Глава 7: КНИГИ Об ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПЛЕНЕНИЯ

Книга Ездры

Подготовительным чтением для изучения Книги Ездры являются статьи "Введение к пониманию Библии" и "Понимание повествования" в главе I данной книги.

Книги Ездры, Неемии и Есфирь охватывают почти всю историю евреев между 538 и 425 гг. до н.э. Имя "Ездра" значит "помощник". Автор Книги Ездры точно неизвестен. В еврейском Ветхом завете Книги Ездры и Неемии являются одной книгой. Эти книги связаны тематически, а стилистически они похожи на 1 и 2 книги Паралипоменон. Последние два стиха 2 Книги Паралипоменон являются одновременно и первыми тремя стихами Книги Ездры. В силу этого ученые предполагают, что все четыре книги были написаны одним автором. Главы 4-7 содержат, в основном, официальную переписку царей, связанную с возвращением евреев в Иуду. Эти разделы написаны не на древнееврейском, а на арамейском языке. Упоминание в тексте трех Персидских царей (Кира, Дария и Ксеркса) (1:1; 4:5, 24; 7:1) помогает определить дату написания книги. События, описанные в Книге Есфирь, по времени происходят между 6 и 7 главами Книги Ездры.

Книга Ездры охватывает период (538-470 гг. до н.э.) после освобождения евреев из 70-летнего вавилонского плена (606-536 гг. до н.э.). В книге выделяются два важных временных периода с двумя главными действующими лицами. Первый период - это возвращение евреев из плена, которое возглавил Зоровавель (536 г. до н.э.). Второй период - возвращение из плена под предводительством Ездры (458 г. до н.э.). Темой книги является исполнение обещания о возвращении оставшейся части Божьего народа (Израиля) в Иерусалим. Описанные события рассказывают об освобождении евреев, о восстановлении храма в Иерусалиме, о сопротивлении самарян восстановлению храма и о смешанных браках евреев с язычниками. Главы 1-2 повествуют о том, что евреи вернулись в Иерусалим, чтобы восстановить храм (3-6), и что Ездра приходит в Иерусалим во втором потоке возвращавшихся на родину (7-9), чтобы возродить добрые отношения между евреями и Богом (9-10). Основной урок, касающийся греха, раскрывается в главах 9-10, где говорится о грехе смешения с другими народами - неевреями (9:1-4). Эти главы показывают, как евреи молятся о прощении за этот грех (9:5-15). Печаль о грехе приводит к покаянию (10:1-4) и решению исправить это положение (10:5-17). Цена за грех и за обретение Божьего благоволения может быть высокой, а решение - болезнным. Обратите внимание на следующую последовательность: говорящий от Бога обладает властью (10:5); выражение искренней печали (10:6); тщательное рассмотрение дела (10:7-8, 14); никто не освобождается от проверки (10:8); страх народа (10:9, 14); трагические последствия восстановления общения с Богом (высокая плата за грех) (10:44). Общение с Богом восстанавливается через исповедь греха и раскаяние в нем (10:11). Во период возвращения евреев под предводительством Зоровавеля (520-516 гг. до н.э.) пророками были Аггей и Захария (5:1-2).

I. 1-2 Освобождение из вавилонского плена
1:1-11 Персидский царь Кир повелевает освободить всех израильтян в империи.
1:1 Исполнение пророчества Иеремии (Иер 25:11-12).
1:2-4 Повеление Кира о восстановлении храма (538 г. до н.э.). В своем пророчестве Исайя называет Кира по имени и указывает, что он освободит евреев и прикажет восстановить храм (Ис 44:28-45:4). Об этом было сказано по меньшей мере за 160 лет до того, как Иуда была завоевана Вавилоном в 586 г. до н.э.
1:7-11 Кир возвращает сокровища храма.
2 Список 5000 евреев, возвратившихся в Иуду (536 г. до н.э.).
II . 3:1-7 Восстановление поклонения Богу в Иерусалиме
3:3 Возведение жертвенника для приношений.
3:4-5 Возрождение ежегодных праздников.
III. 3:8 - гл.6 Возведение храма (534-515 гг. до н.э.).
3:8-13 Начало восстановления храма.
4:1-24 Противодействие самарян строительству храма.
4:6 Первое письмо самарян, написанное Персидскому царю (530 г. до н.э.).
4:7-16 Второе письмо самарян к Персидскому царю (522 г. до н.э.).
4:17-24 Персидский царь останавливает возведение храма.
5-6 Возобновление строительства храма (520 г. до н.э.).
5:1-2 Пророки Аггей и Захария вдохновляют евреев на восстановление храма.
5:3-17 Донесение персидского чиновника царю Дарию.
6:1-12 Повеление царя Дария: Никто не смеет препятствовать строительству храма (520 г. до н.э.).
6:13-22 Завершение строительства храма(516 г. до н.э.).
6:13-18 Посвящение храма Богу.
6:19-22 Соблюдение Пасхи.
IV . 7-8 Персидский царь дает евреям особые привилегии (470 г. до н.э.).
7:1-10 Священник Ездра прибывает из Вавилона в Иерусалим со второй группой евреев.
7:11-28 Письмо Персидского царя, разрешающее Ездре облагать налогами Сирийскую провинцию (7:21) и освобождающее служителей храма от налогов (7:24).
8:1-36 Возвращение в Иерусалим.
8:1-14 Список евреев, возвратившихся из Вавилона в Иерусалим.
8:15-23 Назначение служителей храма.
8:24-30 Сбор даров для храма.
8:31-36 Четырехмесячное возвращение из Вавилона в Иерусалим.
V . 9-10 Смешанные браки между евреями и иноплеменницами.
9:1-4 Ездре сообщают, что евреи породнились с иноплеменными народами.
9:5-15 Ездра молится Богу.
10:1-17 Евреи признают предосудительность смешанных браков с иноплеменницами.
10:18-44 Евреи разводятся с женами-язычницами.

Книга Неемии

Подготовительным чтением для изучения Книги Неемии являются статьи "Введение к пониманию Библии" и "Понимание повествования" в главе I данной книги.

Автором книги является Неемия. Имя "Неемия" значит "утешение Иеговы". Книга Неемии охватывает период между 456-444 гг. до н.э., когда в Иуду из Вавилона вернулась третья группа евреев. Книга рассказывает о том, что Неемия помогал еврееям подготовить восстановление городских стен (1-2), а затем возглавил восстановительные работы (3-7) (они обеспечивали физическую безопасность города). Вслед за этим евреи принесли повторную клятву следовать Старому соглашению с Богом (8-10) и повиновались ему (11-13) (что дало им духовную защиту). Книга Неемии - это замечательный рассказ о мужественном руководстве и о силе молитвы. В главах 8-10 мы видим последовательность духовного возрождения: чтение и понимание слова Божьего (8), признание в греховности и молитва (9), решение жертвенно следовать за Богом (10). Пророком в это время был Малахия.

I. 1 Молитва покаяния и прошения о Божьей помощи
II . 2:1-20 Возвращение Неемии в Иуду
2:1-10 Неемия идет из Персии в Иерусалим.
2:11-20 Неемия осматривает Иерусалим.
2:19 Самаряне высмеивают Неемию.
III. 3-7:3 Восстановление стен Иерусалима
3 Подробности возведения стен.
4 Стены защищали от самарян, т.е. от внешних врагов.
5 Неемия разрешает внутренние проблемы евреев, т.е. устранены внутренние препятствия.
6:1-14 Заговор врагов против Неемии, возглавленный самарянами - сопротивление извн.
6:15-7:3 Завершение возведения стены города.
IV . 7:4 - гл. 13 Жизнь в Иерусалиме
7:4-73 Список евреев, вернувшихся в Иерусалим из Вавилона.
8:1-12 Публичное чтение Ездрой книги закона.
8:13-18 Евреи соблюдают праздник Кущей.
9-10 Народ признает свои грехи и клянется следовать за Господом.
9 Признание своих грехов и клятва народа.
10 Скрепление клятвы и возобновление жертвоприношений и выделение десятины для левитов.
11 Заселение Иерусалима евреями, жившими в деревнях Иудеи (7:4).
11:1-24 Выбор новых жителей для Иерусалима.
11:25-36 Евреи, жившие за пределами Иерусалима.
12:1-26 Список священников и левитов.
12:27-43 Неемия освящает стены Иерусалима.
12:44-47 Обязанности в храме.
13:1-3 Принцип обособленности евреев.
13:4-31 Преобразования, проведенные Неемией.

Книга Есфирь

Подготовительным чтением для изучения Книги Есфирь являются статьи "Введение к пониманию Библии" и "Понимание повествования" в главе I данной книги.

Книга Есфирь рассказывает о еврейской девушке, ставшей царицей Персии - женой царя Ксеркса (486-465 гг. до н.э.) (это время соответствует периоду, описанному в главах 6-7 Книги Ездры). В историческом плане книга показывает, что после вавилонского плена иудеи были расселены по всему миру, и что они возвращаются в Иудею. События книги повествуют о том, как Бог защитил Свой народ от истребления. Обзор книги показывает: (1) Есфирь становится царицей Персии (1-2:20), (2) один царский сановник хочет уничтожить евреев (2:21-гл.4), (3) еврей раскрывает заговор евнухов убить царя (5:1-8:3) и (4) торжество евреев над своими врагами (8:4- 10:3). Цель книги - показать, что Бог спас евреев через языческого царя. Книга датируется 483-473 гг. до н.э.

I. 1-4 Великая опасность, угрожающая евреям
1 Царь лишает царицу Астинь короны.
2:1-18 Есфирь становится царицей.
2:19-гл.4 Тайный замысел Амана против евреев.
2:19-23 Мардохей, еврейский привратник, узнает о заговоре евнухов убить царя.
3 Тайный замысел Амана.
4 Есфирь соглашается помочь евреям.
II . 5-10 Избавление евреев
5:1-8 Пир Есфирь.
5:9-14 Замысел Амана убить Мардохея.
6 Царь оказывает почести Мардохею.
7 Аман казнен по приказу царя.
8 Есфирь спасла евреев.
9:1-17 Евреи истребляют своих персидских врагов.
9:18-32 Евреи празднуют Пурим.
10 Возвышение Мардохея при царском дворе.

From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)