Глава 8: КНИГИ ЛИТЕРАТУРЫ МУДРОСТИ

Книга Иова

Подготовительным чтением для изучения Книги Иова являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание повествования" и "Понимание литературы мудрости" в главе I данной книги.

Автор книги неизвестен. Однако, описанные в ней события говорят, что Иов жил в эпоху Патриархов, т.е. до того, как Бог заключил с Израилем Старое соглашение (1446 г. до н.э.). В книге не упоминаются ни Авраам, ни Моисей, ни судьи, ни цари, ни пророки. Нет в ней и ссылок на Десять заповедей или какую- либо сторону Старого соглашения. Жертвоприношения, совершавшиеся Иовом, как главой семейства, указывают на то, что он жил в Патриархальный период (Иов 1:5; 42:7-9).

В книге упоминаются Сотворение, грехопадение человека, Потоп и образование различных народов, которые возникли в результате смешения языков при строительстве Вавилонской башни. Книга также говорит о некоторых народах, существовавших в Патриархальный период и перечисленных в Бытии 10, но не упоминающихся в более поздних периодах Библии. Археологические исследования дали многочисленные небиблейские документы, которые показывают, что имя "Иов" было распространено около 2000 г. до н.э. Мы приходим к выводу, что события, описанные в Книге Иова, произошли между 2000-1600 гг. до н.э. Вероятнее всего, это было около 2000 г. до н.э.

Книга Иова рассказывает о перенесенных страданиях, жизненных невзгодах и о верности Богу, независимо от обстоятельств, в которых мы живем. Книга учит, что иногда праведные страдают без видимых на то причин. В грешном мире мало справедливости. Книга содержит по меньшей мере 15 научных свидетельств, большая часть которых не была открыта наукой вплоть до современной эпохи. Эти свидетельства указывают на богодухновенность книги. Следующие отрывки говорят о круговороте воды в природе - системе испарения и конденсации воды, которая орошает землю (Иов 26:8; 28:21-27; 36:27-28; 37:11, 16; 38:25-28). Геология и геофизика - науки, связанные с изучением Земли, также находят подтверждения в Книге Иова (14:18-19; 26:7, 10; 28:9-10; 38:12-14:16). Тайны Вселенной были раскрыты Иовом задолго до того, как они были открыты научным сообществом (Ин 9:9; 22:12; 26:13; 38:31-33).
Первые девять глав дают (1) понимание того, как дьявол действует в этом мире; (2) детали, которые подтверждают Сотворение и последующие события в Бытии главах 1-11. (3) Показывая, что хорошие люди страдают, они не объясняют причины того, почему они страдают.

Книга Иова часто используется для того, чтобы ответить на вопросы: "Почему страдают люди, которые следуют за Богом?" "Почему Бог, Который может и желает предотвратить страдание, допускает страдание хороших людей?" Четыре главы, следующие за диалогами между Иовом и его друзьями, посвящены ответу Бога. Бог не говорит о том, почему Он допускает страдания и использует их для испытания на верность (Ис 55:8-9). Напротив, Он сосредоточивает внимание на Своей верховной власти. Это подчеркивается словом "Всемогущий", которое относится к Богу и используется в Книге Иова чаще, чем во всех остальных книгах Библии, вместе взятых. Основной мыслью Книги Иова является верховная власть Бога - Он является Правителем Вселенной.

Книга отвечает на вопросы о боли и страданиях. Вот некоторые из этих вопросов: Торжествует ли справедливость? Действительно ли Бог заботится о своих детях? Почему некоторые благочестивые люди подвергаются великим страданиям? Каковы реальные ценности жизни? Действительно ли существует Сатана? Существует ли загробная жизнь? Обзор книги: (1) Проблема страдания и боли: Почему праведные страдают, а грешные благоденствуют? (2) Неправильный ответ трех друзей Иова: Страдание - это Божье осуждение за грех. (3) Ответ Елиуя: Страдание - это Божий путь научить нас послушанию и очистить нас. (4) Совершенный ответ Бога: Страдание - это испытание на верность Богу за то, как Он есть, а не потому что Он делает или допускает.

Жизнь Иова стала мрачной после того, как он потерял своё богатство, дети его умерли, сам он был поражен страшной болезнью, а жена хотела, чтобы он похулил Бога. Трое друзей Иова вовсе не поддерживают его, но напротив, обвиняют в сложившихся обстоятельствах. У Иова три основных жалобы: (1) Бог не слышит меня, (2) Бог наказывает меня, (3) Бог допускает, чтобы грешные преуспевали. Хотя Иов был разочарован в Боге, он никогда не терял веру в Него.

Цель книги: (1) дать откровение, кто есть Бог, (2) показать, что Бог хочет, чтобы мы доверяли Ему при любых жизненных обстоятельствах, (3) показать благосклонность Бога к верным Ему, (4) показать власть Бога над дьяволом и (5) ответить, почему праведные страдают, а грешные преуспевают. Простыми словами цель книги заключается в следующем: "Кто такой Бог определяется тем, что Он делает, поэтому мы должны доверять Ему без всяких сомнений".

Книга Иова содержит несколько важных учений: (1) учение Бога, (2) учение человека, (3) о Сатане, (4) о грехе, (5) о праведности, (6) о справедливости, (7) о вере, (8) о страдании и благословении. Обзор показывает противостояние между Богом и Сатаной (главы 1-2), первый круг споров Иова с его друзьями (3-14), второй круг споров Иова и его друзей (15-26), последнюю защиту Иова (27-31), решение Елиуя (32-37) и спор между Богом и Иовом (38-42).

I. 1-3 Бедствия Иова
1:1-5 Семья Иова.
1:6-2:10 Бог позволяет Сатане испытать Иова.
1:6-12 Сатана испытывает характер Иова.
1:13-18 Иов теряет всю свою собственность.
1:19-22 Гибель семьи Иова.
2:1-10 Иов поражен страшной болезнью.
2:9-10 Жена Иова требует, чтобы он проклял Господа.
2:11 Феман - едомский город на юго-востоке Палестины.
2:11-13 Трое друзей Иова.
3 Иов проклинает тот день, когда родился.
II . 4-31 Споры Иова с его друзьями
4-5 Елифаз обвиняет Иова в грехе; он думает, что Бог наказывает Иова.
6-7 Ответ Иова Елифазу.
6 Иов говорит, что его жалобы оправданы.
7 Никто не мог утешить Иова.
8 Вилдад советует Иову покаяться в грехе.
9-10 Ответ Иова Вилдаду.
9 Иов говорит, что между человеком и Богом нет посредника.
10 Иов умоляет Бога.
11 Софар советует Иову покаяться в грехе.
12-14 Ответ Иова Софару, Вилдаду и Елифазу.
15 Елифаз обвиняет Иова в нечестии.
16-17 Иов упрекает своих друзей в безжалостности.
18 Вилдад говорит Иову, что так страдают только грешные люди.
19 Иов отвечает Вилдаду, что он полагается на Бога.
20 Проповедь Софара о грешном человеке.
21 Иов говорит о грешной жизни.
22 Елифаз обвиняет Иова в греховности.
23 Иов провозглашает, что суд Бога праведный.
24 Иов жалуется на насилие на земле.
25 Вопрос Вилдада о том, может ли человек быть праведным перед Богом.
26-28 Ответ Иова Вилдаду.
26 Иов говорит, что человек слаб, а Бог - могуч.
27 Иов отстаивает свою непорочность.
28 Иов говорит о мудрости.
29-31 Иов подводит итоги в оправдательной речи.
III. 32-37 Ответ Елиуя Иову и его друзьям
32 Елиуй возражает друзьям Иова.
33 Елиуй упрекает Иова.
34 Елиуй провозглашает справедливость Бога.
35 Елиуй осуждает самоправедность.
36:1-23 Елиуй говорит о доброте Бога.
36:24-37:24 Елиуй свидетельствует о величии Бога.
IV . 38-41 Господь отвечает Иову
38-40:5 Господь показывает Иову Своё могущество. Прим.: В гл.38 находятся некоторые научные свидетельства.
40:3-5 Ответ Иова Богу.
40:6-41:34 Вызов, брошенный Богом Иову.
V . 42 Покаяние Иова и возвращение к Господу
42:1-6 Покаяние Иова.
42:7-9 Господь велит друзьям Иова принести за себя жертвы.
42:10-12 Господь благословляет Иова вещественными богатствами.
42:13-16 Господь благословляет Иова десятью детьми.
42:16 Господь благословляет Иова тем, что он видел четыре поколения своих потомков.

Псалмы

Подготовительным чтением для изучения Книги Псалмов являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание литературы мудрости" и "Понимание псалмов" в главе I данной книги.

Псалмы - это ответ человека или его общение с Богом. Псалмы - это древнееврейская поэзия, которую исполняли в храме. Во времена Ветхого завета пение псалмов обычно сопровождалось игрой на лире, но в синагоге времен Иисуса Христа псалмы исполнялись без сопровождения музыкальных инструментов. Псалмы отличаются по своему посланию и цели. Некоторые из них выражают хвалу Богу; другие являются благодарением, плачем или жалобой к Богу; третьи - молитвами об избавлении от врагов. Хотя большая часть псалмов была написана Давидом (73) (вторым царем Израильским), Соломон и другие авторы тоже сочинили некоторые псалмы. Несколько псалмов были написаны евреями во времена их вавилонского пленения.

Первоначально псалмы были собраны в пять книг, которые имели тематическое сходство с Пятикнижием. В книге 1 (псалмы 1-41) выделяются темы человечности и сотворения мира, раскрываемые в Бытии. Однако, в основном, это песни поклонения Богу. В книге 2 (псалмы 41-42-72) выделяются темы избавления и искупления, которые также раскрываются в Исходе. В этих песнях выражены национальные устремления Израиля. Книга 3 (псалмы 73-83-89) рассказывает о поклонении Богу и о святилище (скинии и храме), о которых также повествует Книга Левита. В этих гимнах также выражены национальные устремления израильтян. В книге 4 (псалмы 90-106) выделяется тема скитания по пустыне, о чем также говорится в Книге Чисел. Обычно эти псалмы являются хвалебными песнями. В книге 5 (псалмы 107-150) выделяются темы Писания и хвалы, о которых Моисей говорил во Второзаконии. В основном, это песни восхваления.

В псалмах употребляются четыре разных имени Бога. Первое имя - Адонай - значит "Независимый Бог". Оно встречается 61 раз. Второе - Эль - значит "Бог Всемогущий" и употребляется 432 раза. Третье имя - Иегова - значит "Заключающий и Исполняющий соглашение" и употребляется 678 раз. Четвёртое - Шаддай - значит "Бог Заботящийся" и употребляется 3 раза. В псалмах обсуждаются такие важные предметы, как: праведный человек и праведность (более 100 раз), грех и беззаконие (65 раз), противопоставление добра и зла (40 раз), суд (более 100 раз).

Пс 1 Давида Дружба с праведностью против нечестивости.
Пс 2 Давида Торжество и царство Мессии.
Пс 3 Давида Господь помогает Своим людям, попавшим в беду (2 Цар 15).
Пс 4 Давида Верные находятся в безопасности.
Пс 5 Давида Молитва о наставлении.
Пс 6 Давида Молитва во время душевного огорчения.
Пс 7 Давида Молитва за избавление от врагов.
Пс 8 Давида Хвала милости Божией в Сотворении
Пс 9 Давида Благодарение за праведный суд Бога.
Пс 10 Давида Вера в праведность Господа.
Пс 11 Давида Коварство человека.
Пс 12 Давида Вера в Божие спасение.
Пс 13 Давида Безумие безбожных и торжество Господа.
Пс 14 Давида Характер слуги Бога.
Пс 15 Давида Надежда верных.
Пс 16 Давида Молитва об уверенности в спасении.
Пс 17 Давида Бог есть Спаситель.
Пс 18 Давида Совершенное откровение Бога.
Пс 19 Давида Заверение в доверии Богу.
Пс 20 Давида Радость спасения.
Пс 21 Давида Страдание и восхваление Мессии.
Пс 22 Давида Господь - мой Пастырь.
Пс 23 Давида Бог - Царь милости.
Пс 24 Давида Просьба об избавлении и прощении.
Пс 25 Давида Молитва об испытании и искуплении Богом.
Пс 26 Давида Провозглашение веры.
Пс 27 Давида Радость в ответной молитве.
Пс 28 Давида Молитва о святости Бога.
Пс 29 Давида Радость за молитву, на которую дан ответ.
Пс 30 Давида Бог - наша защита в несчастье.
Пс 31 Давида Радость в прощении.
Пс 32 Давида Верховная власть Бога в Сотворении и истории.
Пс 33 Давида Счастье в доверии Богу.
Пс 34 Давида Господь отплатит тем, кто плохо поступает с Его народом.
Пс 35 Давида Нечестивость людей и совершенство Бога.
Пс 36 Давида Наследство праведных и бедствие нечестивых.
Пс 37 Давида Молитва во времена очищения.
Пс 38 Давида Молитва о мудрости и прощении.
Пс 39 Давида Сильная вера во время жизненных испытаний.
Пс 40 Давида Благословение и страдание благочестивых.
Пс 41 Давида Желание быть рядом с Богом.
Пс 42 Молитва во время беды.
Пс 43 Сынов Кореевых Память о прошлом избавлении.
Пс 44 Сынов Кореевых Слава Мессии и Его невесты.
Пс 45 Сынов Кореевых Бог - прибежище для Его людей.
Пс 46 Сынов Кореевых Хвала Богу - Правителю мира.
Пс 47 Сынов Кореевых Слава Богу в Сионе.
Пс 48 Сынов Кореевых Самонадеянность неразумных людей.
Пс 49 Асафа Бог - Праведный Судья.
Пс 50 Давида Молитва о покаянии.
Пс 51 Давида Следствие греховности и мир праведных.
Пс 52 Давида Безумие безбожия и восстановление Израиля.
Пс 53 Давида Восхваление за ответ на молитву.
Пс 54 Давида Вера в Бога.
Пс 55 Давида Молитва об избавлении от врагов.
Пс 56 Давида Молитва о сохранении от врагов.
Пс 57 Давида Справедливость Господа в суде над нечестивыми.
Пс 58 Давида Нечестивые будут наказаны.
Пс 59 Давида Молитва о правильном отношении с Богом.
Пс 60 Давида Уверенность в Божьей защите.
Пс 61 Давида Терпение в Божьем избавлении.
Пс 62 Давида Радость от общения с Богом.
Пс 63 Давида Ликование перед лицом угнетения.
Пс 64 Давида Восхваление спасения и Божьего провидения.
Пс 65 Давида Восхваление Бога за благоговейную работу.
Пс 66 Давида Слава Богу.
Пс 67 Давида Восхваление Бога за благословения Израиля.
Пс 68 Давида Настоятельная просьба о помощи.
Пс 69 Давида Молитва об избавлении от врагов.
Пс 70 Вера в Бога.
Пс 71 Соломона Слава царству царя.
Пс 72 Соломона Несчастье нечестивых и благословение полагающихся на Бога.
Пс 73 Асафа Просьба об освобождении от угнетения.
Пс 74 Асафа Благодарение за праведный суд Божий.
Пс 75 Асафа Величие Бога.
Пс 76 Асафа Бог спасает Израиль от Египта.
Пс 77 Асафа Доброта Бога к мятежному Израилю.
Пс 78 Асафа Молитва за Израиль после поражения.
Пс 79 Асафа Молитва за восстановление Израиля.
Пс 80 Асафа Мольба к Израилю о покаянии.
Пс 81 Асафа Просьба о справедливости Бога.
Пс 82 Асафа Молитва о срыве заговора против Израиля.
Пс 83 Сынов Кореевых Радость от пребывания в доме Господнем.
Пс 84 Сынов Кореевых Молитва за процветание земли.
Пс 85 Давида Молитва о милости.
Пс 86 Сынов Кореевых Слава Иерусалима.
Пс 87 Сынов Кореевых Просьба о помощи во времена отчаяния.
Пс 88 Ефама Езрахита Печаль об утраченных благословениях.
Пс 89 Моисея Вечность Бога и тщетность человека.
Пс 90 Безопасность в пребывании с Богом.
Пс 91 Любовь и верность Бога.
Пс 92 Господь царствует вечно.
Пс 93 Господь - прибежище для праведных.
Пс 94 Призыв к народу о поклонении и послушании Богу.
Пс 95 Грядущий суд Бога.
Пс 96 Верховная власть Бога.
Пс 97 Спасение и суд Бога.
Пс 98 Святость Бога.
Пс 99 Верность Господа Своему народу.
Пс 100 Давида Обещание быть верными Богу.
Пс 101 Вечная любовь Бога.
Пс 102 Давида Милости Бога.
Пс 103 Господь управляет Своим творением.
Пс 104 Верность Богу.
Пс 105 Радость от прощения грехов Израиля.
Пс 106 Благодарение за избавление Богом.
Пс 107 Давида Уверенность в победе над врагами.
Пс 108 Давида Просьба о суде над лжеобвинителями.
Пс 109 Давида Провозглашение царствования Мессии.
Пс 110 Верность и справедливость Бога.
Пс 111 Благословение в праведности.
Пс 112 Величие Бога.
Пс 113 Бессмысленность идолов и упование на Бога.
Пс 114 Благодарение за спасение жизни.
Пс 115 Благодарение за спасение жизни.
Пс 116 Каждый должен восхвалять Бога.
Пс 117 Вечная милость Бога.
Пс 118 Слово Бога.
Пс 119 Молитва за освобождение от врагов.
Пс 120 Бог помогает тем, кто приходит к нему.
Пс 121 Давида Радость дома Господня.
Пс 122 Молитва об избавлении от надменных людей.
Пс 123 Давида Господь - наш защитник.
Пс 124 В Господе наша сила.
Пс 125 Радость от возвращения в Иерусалим.
Пс 126 Соломона Согласие с Богом.
Пс 127 Благословения в следовании Богу.
Пс 128 Победа над врагами Иерусалима.
Пс 129 Терпение в ожидании Бога.
Пс 130 Давида Доверие Богу.
Пс 131 Господь обитает в Иерусалиме.
Пс 132 Давида Единение Божьего народа.
Пс 133 Хвала Богу.
Пс 134 Сотворение и спасение Израиля Богом.
Пс 135 Милость Бога.
Пс 136 Тоска по Иерусалиму в вавилонском плену.
Пс 137 Давида Бог добр к верным Ему.
Пс 138 Давида Совершенное знание Бога о людях.
Пс 139 Давида Молитва об освобождении от врагов.
Пс 140 Давида Молитва о сохранении от нечестивости.
Пс 141 Давида Молитва об освобождении от гонителей.
Пс 142 Давида Молитва о наставлении.
Пс 143 Давида Господь благословляет Свой народ.
Пс 144 Давида Любовь и величие Бога.
Пс 145 Счастье от Божьей помощи.
Пс 146 Божье слово и провидение.
Пс 147 Могущество Бога.
Пс 148 Песня хвалы Богу.
Пс 149 Божье спасение и суд.
Пс 150 Песня хвалы Богу.


Книга Притчей Соломоновых

Подготовительным чтением Книги Притчей являются "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля" и "Понимание литературы мудрости" в главе I данной книги.

Слово "притча" в древнееврейском значит "нечто подобное". Притча - это использование сравнения для поучения истине. Самыми распространенными литературными приемами Книги Притчей являются: антитеза (сравнение противоположностей), сравнение (сравнение схожего), образность и олицетворение (придание неживым предметам свойств человека).

В Книге Притчей рассматриваются многие темы: мудрость, грех, язык, богатство, гордыня, леность, любовь, удовольствие, успех, воздержанность и этика. В книге противопоставляются: Бог и человек, время и вечность, правда и ложь, богатство и бедность, нравственность и распущенность, справедливость и несправедливость, счастье и несчастье. Здесь представлены самые разные грешники: глупцы, клеветники, сплетники, лжецы и хвастуны; отражены общественные отношения: хозяина и слуги, богатого и бедного, мужа и жены, родителей и детей.

Книга Притчей написана между 950-900 гг. до н.э. Соломоном, третьим царем Израильским, сыном царя Давида. Эта книга отражает мудрость Соломона, данную ему Богом (3 Цар 2:9-12). Глава 30 была написана Агуром, а глава 31 -Лемуилом. Предполагается, что некоторые из притчей были записаны царем Езекией около 700 г. до н.э. Притчи показывают все стороны жизни и построены на противопоставлении греховности, глупости и безрассудства праведности, мудрости и счастья. Тема книги: истинная мудрость - в уважении и благоговении перед Богом. Урок для христианина состоит в том, что всё, что мы говорим или не говорим; поступки, которые мы совершаем или не совершаем (начиная с самых важных и до тех, которые кажутся неважными) даже выражение нашего лица либо прославляет Бога, либо срамит Его.

I . 1-9 Олицетворение мудрости
1:1-7 Начало знания есть мудрость. 1:7-Уважение к Богу есть начало мудрости.
1:8-19 Отвергайте наставления в плохом (в пороке). 1:8-Уважайте родителей.
1:20-33 Призыв к мудрости (мудрость олицетворена). 1:22-33 - Невежды ненавидят знание.
2:1-22 Ценность мудрости. (2:10) Знание, благоразумие и понимание спасают от зла.
3:1-4:27 Наставление для молодых людей. 4:23 -Храни сердце твое, потому что в нем источник жизни.
5-7 Нравственные наставления. Сексуальная непорочность.
5:5-19 Супружеская верность.
5:20-23 Внебрачная связь - безрассудство.
6:1-5 Деловые договоры.
6:6-11 Честь в действии.
6:12-19 Семь ненавистных Господу вещей.
6:20-7:27 Сексуальная непорочность.
6:20-7:5 Остерегайся внебрачных связей.
7:6-27 Обольщения блудницы (проститутки на древнем Ближнем Востоке).
8:1-9:12 Превосходство мудрости. 9:10-Благоговение перед Богом - начало мудрости.
9:13-18 Последствия глупости.
II . 10-13 Превознесение праведности (она упоминается 31 раз)
10:11-14 Уста праведника- источник жизни.
10:16 Труды праведного.
10:18-21; 31-32 Речь (язык) праведника.
11:1-8 Непорочность праведника.
11:9-13 Слова праведника.
11:24-28 Щедрость праведника благословляется процветанием.
11:30 Праведные завоевывают души.
12:17-22 Праведные говорят правду.
III . 14-29 Различные притчи
IV . 30 Мудрость Агура
V . 31 Мудрость матери царя Лемуила.
31:10-31 -Добродетельная жена.

Книга Екклесиаста или Проповедника

Подготовительным чтением для изучения Книги Екклесиаста являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля" и "Понимание литературы мудрости" в главе I данной книги.

Книга Екклесиаста была написана Соломоном, третьим царем Израильским. Имя Екклесиаст значит "проповедник". Соломону было дано больше мудрости, чем когда- либо кому-либо еще (3 Цар 2:9-12). Но, несмотря на это, он искал смысл жизни с точки зрения ценностей и удовольствий этого материального мира. В Книге Екклесиаста Соломон представляет два противоположных взгляда на жизнь (эмпирический и рационалистический).

Человек создал две основных жизненных философии: эмпиризм и рационализм. Идея эмпиризма заключается в том, что источником знания является человеческий опыт, особенно получаемый с помощью чувств. Человек может знать только то, что он испытывает. Идея рационализма заключается в том, что единственным источником знания и духовной истины является человеческий разум. Человек может знать только то, что он постигает своим умом. Соломон искал счастье и смысл жизни, пользуясь обеими философиями. Эмпирический подход раскрывается в отрывках, которые начинаются со слов "Я предпринял ...", "Я приобрел ..." и т.д. (напр., 2:4, 7). Рационалический подход - в словах "Я предал сердце моё, чтобы познать ..." (1:17). И, всё же, окончательный вывод Соломона таков: всё суета сует. Истину можно познать только через откровение от Бога.

Главная фраза - "жизнь под солнцем" или "под небом" - встречается 29 раз и отражает поиск смысла в опытах этого мира. Слово "суета" употребляется 39 раз и обозначает многое из того, что невозможно понять в этой жизни. Слово "Бог" употребляется 40 раз.

В книге говорится о десяти видах суеты: человеческая мудрость (2:15-16), труд человека (2:9-21), цель человека (2:26), соперничество людей (4:4), человеческая жадность (4:8), людская слава (4:16), обжорство человека (5:10), его алчность (6:9), легкомысленность человека (7:4) мирские награды (8:10, 14).

Истина состоит в том, что человек может найти свое счастье не в стремлении к удовольствиям и удобствам, а в благочестии. Важнейший вывод книги: ваша жизнь имеет смысл, если вы ищите Бога и Его пути. Соломон пришел к выводу, что цель человека - в служении Богу (Еккл 12:13).

I . 1:1-11 Суета жизни
1:1-4 Введение к разговору о суете.
1:5-11 Примеры суеты.
II . 1:12-6:12 Суетность жизни
1:12-2:26 Доказательства из Писания.
1:12-18 Мудрость Соломона - источник личной печали.
2:1-11 Суетность удовлетворения.
2:12-26 Конец мудреца и глупца.
3:1-6:12 Доказательства из наблюдений. 3:1 - Всему своё время
3:9-15 Предназначение человека - творить добро.
3:16-4:3 Господство несправедливости.
4:4-8 Суетность себялюбия.
4:9-12 Ценность дружбы.
4:13-16 Суетность славы.
5:1-6 Держи свое слово.
5:8-6:12 Суетность богатства и почестей.
III . 7-12 Увещевание бояться Бога
7:1-9:18 Как справиться с грешным миром.
7:1-8:1 Ценность мудрости.
8:10-9:12 Смерть приходит ко всем людям. 9:10 - Сумей использовать на благо время и свои способности.
9:13-18 Мудрость превыше глупости.
10-12:18 Совет относительно неопределенностей в жизни.
11:1-8 Ценность прилежания.
11:9-12:8 Ищи Бога с дней юности твоей.
12:9-14 Суть жизни человека .

Книга Песни Песней Соломона

Подготовительным чтением для изучения Книги Песни Песней Соломона являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля" и "Понимание литературы мудрости" в главе I данной книги.

Песнь Песней Соломона - это песня любви, написанная Соломоном. Эта книга - выражение открытой всем личной любви Соломона к девушке-сунамитянке.

Словами прекрасной поэзии Песнь Песней восхваляет половой аспект брака, отражая Божье предназначение и желание человеком половых отношений, данное ему Богом (Быт 2:24). Песнь Песней показывает доброту, нежность и зрелость правильных супружеских отношений. В этой книге показаны многие виды проявления любви. Некоторые из физических аспектов любви в браке: красота и непорочность тела, половые желания, влечение, удовлетворение, стремление отдавать себя и получать от другого, близость и разлука. Некоторые из социальных, психологических и духовных аспектов супружества: притяжение друг к другу, товарищество, союз и общение, надежда, удовольствие, стремление поддерживать друг друга, близость и разлука, нежность, жертвенность, верность, похвала, любовь, чистота и смирение.

Книга написана поэтическим языком. Временами бывает трудно определить, кто говорит. Более полного понимания книги можно достичь, изучив географию Палестины и обычаи древних евреев.

I . 1:1-5:1 Начало любви
1:1-3:5 Влюбленность. Ухаживание.
1:2-8 Невеста тоскует о любви.
1:9-2:7 Выражение взаимной любви.
2:8-17 Посещение дома невесты весной.
3:1-5 Сон невесты о разлуке.
3:6-5:1 Единение в любви -Свадьба.
3:6-11 Свадебная процессия.
4:1-5:1 Жених восхваляет невесту.
4:16-5:1 Вкушение плодов брака.
II . 5:2-8:14 Возрастание любви - Познание совместной жизни
5:2-7:10 Разочарования.
5:2-6:3 Мужа нет - жена опечалена.
6:4-7:10 Муж восхищается свой женой.
7:11-8:14 Возрастание в любви - успехи в совместной жизни.
7:11-8:4 Невеста видит сон о посещении своей семьи.
8:5-14 Невеста посещает сельский дом своей семьи.

From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)