). В обзоре дается образец устроения скинии (25-31), говорится об идолопоклонстве Израиля (32-34) и возведении скинии (35-40).
В этой книге раскрывается понятие искупления. Израиль был искуплен из египетского рабства и приведен к соглашению с Богом. Главы 1-18 описывают избавление Израиля от Египта. Главы 19-40 говорят о соглашении (Ветхом завете) и его законах (нравственных, ритуальных, гражданских и религиозных) и дают образец поклонения в скинии. Главный урок глав 19-40 заключается в том, что поклонение тесно связано с законом. Поклоняться Богу - значит признавать Его верховную власть. Эта власть устанавливает условия поклонения, которые имеют силу закона. Книга Исхода является основополагающей в отношении способов общения Бога с человеком.
В Исходе Бог начинает говорить через пророков, а не через глав семейств. Моисей был первым пророком. Бог сделал Израиль Своим избранным народом и дал ему закон Ветхого завета. Это конец века Патриархов и начало века Моисея, который будет продолжаться до момента, когда в Своей смерти Иисус пригвоздил прежний закон к кресту и положил начало эпохе христианства.
I . 1-12:32 Страдания израильтян в египетском рабстве
1 Краткое изложение периода рабства
1:1-14 Тяготы рабства (1590 г. до н.э.)
1:15-22 Политика Египта, направленная на уменьшение численности Израиля.
2-15 Моисей - спаситель Израиля от египетского рабства (1526-1486 гг. до н.э.).
2:1-14 Жизнь Моисея в Египте (первые 40 лет) (1526-486 гг. до н.э.) (Деян 7:17-29). (2:1, см. Евр 11:23-29; Деян 7:20-22).
2:10 Моисей воспитывается в доме фараона (Деян 7:22).
2:11-14 Моисей открывается своим соплеменникам-евреям. Моисей убивает египетского надсмотрщика над рабами
2:15 - гл.13 Моисей готовится освободить Израиль (вторые 40 лет его жизни) (Деян 7:30-36).
2:15-3:1 Моисей скрывается в Мадиамской земле.
2:16 (Исх 3:1; 4:18; 18:12).
2:18 Моисей встречает своего будущего тестя.
3:1 Моисей готовится избавить Израиль - 40 лет работает пастухом (1486-1446 гг. до н.э.).
3:2-4:17 Бог повелевает Моисею освободить Израиль (Деян 7:30-35)
3:2 Ангел Божий появляется в горящем кусте.
3:15-18 Моисею повелели встретиться с еврейскими старейшинами, когда он идёт в Египет.
3:18-4:17 Бог предупреждает о столкновении с фараоном.
4:1-17 Бог заверяет Моисея в своей поддержке (4:10-17). Моисей спорит с Богом.
4:18-12:32 Моисей отправляется в Египет и предстает перед Фараоном.
4:20 Жена и сын сопровождают Моисея в Египет.
4:27-31 Моисей воссоединяется со своим братом Аароном.
5:1-6:27 Первая встреча Моисея с фараоном.
5:6-9 Фараон увеличивает тяготы Израиля.
5:22-6:13 Бог заверяет Моисея в своей поддержке при освобождении Израиля.
6:14-27 Родословная семей Моисея и Аарона.
6:28-7:13 Вторая встреча Моисея с фараоном.
6:28- 7:7 Аарону предназначено говорить за Моисея.
7:8-7:13 Жезл Аарона превращается в змею.
7:14-12:30 10 бедствий - встречи Моисея и фараона (Пс 104:26-36).
7:14-25 Первое бедствие: вода превращается в кровь.
8:1-15 Второе бедствие: жабы.
8:16-19 Третье бедствие: мошки.
8:20-32 Четвёртое бедствие: мухи.
9:1-7 Пятое бедствие: моровая язва скота.
9:8-12 Шестое бедствие: нарывы на телах людей.
9:13-35 Седьмое бедствие: град.
10:1-20 Восьмое бедствие: саранча.
10:21-29 Девятое бедствие: тьма.
11:1-12:30 Десятое бедствие: смерть первенцев.
11:1-10 Моисей предупреждает фараона о бедствиях.
12:1-28 Моисей устанавливает Пасху.
12:29-30 Египетские первенцы умирают.
12:31-32 Последняя встреча Моисея с фараоном.
II . 12:33-15:21 Исход (1446 г. до н.э.)
12:33-42 Израильтяне уходят из Египта немедленно (Деян 7:36) (12:40 см. Гал 3:16-17).
12:43-13:10 Бог заповедует ежегодный праздник Пасхи (Лев 23; Чис 9; Втор 16; 2 Пар 30).
13:11-16 Закон о пожертвовании за первенца мужского пола.
13:17-15:21 Переход через Красное море.
13:19 Останки Иосифа перенесены из Египта (Быт 50:25).
13:21 ( Пс 104:39).
14:1-20 Египетское войско преследует Израиль.
14:21-31 Израиль переходит Красное море (14:30 см. Пс 105:8-9).
15:1-21 Песнь хвалы и благодарения.
III . 15:22-18:27 Моисей ведет Израиль в пустыню Синай
15:22-17:7 Бог заботится об израильтянах в пустыне.
15:22-27 Горькая вода благодаря чуду становится сладкой.
16:1-36 Хлеб падает с небес (16:33 см. Евр 9:4).
17:1-7 Бог дает воду из скалы (17:6 см. Пс 77:15-16; 104:41).
17:8-16 Победа в столкновении с амаликитянами (17:8 см. Быт 36:12).
18:1-27 Иофор (тесть Моисея) рекомендует назначить иерархию начальников для установления гражданского порядка.
IV . 19-40 Договор (Ветхий завет) между Богом и Израилем
19:1-2 Моисей ведет Израиль на гору Синай.
19:3-23:33 Бог вводит в силу Соглашение с Израилем.
19:3 Первое восхождение Моисея на гору Синай.
19:5-7 Бог предлагает Себя в качестве единственного Бога Израиля.
19:8 Израиль соглашается следовать за Богом.
19:12 (Евр 12:18-21).
19:20 Второе восхождение Моисея на гору Синай.
20:1-20 Бог дает Израилю Десять заповедей
20:21-23:33 Бог дает Моисею устные законы.
20:22-26 Закон о жертвеннике. (20:26 см. Исх 28:40-43).
21:1-11 Законы о рабах (21:5 см. Втор 15:16-17).
21:12-27 Законы о насилии.
21:13-14 (Чис 35:11; Втор 19:3-5; 1 Цар 2:28-34).
21:21 (Лев 25:44-46).
21:23 (Быт 42:4, 38; 44:29).
21:28-36 Законы надзора за животными.
22:1-15 Ответственность за чужую собственность.
22:16-23:9 Различные законы о нравственности (22:31 см. Лев 17:15-16; Втор 14:21).
23:10-13 Закон о Субботе.
23:10-11 Субботний год.
23:12-13 Субботний день.
23:14-19 Три ежегодных праздника.
23:15 Праздник Опресноков (Пасха). Праздник Жатвы (праздник Седьмиц или Пятидесятница)
23:16 Праздник Сбора урожая (праздник Шатров или Кущей).
23:20-33 Обещание и замысел Бога завоевать Ханаан для Израиля (23:31 см. 15:7; 17:8).
24:1-31:18 Израиль принимает соглашение с Богом.
24:1-8 Израиль соглашается следовать за Богом.
24:5-8 Моисей скрепляет соглашение кровью (24:5 см. Евр 9:18-22).
24:9-31:18 Бог призывает Моисея на гору Синай - 40 дней (3-е восхождение).
25:1-9 Бог желает добровольных приношений для постройки скинии.
25:10-22 Бог дает Моисею повеления о постройке ковчега завета.
25:21 (Исх 16:33-34; 40:20; Чис 17:10; Евр 9:24).
25:30 (Исх 39:36).
25:23-30 Повеление Бога о столе для хлебов предложения.
25:31-40 Повеление Бога о золотом светильнике.
26:1-37. Повеление Бога о строительстве скинии.
27:1-8 Повеление Бога о жертвеннике всесожжения.
27:9-19 Повеление Бога о дворе скинии.
27:20-21 Повеление Бога о заботе о светильнике.
28:1-43 Повеление Бога об одеянии священника.
28:30 Урим и туммим. Точно не известно, что это были за предметы, или что значат эти слова. Каким-то образом через них Бог передавал первосвященнику Свою волю (1 Цар 28:6). О них говорится в Ветхом завете - до начала ранней монархии в Израиле. После этого они не упоминаются вплоть до возвращения Иуды из вавилонского плена в Палестину (Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; 1 Цар 8:6; Езд 2:63;
Неем 7:65) (28:42-43-Исх 20:26).
29:1-37 Бог назначает Аарона, его сыновей и их потомков священниками.
29:38-46 Повеление о ежедневном жертвоприношении животных.
30:1-10 Жертвенник для приношения курений (30:9 см. Чис 16:46; Иуд 7).
30:11-16 Повеление о выкупе.
30:17-21 Повеление о медном умывальнике.
30:22-38 Повеление о мирре для помазания.
31:1-11 Повеление для тех, кто будет строить скинию.
31:12-18 Повеление о законе Субботы.
31:18 Моисей получает две каменные скрижали с законом, написанным на них.
32:1-35 Израиль совершает идолопоклонство - поклоняется золотому тельцу (Деян 7:37-43).
32:2-5 Аарон сделал тельца
32:19 Моисей разбивает скрижали с законом.
32:26-28 Три тысячи отказавшихся покаяться поражены смертью.
32:31 Моисей поднимается на гору Синай (4-е восхождение).
33:1-23 Бог повелевает Израилю двинуться в путь (в землю обетованную).
33:1-11 Бог повелевает Израилю отправиться в путь.
33:12-23 Бог обещает всегда быть с Израилем.
34:1-35 Моисей во второй раз получает закон (5-е восхождение на гору Синай - 40 дней).
34:26 (Исх 23:19; Втор 14:21).
34:10-27 Завет возобновлен.
34:28 Моисей проводит 40 дней на горе Синай.
34:29-35 Лицо Моисея сияет.
35:1-36:7 Моисей зачитывает закон Израилю.
35:1-3 3акон о Субботе.
35:4-9 Добровольные пожертвования на строительство скинии (35:5 см. Исх 3:22).
35:10-19 Предметы для скинии.
35:20-29 Сбор добровольных пожертвований.
35:30-36:1 Избрание мастеров для строительства скинии.
36:2-7 Для строительства скинии принесено всего больше, чем необходимо.
36:8-40:38 Возведение скинии.
36:8-38 Строительство скинии.
37:1-9 Постройка ковчега завета.
37:10-16 Сооружение стола для хлебов.
37:17-24 Создание золотого светильника.
37:25-29 Создание жертвенника курения и мирра для помазания.
38:1-7 Устроение жертвенника для всесожжения.
38:8 Создание медного сосуда для омовения.
38:9-20 Строительство двора скинии.
38:21-31 Исчисление необходимых материалов для скинии.
39:1-31 Работы над одеяниями для священников.
39:2-7 Создание ефода.
39:8-21 Создание наперсника.
39:22-31 Создание ризы, кидара и пояса.
39:32-40:38 Скиния завершена и установлена (40:17-38 см. Чис 7:1-10:10).
40:34-38 Бог пребывает над скинией в облаке днем и в огненном столпе ночью.
Левит Подготовительным чтением для изучения Книги Левита является Книга Второзакония главы 7-12, статьи "Введение к пониманию Библии" и "Понимание свода законов" в главе I и статья "Старое соглашение - религия Израиля" в главе III данной книги.
Моисей писал книгу Левита в течение 40-летнего скитания Израиля в пустыне Синай (1406 г. до н.э.). Левит 56 раз указывает, что Бог дал Израилю законы через Моисея. Таким образом, он подчеркивает, что чистота и поклонение Богу имеют силу закона. Исход показывает, как Бог спас Израиль от египетского рабства, а Левит показал этому спасенному народу, как остаться чистым, как поклоняться и служить Богу.
В центре книги находится тема святости Бога и то, как грешные люди могут приемлемым образом приблизиться к Богу и общаться с Ним. Идея святости, или избранности Израиля появляется в Книге Левита 87 раз. Левит раскрывает три важных понятия: искупление, жертва и святость. Без этой предпосылки мы не смогли бы понять их последующее осуществление в жизни Иисуса и Его служении. В главе 16 дается Божья заповедь о дне Искупления. Автор Послания к Евреям впоследствии сравнил это с жертвой Иисуса (Евр 7:27). Левит дает повеления о приношении крови в жертву за грех, что было символом смерти грешника - наказания за грех. Смысл святости проявляется в "отделении". Израильтяне должны были отделить себя от окружавших их языческих народов. Эта книга полностью состоит из практических, нравственных и ритуальных законов для священства из колена Левия и для народа Израиля.
В главах 1-17 даются повеления, касающиеся жертвоприношений (установление общения с Богом). Эта часть книги (1-7) показывает необходимость жертв для Бога, приносимых особым свяществом из колена Левия (8-10), очищения от нечистоты (11-15), а также повеления об очищении народа и общении с Богом (день Искупления) (16-17). В главах 18-27 даются повеления о святости (освящении) для поддержания общения с Богом. Израильтяне должны были быть отделенным от других народом (18-20) со своим освященным священством (21-22), особым поклонением (23-24), особой жизнью в Ханаане (25- 26) и особыми обетами (27).
Пять приношений, описанных в главах 1-7, имеют аналогии в христианстве. Первые три вида приношений показывают, что у нас есть общение с Богом. Жертва всесожжения (1:3-17; 6:8-13) была символом добровольного и полного посвящения себя и своей собственности Богу. Христианин отдает себя Богу, соглашаясь следовать за Ним (крещение). Приношение хлеба (2:1-16; 6:14-23) было подношением благодарения и символом жертвования себя для служения Богу. Христианин отдает себя служению Богу (Рим 6:19; 12:1,2). Мирная жертва (3:1-7; 7:11-34) - это символ благословений, получаемых в общении с Богом. Ведя верную христианскую жизнь, мы имеем общение с Богом (1 Иоан 1:7). Два последних вида приношения совершались для установления и поддержания общения с Богом. Жертва за грех (4:1-5:13; 6:24-30) была признанием того, что человек грешен. Иисус умер за наши грехи. Жертва повинности (5:14-6:7; 7:1-10) приносилась за грехи, совершенные отдельным человеком. Христианин кается и просит о прощении своих грехов.
I . 1-7 Законы о приношениях
1 Жертва всесожжения (1:14 см. Мт 10:16).
2 Хлебное приношение.
3 Мирная жертва.
4 Жертва за грех.
5:1-13 Жертва повинности.
5:14-6:7 Жертвы для прощения проступков.
6:8-7:38 Ритуальные действия священников во время приношений.
6:8-13 Проведение приношения жертвы всесожжения.
6:14-23 Проведение хлебного приношения.
6:24-30 Порядок жертвоприношения за грех7
7:1-10 Приношение жертвы повинности.
7:11-21 Приношение мирной жертвы.
7:22-27 Тук и кровь, приносимые в жертву, не употреблять в пищу.
7:28-38 Часть приношений, используемая на нужды священника (7:34 см. Втор 18:3).
II . 8-10 Законы о священстве.
8 Аарон, его сыны и потомки будут священством Израиля (ср. Ис 29:1-37).
9 Начало священнослужения.
10 Сыновья Аарона (Надав и Авиуд) нарушают повеления для священства и поражены насмерть (10:1 см. Чис16:46; Исх 30; 2 Пар 26:16-21; Иуд 7).
III. 11-15 Законы санитарии (предупреждение и локализация заболеваний)
11 Пища, разрешенная и запрещенная для употребления.
11:24-47 Нечистые животные.
12 Очищение женщины после родов.
13-14 Закон о больных проказой.
13:1-46 Закон о выявлении больного проказой.
13:47-59 Закон об одежде для прокаженных.
14:1-32 Ритуал очищения для исцелившихся от проказы.
14:33-57 Закон об очищении домов прокаженных.
15 Закон, касающийся истечений из тела.
IV . 16 День Искупления (16:30 см. Евр 10:1-4).
V . 17 Святость крови (17:11 см. Евр 9:22).
VI . 18-20 Законы о нравственном поведении
18 Законы о половой непорочности.
19 Разные законы о нравственном, ритуальном и практическом поведении
19:15 (Втор 1:17).
19:18 (Мт 22:37-40).
20 Наказания за нарушение различных законов.
20:1-7 Идолопоклонство (20:2 см. Втор 18:10; Лев 18:21; 4 Цар 23:10; 2 Пар 33:6; Иер 7:31).
20:8-9 Неуважение к родителям.
20:10-21 Нарушение норм половой нравственности.
20:25 Употребление в пищу нечистых животных.
20:27 Связь с духами.
VII . 21-22 Поведение священников.
21:1-22:16 Ритуальные действия в повседневной жизни.
22:17-33 Приемлемые и неприемлемые приношения.
VIII . 23 Законы о праздниках
23:3 Суббота.
23:4-8 Праздник Опресноков (пресных хлебов) (Пасха)(Исх 12:1-8; Втор 16:1-12).
23:9-14 Праздник Первых плодов.
23:15-22) Праздник Седьмиц (50-й день - Пятидесятница).
23:23-25 Праздник Труб.
23:26-32 День Очищения (Искупления).
23:33-44 Праздник Кущей (шатров).
IX . 24:1-9 Уход за принадлежностями скинии.
24:1-4 Уход за лампами.
24:5-9 Замена хлебов.
X . 24:10-23 Наказание за богохульство.
XI . 25 Законы субботнего (седьмого) года.
25:1-7 Суббота седьмого года.
25:8-17 Юбилейный год (каждые 50 лет).
25:23-34 Выкуп собственности в Субботний год.
25:35-38 Поддержка бедных.
25:39-55 Законы о рабстве.
XII . 26 Обещание благословений и возмездия.
XIII . 27 Люди и собственность, посвящаемые Богу для искупления.
Числа Подготовительным чтением книги для изучения Книги Чисел является Книга Второзакония главы 7-12, статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание повествования" и "Понимание свода законов" в главе I и статья "Старое соглашение - религия Израиля" в главе III данной книги.
Моисей написал Книгу Чисел во время 40-летнего скитания Израиля в пустыне Синай (1406 г.до н.э.). В то время как Книга Левита особенно подчеркивает святость и чистоту, Книга Чисел выделяет веру и повиновение. В этой книге мы видим Божий гнев и наказание неповинующегося народа. Числа показывают неспособность народа Израиля поверить обещанию Бога о наследовании Ханаанской земли по причине его недостаточной веры. В главе 14 Израиль отказывается завоевать Ханаан. Израильтяне нарушили соглашение с Богом. Книгу можно разделить на три части: главы 1-10:10 - о старшем поколении; главы 10:11-25:18 - о нарушении завета и наказание странствием в пустыне Синай одним годом за каждый день, провёденный соглядатаями в Ханаане (14:34); главы 26-36 - о новом поколении. Иисуса Навина выбирают преемником Моисея. Хронологически книга начинается с переписи Израиля примерно через два года после освобождения Израиля из египетского рабства (1444 г. до н.э.). В ней подтверждаются законы о приношениях. Числа рассказывают о столкновениях Израиля с другими народами, о событиях в течение 40 лет, об определении уделов для колен Израиля, о городахубежищах и городах левитов в Ханаане, земле обетованной. Эта книга также описывает вторую перепись Израиля, которая была проведена после чумы, ставшей результатом идолопоклонства Израиля (26). Целью обеих переписей было сформировать армию для завоевания Ханаана. В плане географии главы 1-9 описывают события у горы Синай и охватывают несколько недель (1446 г.до н.э.). Главы 10:11-21:4 рассказывают о 40-ка годах скитаний в пустыне. Главы 22:2-36 повествуют о последних месяцах, проведенных Израилем в Моаве перед тем, как он вошел в Ханаан (1406 г. до н.э.). В хронологическом плане Книга Чисел следует за Книгой Исхода. Хронологический порядок следования глав такой: 7-10:10 (совпадают с Исходом 40:17 и далее), затем главы 1-6 и далее 10:11 - гл.36.
I . 1-2 Перепись Израиля в пустыне Синай (653 550 мужчин старше 20-ти лет) (1444 г. до н.э.).
1 Перепись по коленам (потомков сынов Иакова).
1:47 Левиты не исчислялись, так как они не участвовали в войнах .
2 Назначение начальников армии в каждом колене.
II . 3-4 Перепись левитов (мужчины от 30-ти до 50-ти лет).
3:1-13 Левиты служат в скинии.
3:14-51 Повеление о переписи левитов.
3:17 Семьи левитов (три сына Левия: Гирсон, Кааф и Мерари).
3:40-51 Перепись первенцев мужского пола во всем Израиле (22.273) от одного месяца и старше.
4:1-20 Обязанности рода Каафа.
4:4 Обязанность рода Каафа - заботиться о священных предметах в скинии.
4:21-28 Обязанности рода Гирсона.
4:24 Род Гирсона носил покровы скинии и скинию собрания .
4:29-33 Обязанности рода Мерари.
4:31 Род Мерари носил брусья, шесты, столбы и подножия скинии.
4:34-49 Перепись левитов.
4:36 В роде Каафа исчислено 2750 мужчин в возрасте от 30-ти до 50-ти лет.
4:40 В роде Гирсона исчислено 2630 мужчин в возрасте от 30-ти до 50-ти лет.
4:44 В роде Мерари исчислено 3200 мужчин в возрасте от 30-ти до 50-ти лет.
III . 5-8 Разные законы и приношения.
5:1-4 Изоляция нечистых людей (прокаженных; с истечениями из тела; прикасавшихся к мертвым).
5:5-10 Исповедание греха и возмещение убытков.
5:11-31 Неверная жена.
6:1-21 Обет назорейства - отделенные для служения Богу.
6:22-27 Благословения священниками сынов Израилевых.
7:1-89 Приношения от начальников колен.
8:1-4 Расположение ламп в скинии.
8:5-26 Ритуал очищения левитов перед службой в скинии.
IV . 9-10:10 Вторая ежегодная Пасха.
9:6-12 Нечистые, касавшиеся мертвого тела, могу совершить Пасху.
9:13-14 Наказание для тех, кто не совершает Пасху.
9:15-23 Присутствие Бога в облаке днем и в огненном столпе ночью.
10:1-10 Закон об использовании труб на всех праздниках.
V . 10:11-11:35 Израиль идёт в пустыню Фаран.
10:11-36 Израиль следует за облаком Божьим в Фаран.
10:13 Первое перемещение Израиля в пустыне Синай после выхода из Египта.
10:29 (Суд 1:16).
10:33 Трехдневный переход от горы Синай в Фаран.
11:1-35 Израильтяне ропщут, так как для еды у них есть только манна.
11:1 Гнев Божий в виде огня.
11:10-15 Израиль разгневал Моисея.
11:16-35 Бог дает мясо, как проклятие.
VI .12 Израиль идёт в Асироф.
12:1-16 Семейные проблемы Моисея, связанные с тем, что он взял в жены эфиопку.
12:10 Бог наказывает проказой сестру Моисея Мариамь
VII . 13-19 Израиль возвращается в пустыню Фаран.
13:1-33 В Ханаан посылают соглядатаев.
14:1-38 Израильтяне отказываются войти в Ханаан.
14:5 (16:4, 22, 45; 20:6)
14:11 Бог разгневан маловерием Израиля.
14:13-19 Моисей молит о прощении Израиля.
14:20-25 Бог прощает Израиль.
14:33-34 40 лет скитаний - проклятие за мятеж.
14:30 Все мужчины, кроме Иисуса Навина и Халева, умрут в пустыне. Иисус Навин и Халев войдут в Ханаан.
14:39-45 Тщетная попытка захватить Ханаан.
15:1-21 Законы о хлебном приношении и вине для возлияния.
15:5 (Лев 1:1-17; 4:1-5:13).
15:6 (Лев 5:14-19).
15:8 (Лев 3:1-17; 22:18-30).
15:19 (Чис 18:17, 18; Втор 12:6,7).
15:22-29 Законы о непреднамеренном грехе.
15:30-31 Законы о преднамеренном грехе.
15:32-36 Наказание за нарушение субботы.
15:37-41 Закон о кистях на одежде.
15:39 Напоминание следовать Божьим заповедям.
16:1-40 Мятеж Израиля против Моисея.
16:31 Земля разверзается и поглощает мятежников.
16:41-50 Постоянное роптание израильтян.
16:46-50 Бог наказывает израильтян чумой (14 700 умерших).
17:1-12 Жезл Аарона расцвел и приносит плоды миндаля.
17:10 (Евр 9:24).
18:1-7 Обязанности левитов и священников.
18:8-20 Приношения для содержания священников.
18:17 (Втор 12:6, 17).
18:21-24 Десятина на содержание левитов.
18:25-32 Десятина, приносимая левитами.
19:1-22 Законы об очищении нечистых.
VIII . 20:1-21 Израиль отправляется в пустыню Син (Кадес).
20:1-13 Моисей не воздал Богу славу за чудесное извлечение воды из скалы в Мериве.
20:1 Мариамь (сестра Моисея) - умирает.
20:12 (Чис 27:14).
20:14-21 Царь Едома не позволяет Израилю пройти по Едому .
IX . 20:22-21:9 Израиль подходит к горе Ор.
20:22-29 Аарон (брат Моисея) умирает.
20:26 Елеазар - новый первосвященник.
21:1-3 Израиль поражает хананеев в Хорме.
21:4-9 Израиль снова ропщет о пище.
21:6 Бог посылает ядовитых змей - многие умирают.
21:8-9 Медный змей, исцеляющий от укусов змей (Ин 3:14).
X . 21:10 -гл. 36 Израиль двигается в Моав (Фасги) (40 лет скитаний).
21:10-20 Израиль совершает 9 переходов .
21:21-32 Израиль наносит поражение аморреям.
21:33-35 Израиль побеждает Васана.
22:1-24:25 Компромисс Валаама и Валака (Израиля и Моава). Израиль разбивает лагерь у реки Иордан.
22:2 (Иус Н 24:9).
22:3 (Исх 15:14,15; Чис 21:21,24,26).
22:4-8Моав нанимает Валаама, чтобы проклясть Израиль. (22:5 см. Чис 31:8, 16; Втор 23:4; 2 Пет 2:15; Иуд 11).
22:9-40 Бог предстает перед Валаамом.
22:41-23:12 Первое пророчество Валаама - благословение Израилю .
23:13-26 Второе пророчество Валаама - второе благословение Израилю.
23:27- 24:14 Третье пророчество Валаама - третье благословение Израилю.
24:15-25 Четвёртое пророчество Валаама - проклятие на едомлян и амаликитян и кенеев (24:29 см. 1 Пар 4:43).
25:1-18 Израильтяне совершают идолопоклонство с Моавом.
25:1, 6-8 Поклонение моавитянскому богу П, олицетворявшему мужское начало - ритуальная проституция.
25:9 Чума, посланная, как наказание, унесла 24 000человек.
26:1-65 Вторая перепись Израиля (1407 г. до н.э.).
26:2 Перепись мужчин в возрасте 20-ти лет и старше, способных носить оружие.
26:51 601.730 мужчин в возрасте старше 20-ти лет
26:53-54 Цель переписи - определить размеры земельных наделов колен Израилевых в Ханаане.
26:64-69 Со времени проведения первой переписи умерли все мужчины, кроме Моисея, Иисуса Навина и Халева (Чис 14:30).
27:1-11 Законы наследования.
27:12-23 Иисус Навин избран новым вождем Израиля (27:14 см. Чис 20,24; Втор 1:37; 32:51).
28-29 Приношения.
28:1-8 Ежедневные приношения.
28:9-10 Субботние приношения.
28:11-15 Ежемесячные приношения.
28:16-25 Пасхальные приношения.
28:26-31Приношения в праздник Седьмиц.
29:1-6 Приношения в праздник Труб.
29:7-11 Приношения в день Очищения (Искупления).
29:8-40 Приношения в праздник Кущей (шатров).
30 Законы об обетах.
31 Израиль наносит поражение мадианитянам.
31:7-8 Все мадиамские мужчины и цари убиты.
31:9 Женщины, дети и собственность, взятые в качестве трофеев.
31:12-24 Моисей приказывает убить всех, кроме непорочных девушек.
31:16 Женщины были причиной идолопоклонства Израиля.
312:18 (Втор 21:10-14).
32 Коленам Рувима, Гада и половине колена Манассии дана земля к востоку от р. Иордан (Иус Н 16:5-10).
33 Обзор походов Израиля после выхода из Египта.
33:5-49 В течение 40 лет Израиль совершил 43 перехода.
33:50-35:34 Повеление о завоевании Ханаана.
34:1-15 Установление границ земли обетованной.
34:16-29 Назначение вождей для раздела земли.
35:1-8 Города, предназначенные для левитов (Иус Н 21).
35:9-34 Определение городов-убежищ (Иус Н 20). (35:11 см. Исх 21:13; Чис 35:22-25; Втор 19:1-13).
36 Закон о браке с женщиной-наследницей удела. (36:2 см. Чис 27:1, 5-7).
Второзаконие Подготовительным чтением для изучения Книги Второзакония являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание свода законов" и "Понимание пророков" в главе I и статья "Старое соглашение религия Израиля" в главе III данной книги.
Моисей написал Второзаконие на 40-й год скитания Израиля в пустыне (1406 г. до н.э.; гл. 31:9-13). Второзаконие называют подтверждением закона или передачей закона во второй раз. В главе 27 Израиль подтверждает свое обязательство следовать соглашению. В отличие от Исхода, Левита и Чисел, также написанных в течение 40-летнего скитания, Второзаконие содержит пророчество и некоторые новые законы, - например, запреты, касающиеся израильских царей. Книга состоит из шести речей Моисея, обращенных к народу Израиля в течение последнего года скитаний, незадолго до вступления на землю Ханаанскую - землю, обещанную потомкам Авраама (Быт 15:18; 17:8). Тем не менее, книгу можно разделить на следующие разделы: главы 1-4:43 - Моисей раздумывает о Божьем суде за неповиновение Израиля и о Божьих благословениях за повиновение Ему. Главы 5-11 - это подтверждение закона о нравственности (расширение Десяти заповедей). Главы 12-16:17 - это подтверждение ритуальных и религиозных законов. Главы 16:18-20:20 - это подтверждение гражданских законов. Главы 21-26 - это подтверждение общественных обязанностей Израиля. Главы 27-34 - это пророчество Моисея о будущем Израиля. Глава 34 рассказывает о смерти Моисея. В Новом завете цитируется более 80 отрывков из Второзакония.
I . 1-4:43 Первая речь Моисея - Призыв к Израилю о соблюдении закона.
1:1-5 Введение к речам во Второзаконии.
1:6-4:43 Первая речь Моисея - напоминание о скитании в пустыне .
1:6-8 Повторение повеления войти в Ханаан (Исх 33:1-3)
1:9-18 О назначении вождей колен (Исх 18:25).
1:10 (Быт 15:5; 22:17; Исх 32:13; Чис 26:51).
1:17 (Лев 19:15; Втор 10:17; 16:19; 14:17; Прит 24:23-26; Иак 2:1, 9).
1:19-33 Об отказе Израиля войти в землю обетованную (Чис 10-14).
1:34-46 О наказании Израиля за отказ (Чис 14:11-38).
2:1-25 О 40 годах, проведенных в пустыне. (2:11 см. Быт 6:1; Чис 25:13; Иус Н 11:218 14:21; 2 Цар 21:15).
2:26-37 О поражении Сигона, царя Есевонского (Чис 21:21-32).
3:1-11 О поражении царя Васанского (Чис 21:33-35).
3:12-22 О разделе земель к востоку от р. Иордан между коленами Рувима, Гада и половиной колена Манассии
3:23-29 Моисею запрещено войти в землю обетованную (Чис 20:10-13).
4:1-14 Моисей заповедует повиноваться Божьему закону. (4:2 см. Втор 12:32; Прит 30:6; 1 Кор 4:6; Откр 22:18, 19).
4:15-40 Предупреждение об идолопоклонстве.
4:41-43 Описание трех городов-убежищ к востоку от р. Иордан.
II . 4:44-28:68 Вторая речь Моисея.
4:44-48 Введение к речи.
5:1-29:1 Основная часть второй речи Моисея.
5:1-22 Повтор Десяти заповедей.
5:5 (Исх 20:21; Гал 3:19-20).
5:13-15 (Исх 23:12).
5:23-33 Израиль боится присутствия Бога.
6:1-25 Величайшая заповедь - послушание
6:5 (Мт 22:37-40).
6:7 (Втор 4:9-10; 11:19; Еф 6:4).
6:13 (Исх 23:13).
6:25 (Пс 118:172).
7-8 Израиль - Богом избранный народ, который должен стать особым народом.
7:1-11 Увещевания следовать за Богом, когда Он ведет их в Ханаан.
7:12-26 Благословения повиновения.
8:1-20 Напоминание о том, что Бог вел их по пустыне.
9:1-29 Обзор мятежей Израиля.
9:8-21 (Исх 32:1-8).
9:22 (Исх 17:7; Чис 11:1,3-4,34).
10:1-11 Краткое повторение передачи закона, данного Богом.
10:1-5 Краткое изложение шестого восхождения Моисея на гору Синай (40 дней) и 8-ми месяцев после этого восхождения (Исх 34-40).
10:12-22 Суть закона: служи Богу всем сердцем и всей душой.
11:1-32 Повиновение Богу вознаграждается.
12:1-28 Бог дает указания о расположении скинии.
12:1-4 Приказание уничтожить идолов и жертвенники в Ханаане.
12:5-28 Бог указывает особое место для Своей скинии (12:5; гл.11, 12)(Иус Н 18:1; Иер 7:12).
12:29-32 Остерегайтесь лжебогов.
12:32 Ничего не прибавляй и не отнимай от заповедей Божьих.
13:1-18 Как определить истинного пророка. Наказание для лжепророков.
14:1-2 Неуместный плач по мертвым.
14:3-21 Чистое и нечистое мясо.
14:22-29 Закон десятины.
15:1-6 Освобождение от долга каждые семь лет (Исх 23:10-11).
15:7-11 Благотворительность для бедных израильтян.
15:12-18 Закон о рабах-израильтянах (Исх 21:1-11).
15:19-23 Закон о первородных от скота (Исх 22:29-31).
16:1-17 Обзор праздников (Исх 23:14-17).
16:1-8 Обзор Пасхи (Исх 12:1-8; Лев 23:4-8).
16:9-12 Обзор праздника Седьмиц (Пятидесятницы).
16:13-17 Обзор праздника Кущей.
16:18-17:13 Справедливость должна торжествовать (16:18-20 см. Исх 23:2, 3, 6-8).
17:14-20 Постановление о царе. (17:16-17 см. 3 Цар 4:26;10:26-29; Ис 31:1; 3 Цар 10:14; 11:3-4).
18:1-8 Поддержка священников и левитов. (18:3 см. Лев 7:32-34; Чис 18:11-12; 1 Цар 2:13-16).
18:9-14 Запрещение колдовства.
18:15-22 Бог воздвигнет пророка подобного Моисею.
19:1-13 Повеления о городах-убежищах (Исх 21:12-14).
19:14 Границы частной собственности.
19:15-21 Закон о юридическом свидетеле и о показаниях (Исх 23:1).
20:1-20 Правила ведения войны.
21:1-9 Закон о нераскрытых убийствах.
21:10-14 Обращение с женшинами, захваченными в плен на войне.
21:15-17 Права наследования для первородных.
21:18-21 Наказание непокорных сынов.
21:22-22:12 Различные законы о нравственности и ритуалах.(22:1-4 см. Исх 23:4).
22:13-30 Законы о половой нравственности. (22:28-29 см. Исх 22:16-17).
23:1-8 Законы, исключающие определенных людей из общества Господнего.
23:9-14 Санитария в военных лагерях.
23:15-25 Различные законы о нравственности. (23:17 см. 3 Цар 14:24; 15:12; 4 Цар 23:7).
24:1-4 Законы о разводе.
24:5-25:4 Различные законы о нравственности.
24:7 (Исх 21:16).
24:10-13 (Исх 22:26-27).
24:17-22 (Исх 22:21-24).
24:17-18 (Исх 23:9).
25:5-10 Ответственность в браке перед вдовой брата.
25:11-16 Различные законы о нравственности.
25:17-19 Повеление уничтожить амаликитян.
26:1-15 Приношенние первых плодов и десятины.
26:16-19 Израиль - Богом избранный народ.
27:1-10 Повеление Израилю написать закон на камнях после перехода через р. Иордан.
27:11-26 Проклятия за нарушение определенных законов
28:1-14 Благословения за повиновение.
28:15-68 Проклятия за неповиновение.
28:36-37 Это произошло, когда Иуда оказалась в вавилонском плену в 586 г. до н.э. (более 800 лет спустя) (Иер 16:13; 25:9; 3 Цар 9:7-8).
28:49-58 Это предсказание о разрушении Иерусалима и иудейского храма римской армией в 70 г. н.э. Стих 49 говорит, что народ который завоюет Израиль, будет говорить на неизвестном ему языке. Во времена Ассирийского царя Тиглатпаласара III арамейский язык был международным языком торговли. Это исключает Ассирию, как завоеватель, о которых пророчествуют стих 49. Во времена Нового завета международным языком был греческий, но римляне говорили на латыни. Ситуация, описанная в стихах 49-53 и 57, аналогична рассказу о разрушении Иерусалима в 70 г. н.э. в книге Иосифа Флавия "Иудейская война". Иосиф Флавий был иудейским военачальником, который видел разрушение, находясь в заключении.
26:68 Иосиф Флавий описывает этот эпизод разрушения Иерусалима в книге "Иудейская война".
III . 29:2-30:20 Третья речь Моисея - возобновление завета с Израилем в Моаве
29 Завет возобновлен.
30 Проклятие за отход от Бога и благословение за возврашение к Нему.
30:1-3 Пророчество о пленении Израиля (Израиля и Иуды).Израиль (Северное Царство) - ассирийский плен в 722 г. до н.э. (4 Цар 17). Иуда (Южное Царство) - Вавилонский плен в 586 г. до н.э. (4 Цар 25).
30:4-5 Пророчество о возвращении Иуды из вавилонского плена (Езд 1:1-3; Неем 1:8-9).
30:7 Пророчество против врагов народа Израиля (Иер 46-51).
30:11-20 Жизнь в послушании и смерть в неповиновении
IV . 31 Четвертая речь Моисея. Празднование 120-летия Моисея.
31:1-8 Иисус Навин - новый предводитель Израиля.
31:9-13 Заповедь о публичном чтении закона каждые 7 лет.
31:14-29 Пророчество о мятеже Израиля.
V . 31:30-32:52 Пятая речь Моисея - прощальная песнь Моисея.
31:30-32:47 Прощальная песнь Моисея.(32:15 см. Ис 44:2).
32:48-50 Господь говорит Моисею, что он умрёт на горе Нево.
VI . 33 Шестая речь Моисея - Благословления Израилю. (33:8 см. Исх 28:30; Чис 20:2-13).
VII . 34 Моисей смотрит на землю обетованную с горы Нево и умирает на ней.From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)