Глава 9: КНИГИ БОЛЬШИХ ПРОРОКОВ
Книга Пророка Исайи
Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Исайи являются Четвертая Книга Царств 15-20 и Вторая Книга Паралипоменон 26-32 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание повествования", "Понимание пророков" и "Понимание апокалиптической литературы" в главе I данной книги.
Исайя был смелым, бесстрашным и искренним человеком. Писания Исайи показывают его высокий интеллект и образование. Исайя был женат и имел двух сыновей (7:3; 8:3). Он пророчествовал по меньшей мере 46 лет, хотя предполагается, что время пророчествования охватывает 60 или более лет (760-700 гг. до н.э.). Исайя пророчествовал в Иуде и был современником Михея (Иуда), Амоса и Осии (Израиль, Северное царство). Северное царство попало в ассирийский плен во время пророческой деятельности Исайи.
Имя Исайя значит "спасение от Господа". Исайю называют мессианским пророком (гл. 2, 7, 53, 61 и 62), так как он пророчествовал о жизни Иисуса (53) и о начале Церкви больше, чем любой другой пророк Ветхого завета. Его пророчества о Мессии и церкви цитируются в 55-ти из 66-ти глав Нового завета. Как теолог, Исайя подчеркивает святость Бога и Его ненависть к греху Иуды. Исайя называет Бога "Святым Израиля" 25 раз. Главы 2, 7, 53, 61 и 62 содержат известные всем мессианские предсказания. Главы 36-39 являются историческими и аналогичны 4 Книге Царств 18-20 и 2 Книге Паралипоменон 29-32, которые рассказывают о времени царствования царя Иудейского Езекии. Большинство его пророчеств обращены к Иуде и Иересалиму. Иуда и Иерусалим остаются в центре внимания даже его пророчеств против чужеземных народов (Ис 13-23). Некоторые из его предсказаний обращены к Северному царству (Ис 9:8-10:4; 17:1-11; 28:1-6).
Книга Исайи представляет из себя сборник серии его речей, произнесенных в разное время. Они построены по одному образцу и состоят из четырех пунктов. Например: (1) Обвинение, или обвинительная речь (1:1-9). (2) Угроза (1:10-15). (3) Предупреждение (1:16-20). (4) Обещание очищения и благословения (1:21-31). Структурно книга построена так, что её первая половина (гл. 1-33) аналогична второй (гл. 34-66).
Главы --- Тема
1-5 и 34-35 --- Разрушение и восстановление.
6-8 и 36-40 --- Биографический материал.
9-12 и 41-45 --- Действующие силы божественного благословения и суда.
13-23 и 46-48 --- Послания, направленные против чужеземных властей.
24-27 и 49-55 --- Всеобщее искупление и спасение Израиля.
28-31 и 56-59 --- Проповеди об этике.
32-33 и 60-66 --- Возрождение народа.
Хронология событий, описываемых в книге, не совпадает с порядком глав.
Глава --- Дата --- Царь Иудейский --- Царь Ассирийский
1-6 --- 759-736 гг. до н.э. --- Иофам --- Тиглатпаласар III
7-12, 17 --- 734 г. до н.э. --- Ахаз --- Тиглатпаласар III
19 --- 720 г. до н.э --- Езекия --- Тиглатпаласар III
19 --- 720 г. до н.э --- Езекия --- Салманасар V
38 --- 714 г. до н.э. --- Езекия --- Саргон II
39 --- 712 г. до н.э. --- Езекия --- Саргон II Меродох Валадан (Царь Вавилонский)
20 --- 711 г. до н.э. --- Езекия --- Синахериб
28-32 --- 701 г. до н.э. --- Езекия --- Синахериб
40-66 --- после 701 г. до н.э. --- Езекия --- Синахериб
Кроме того, есть главы, которые не имеют определенной даты, но содержащиеся в них пророчества помогают определить временные рамки этих глав.
Глава --- Дата
13-14, 23-27 --- 734-722 гг. до н.э.
15-16 --- до 711 г. до н.э.
20-22 --- до 711 г. до н.э.
18, 33-37 --- незадолго до осады Иуды в 701 г. до н.э.
40-66 --- после 701 г. до н.э.
Считается, что Исайя поставил главы 36-37 не в хронологической последовательности для того, чтобы в главах 1-35 сделать соответствующее заключение. Подобным образом главы 38-39 не следуют в хронологическом порядке, чтобы сделать введение к главам 40-66.
Обзор книги показывает, что главы 1-12 являются предсказаниями о приговоре Иуде; главы 13-33 - это пророчества об осуждении других народов; главы 24-27 рассказывают о периоде испытаний; главы 28-35 - о предстоящих Божьих карах и благословениях; главы 36-39 - это пророчество, обращенное к Иуде времен царствования Езекии, когда удалось избежать ассирийского плена, но впереди было вавилонское пленение; в главах 40-48 повествуется о надеждах, об утешении и спасении в будущем; главы 49-57 рассказывают о Мессии, который принесет спасение; главы 58-66 говорят о славном будущем Израиля.
I. 1-5 Видения об Иуде и Иерусалиме
1 Первое видение.
1:1-20 Греховность иудеев.
1:21-3:1 Иерусалим - вырождающийся город.
2-4 Второе видение.
2:1-4 Пророчество о Церкви Христа.
2:5-22 Пророчество о разрушении Израиля.
2:5-9 Порочность Израиля.
2:10-22 Разрушение Иерусалима.
3:1-4:1 Суд над Иудой и Иерусалимом.
4:2-6 Обновление Сиона.
5:1-30 Песнь о винограднике.
5:1-7 Притча об отступничестве иудеев.
5:8-30 Осуждение излишеств, материализма и плотских удовольствий.
II . 6 Бог призывает Исайю стать пророком (759 г. до н.э.)
III . 7-12 Пророчество об Еммануиле (Иисусе)
7:1 734 г. до н.э.
7:14 Пророчество о непорочном рождении Иисуса (Мт 1:23).
7:18-25 Пророчество об изгнании иудеев с их земли.
8:1-10 Ассирия завоюет Иуду.
8:11-22 Увещевание Иуде слушать Господа.
8:14-15 Пророчество об Иисусе (1 Пет 2:7-8).
9:1-7 Правление, которое установит Мессия.
9:8-10:4 Наказание Самарии, столицы Израиля.
10:5-19 Наказание Ассирии.
10:20-34 Остатки израильтян вернутся в Иуду.
11:1-16 Пророчество о Мессии - отрасли от корня Иессеева.
12 Гимн хвалы Господу.
IV . 13-23 Пророчества об осуждении и наказании народов - соседей Израиля
13:1-14:23 Предсказание о Вавилоне.
14:1-2 Божья милость к Израилю.
14:3-21 Падение Вавилонского царя.
14:22-23 Разрушение Вавилона.
14:24-27 Гибель Ассирии.
14:29-32 Божья кара земле Филистимской (Ам 1:6-8; Иез 25:15-17; Иер 47).
15-16 Пророчество о Моаве(Иер 48; Иез 25:8-11; Ам 2:1-3).
17 Предсказание о Сирии и Израиле (17:1-3- ср. Иер 49:23- 27; Ам 1:3-5).
18 Пророчество об Эфиопии.
19-20 Предсказание о Египте (Иер 46:1-26; Иез 26-32).
20 Предзнаменование Египту и Эфиопии (20:4 - Наум 3:8).
21:1-10 Падение Вавилона.
21:11-12 Пророчество о Едоме (Иез 25:12-14; Ам 1:11-12; Иер 49:7-22; Авд ).
21:13-17 Пророчество об Аравии.
22:1-14 Пророчество об Иерусалиме.
22:15-25 Приговор Севону (4 Цар 18:18).
23 Воззвание против Тира (Ам 1:9-10; Иез 26-28).
V . 24-27 Осуждение греха, призыв к Иуде о святости
24 Суд над землей. Мир будет в состоянии кризиса, когда придет Иисус.
25 Песня хвалы Господу.
26 Песня спасения. Воскрешение из мертвых (26:19).
27 Восстановление Израиля.
VI . Пророчество Израилю и Иуде о грядущих бедствиях (28-35)
28 Горе ефремлянам и Иерусалиму.
28:16 Мессианское пророчество о краеугольном камне в Сионе.
28:23-29Слушайте Господа.
29-30:26 Горе Иерусалиму.
29 Безнадежность бегства в Египет.
30:27 Наказание Ассирии.
31:1-3 Безрассудно доверять человеку вместо Бога.
31:4-9 Бог избавит Иерусалим.
32:1-9 Мессианское пророчество о правлении праведности.
32:9-20 Результат самодовольства.
33:1-9 Молитва о глубоком горе.
33:10-16 Суд над Сионом.
33:17-24Сион - земля Господня.
34 Суд над народами.
35 Будущая слава Сиона.
VII . 36-39 Пророчества во время правления Езекии (4 Цар 18-20; 2 Пар 29-32).
События в главе 36 начинаются в 713 г. до н.э. Израиль завоеван Ассирией (722 г. до н.э.)
36-37 Ассирия пытается завоевать Иуду.
36 Ассирийский царь похваляется перед Богом.
37:1-7 Исайя заверяет Иуду в спасении от Ассирии.
37:8-14 Ассирия угрожает Иуде.
37:15-20 Молитва Езекии.
37:21-35 Слова Бога, обращенные к Езекии.
37:36 Бог поражает Ассирию.
37:38 (4 Цар 19:37) 681 г. до н.э..
38 Бог продлевает жизнь Езекии (4 Цар 38).
39 Вавилонские дипломаты посещают Езекию (712 г. до н.э.) (4 Цар 39).
VIII . 40-66 Мессианские пророчества
40 Бог - источник утешения.
41:1-45:4 Бог - источник покоя.
41:1-20 Израиль уверен, что Бог поможет.
41:21-29 Ненужность идолов.
42:1-9 Иисус - Слуга Божий (Мт 12:18-21).
42:10-13 Хвала Богу.
42:14-20 Бог обещает Свою помощь.
42:21-25 Неповиновение Израиля Богу не забыто.
43:1-28 Бог - Искупитель Израиля. Бог призывает Израиль покаяться (43:22-28).
44:1-20 Существует только один Бог.
44:1-5 Божьи благословения Израилю.
44:6-8 Нет другого бога, кроме Бога.
44:9-20 Идолопоклонство - это глупость.
44:21-45:4 Бог спасет Израиль.
44:21-23 Израиль не забыт.
44:24-45:4 Иуда вернется на свою землю. Пророчество об освобождении евреев и их возвращении в Иуду по приказу Персидского царя Кира (536 г. до н.э.), было сделано в 700 г. до н.э. (Царь Кир родился через 150 лет после смерти Исайи) (Дан 10; Езд 1).
45:4-48:22 Бог - источник безопасности.
45:4-25 Бог - единственный Спаситель.
46:1-13 Живой Бог - противоположность мертвых идолов.
47:1-15 Вавилон падет. Прим.: Это пророчество было произнесено за 80 лет до того, как Вавилон стал мировой державой.
48:1-11 Израиль очищен славой Господней.
48:12-22 Давний замысел Бога искупить Израиль.
49-66 Бог - источник вечного спасения
49:1-53:12 Раб (пророчество об Иисусе).
49:1-13 Раб будет Божьим светом для Израиля.
40:14-26 Бог будет помнить Сион (Иерусалим).
50 Раб - надежда израильтян.
51 Бог утешает Сион.
52:1-12 Бог искупает Иерусалим.
52:13-53:12 Раб понесет грехи мира.
52:14-53:31 Указывает, что Иисус не был красив. Ср. 1 Цар 9:2 и увидите, как Бог действует в Исаии 55:8.
54-66 Бог распространяет Свой Новый завет на все народы.
54 Вечный завет мира.
55 Приглашение к наполненной жизни.
56:1-8 Спасение распространяется на язычников.
56:9-12 Безответственные израильские руководители.
57:1-13 Бесполезность идолопоклонства в Израиле.
57:14-58:14 Бог предлагает Израилю духовное исцеление.
59:1-8 Грех отделяет Израиль от Бога.
59:9-15 Признание греха.
59:16-21 Бог пошлет Сиону искупителя.
60:1-18 Язычники будут благословением Иерусалима.
60:19-22 Бог - слава Своего народа.
61 Благая весть о спасении.
62 Заверения Бога в спасении.
63:1-6 Божья кара и спасение.
63:7-14 Господни милости.
63:15-64:12 Скорбная молитва о грехах.
65:1-16 Праведность Божьего суда.
65:17-25 Церковь - славное Божье творение.
66:1-4 Истинное и ложное поклонение.
66:5-13 Бог оправдывает Сион.
66 Суд Божий.
Книга Пророка Иеремии
Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Иеремии являются Четвёртая Книга Царств 22-25, Вторая Книга Паралипоменон 34-36, Книга Пророка Даниила 1-4 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание повествования" и "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Иеремия пророчествовал примерно через 70 лет после Исайи. В отличие от Исайи, он был более мягким и сострадательным человеком. Бог повелел Иеремии не жениться. Если Исайя жил более, чем за 100 лет до пленения Иуды, то Иеремия - тогда, когда Иерусалим был разрушен. Он пророчествовал в течение последних 40 лет, которые предшествовали вавилонскому плене-нию Иуды в 586 г. до н.э. Начало его пророчествования приш-лось на период, когда Израиль находился в ассирийском плену уже 94 года. Вавилон завоевал Ассирию в 612 г. до н.э. и во времена Иеремии стал мировой державой. На протяжении почти всей своей пророческой деятельности Иеремия жил в Иерусалиме (627-586 гг. до н.э.). Он пророчествовал во времена правления царей Иосии, Иоакима, Иехонии и Седекии (4 Цар 22-25; 2 Пар 34-36). Из этого периода пророчествования выпадает лишь трехмесячный период царствования Иоахаза. После разрушения Иерусалима он бежит в Египет и пророчествует там (Иер 43). Современниками Иеремии были пророки Софония, Аввакум, Наум, Даниил и Иезекииль. На протяжении более 20 лет Вавилон трижды уводил евреев в плен (605, 597 и 586 гг. до н.э.). Даниил был пророком вавилонских царей (605-536 гг. до н.э.), а Иезекииль пророчествовал для евреев в лагере переселенных в Вавилоне (597- 570 гг. до н.э.).
Иеремия происходил из богатой семьи священников. Он был чувствительным, тихим и застенчивым человеком. Иеремия был призван стать пророком еще в молодом возрасте. Обычно его называют плачущим пророком, потому что он пролил много слез о мятеже Иуды против Бога. Иеремия пророчествовал в храме, царском дворце и тюрьме.
Книга Пророка Иеремии объединена основной темой, а не последовательностью событий во времени. Главы 1-25 развивают тему греховности народа и грядущего наказания. Главы 26-45 являются, в основном, историко-хронологическими и повествуют о деятельности пророков. Главы 46-51 рассказывают о наказании врагов Иуды. По-другому главы можно организовать так: главы 1-20 - шесть проповедей во времена правления царя Осии. Главы 21-24 и 37-38 рассказывают о пророческой деятельности Иеремии во время царствования Седекии (царя Иуды, назначенного Вавилоном). Главы 25-27 и 35-36 - это пророчества Иеремии во время царствования Иоакима (609-598 гг. до н.э.). Главы 39-42 рассказывают о разрушении Иерусалима. Главы 43-44 описывают путешествие Иеремии в Египет. Глава 45 - это пророчество о Варухе, который выступал против Иеремии в Иерусалиме. Главы 46-51 - это пророчества о врагах Иуды. Глава 52 - это описание разрушения Иерусалима и освобождения Иехонии в Вавилоне (560 г. до н.э.).
Следующая схема показывает, в какой последовательности следует читать главы книги, если Вы хотите проследить историческую хронологию.
Хронология Книги Пророка Иеремии Царь Иудейский --- Даты царствования царей --- Глава Книги Иеремии
Иосия --- 627-609 гг. до н.э. --- 1-19
Иоахаз --- 609 г. до н.э. --- нет
Иоаким --- 609-597 гг. до н. э. --- 25-27; 35-36; 45
Иехония --- 597 г. до н.э. --- нет
Седекия --- 597-586 гг. до н.э. --- 20-24; 28-34; 37-39
Годолия (начальник) --- 586 г. до н.э. --- 40-44
не было --- 586-560 гг. до н.э. --- 52
неизвестный --- неизвестна --- 46-51
Обзор Книги Иеремии показывает, как Бог призвал Иеремию стать пророком (1); осуждение греховности Иуды (2-25); столкновения, страдания и несчастья, пережитые Иеремией (26-29); обещание о будущем восстановлении Иерусалима (30-33); падение Иерусалима в те дни (34-39); события вслед за падением Иерусалима (40-44); осуждение девяти народов (46-51); разрушение Иерусалима (52). Глава 31:31-34 показывает необходимость нового соглашения между Богом и человеком, потому что старое соглашение перестало действовать. Два интересных наблюдения в главах 40-44 после разрушения Иерусалима: (1) после разрушения Иерусалима Иеремия был также верен Богу и евреям, как и до него, (2) непокорное сердце евреев не изменилось. Иеремия призывал к покаянию, что подчеркивается частым употреблением слова "вернитесь" (47 раз).
I . 1 Бог призывает Иеремию стать пророком
1:1-8 Призвание пророка.
1:9-10 Миссия пророка.
1:11-19 Забота Бога о пророке.
II . 2-20 Устные проповеди в дни царствования Иосии
2:1-3:5 Первая проповедь: осуждение идолопоклонства Израиля и Иуды (ср. Иез 8).
2:1-37 Бог жалуется на идолопоклонство всего Израиля.
3:1-5 Израиль не испытывает стыда.
3:6-6:30 Вторая проповедь: покайтесь или погибнете.
3:6-4:4 Призывы к покаянию (ср. Иез 23).
3:5-4:2 Призыв к Израилю о покаянии.
4:3-4 Призыв к Иуде о покаянии.
4:5-18 Завоевание Иуды близится.
4:19-31 Скорбь Бога о Своем обреченном народе.
5 Справедливость Божьего суда.
6 Погибель Иуды придет с севера.
7:1 - гл.10 Третья проповедь Иеремии, произнеснная в храме (609 г. до н.э.).
7:1-27 Иуда верит лжепророкам. Силом (7:12 см. 1 Цар 1:1- 3; 4:21-22; 21:26; 1 Пар 16:39; 21:29; 2 Пар 1:3-5; Пс 77:56-62).
7:28-8:3 Божий суд над непристойной религией.
8:4-17 Опасность лжеучения.
8:18-9:25 Иеремия оплакивает евреев.
10:1-16 Идолы противопоставляются Богу.
10:17-25 Иуда скоро будет в плену.
11-13 Четвертая проповедь: иудеев упрекают в неверности.
11:1-17 Завет нарушен.
11:12-21 Жизнь Иеремии под угрозой.
12:1-4 Иеремия обращается к Богу с вопросом.
12:5-13 Бог отвечает Иеремии.
12:14-17 У язычников есть возможность покаяться.
13:1-11 Льняной пояс.
13:12-14 Винные меха.
13:15-27 Падению предшествует гордыня.
14-17 Пятая проповедь Иеремии: Бог наказывает отступников.
14:1-15:9 Меч, голод, чума. Полное разрушение (15:1-9).
15:10-21 Иудеи отвергают Иеремию. Бог успокаивает Иеремию (15:19-21).
16:1-13 Образ жизни Иеремии.
16:14-21 Бог восстановит Израиль на земле Иуды (Иез 37:15-22; Езд 1:1-4).
17:1-27 Грех Иуды и наказание. Иуда не святит Субботу (17:19-27).
18-19 Шестая проповедь Иеремии.
18:1-11 Гончар и глина.
18:12-17 Предупреждения Бога отвергнуты Иудой.
18:18-23 Гонения на Иеремию.
19 Разбитый кувшин.
III . 20-24 Пророчества в дни царствования Седекии (597-586 гг. до н.э.)
20 За свои пророчества Иеремия заключен в темницу.
21:1-10 Иерусалим обречен.
21:11-22:10 Послание дому Иуды.
22:11-23 Послание сынам Иосии.
22:24-30 Суд над царем Иоакимом.
23:1-8 Пророчество об "отрасли праведной" (Иисусе).
23:9-40 Лжепророки и пустые обещания.
24 Две корзины со смоквами.
IV . 25-27 Пророчества в дни царствования Иоакима
25:1-14 Иуда будет безлюдной в течение 70 лет.
25:15-38 Суд Бога над другими народами.
26 Иеремия спасен от смерти.
27 Вавилонский плен: оковы и ярмо.
V . 28-34 Пророчества в дни царствования Седекии
28 Лжепророк Анания.
29 Письмо Иеремии пленникам в Вавилоне (598 г. до н.э.).
30 Обещание Господа о возвращении Иуды и Израиля на землю обетованную.
31:1-40 Остатки израильтян будут сохранены.
31:15-22 Божья милость к Ефрему.
31:23-30 Божье обещание Иуде: процветание.
31:31-40 Обещание о новом соглашении.
32-34 Двухлетняя осада Иерусалима Вавилоном.
32:1-15 Иеремия покупает поле. Иеремию бросают в темницу.
32:16-25 Молитва Иеремии о понимании.
32:26-44 Бог заверяет евреев, что они вернуться в Иуду.
33:1-18 После 70-летнего периода наказания евреи вернутся в Иуду. Предсказание об Иисусе (33:15-16).
33:19-26 Нерушимость Божьего завета.
34 Бог предупреждает Седекию.
VI . 35-36 Пророчества в дни царствования Иоакима
35 Послушание рехавитов.
36:1-10 Свиток, который был прочтен в храме.
36:11-26 Свиток, который был прочтен в царском дворце. Царь Иоаким сжигает свиток (36:20-26).
36:27 Иеремия переписывает свиток.
VII . 37-39 Пророчества в дни царствования Седекии
37 Иеремия предсказывает падение Иерусалима. Иеремия в тюрьме (37:11-21).
38:1-13 Иеремия брошен в яму.
38:14-22 Седекия боится совета Иеремии.
39:1-10 Взятие Иерусалима.
39:11-18 Навуходоносор, царь Вавилонский, освобождает Иеремию.
VIII . 40-44 Пророчества в дни правления Годолии
40 Иеремия и Годолия (коварство Исмаила).
41 Восстание против Годолии.
42 Бог запрещает бежать в Египет.
43 Иеремию приводят в Египет.
44 Евреи будут наказаны в Египте.
I Х. 45 Пророчества против Варуха
Х. 46-51 Пророчества против народов
46 Суд над Египтом. (ср. Иез 29-32; Ис 19).
46:13-26 Вавилон нападет на Египет.
46:27-28 Израиль будет сохранен.
47 Суд над филистимлянами. (ср. Иез 26:15-17; Ис 4:29-32; Ам 1:6-8).
48 Суд над Моавом. (ср. Ам 2:1-3; Иез 25:8-11; Ис 15; 16).
49:1-7 Суд над Аммоном. (ср. Ам 1:13-15, Иез 25:1-7).
49:8-22 Суд над Едомом. (ср. Ам 1:11-12; Иез 25:12-14; Ис 2:11-12; Авд).
49:23-24 Суд над Дамаском. (ср. Ам 1:3-5; Ис 17:1-3).
49:28-33 Суд над Кидаром и Асором (арабами).
49:34-39 Суд над Еламом.
50-51 Суд над Вавилоном. (ср. Авв 2:6-17; Ис 13:1-14:27; 21:1-10).
50:2-28 Необходимость избавления Израиля.
50:29-51:26 Антитеза (противопоставление): Вавилон и Израиль.
51:27-58 Бог мстит за Свой народ.
XI . 52 Итоги разрушения Иерусалима
52:12-23 Храм и город сожжены.
52:1-30 Евреи уведены в Вавилон.
52:31-34 Иоаким, царь Иудейский, освобожден из тюрьмы в Вавилоне (560 г. до н.э.).
Книга Плач Иеремии Подготовительным чтением для изучения Книги Плач Иеремии являются Четвёртая Книга Царств 25, Вторая Книга Паралипоменон 36:15-21, Книга Пророка Иеремии 39:1-10; 52:1-30 и статьи "Введение к пониманию Библии" и "Понимание литературного стиля" в главе I данной книги.
Книга Плач Иеремии была написана Иеремией, который был пророком в Иерусалиме в течение сорока лет как до, так и во время разрушения Иерусалима в 586 г. до н.э. Плач Иеремии - это выражение его горя, вызванного пленением евреев Вавилоном, разрушением Иерусалима и его храма - места пребывания Бога в течение 400 лет. Разрушение храма указывает на то, что Бог более не пребывает с Израилем, Своим избранным народом. Иерусалим и храм были разрушены после неоднократных предупреждений пророков, которые на протяжении нескольких столетий призывали Иуду раскаяться в идолопоклонстве и вернуться к Богу. Эта еврейская поэма печали говорит о том, что грех может быть всенародным и личным, сильным и жалким, и что он наказуем. Главы 1, 2 и 4 - это личная печаль Иеремии о падении Иерусалима. Главы 3 и 5 выражают печаль народа о разрушении города.
1 Горе: Опустошение Иерусалима.
2 Причина: Гнев Божий на грех евреев.
3 Надежда - Тоска Иеремии по разрушенному Иерусалиму и надежда на будущее.
Основание для утешения народов.
4 Покаяние: Опустошенный Иерусалим.Контраст между прошлым и будущим Израиля.
5 Печаль народа: Молитва Иеремии о покаянии евреев и восстановлении Божьего покровительства.
Книга Пророка Иезекииля Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Иезекииля являются Четвёртая Книга Царств 23-25, Вторая Книга Паралипоменон 36, Книга Пророка Даниила 1-4, Книга Пророка Иеремии 21-24, 28-34, 37-38, статьи "Введение к пони- манию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание повествования" и "Понимание пророков" в главе I и статья "Учение о тысячелетнем царстве Христа на земле" в главе VII данной книги.
В течение последних тринадцати лет, предшествовавших разрушению Иерусалима и иудейского храма в 586 г. до н.э. жили три иудейских пророка, чья пророческая деятельность описана документально. Иеремия пророчествовал в Иерусалиме вплоть до его разрушения. Даниил, попавший в плен во время первой осады Иерусалима в 605 г. до н.э., находился в городе Вавилоне и пророчествовал для Вавилонских царей. Иезекииль попал в плен во время второй осады Иерусалима в 597 г. до н.э., - примерно за 5-6 лет до начала своей пророческой деятельности. Он происходил из колена Левия и был священником (Иез 1:13, Чис 4:3). Иезекииль был пророком для еврейских пленников, находившихся в лагере на реке Ховар в Вавилоне. Его видения охватывают период в 21 год (5 лет до и 16 лет после разрушения Иерусалима (591-570 гг. до н.э.).
Стилю Иезекииля присущи несколько уникальных черт. Иезекииль чаще других пророков использует символы и аллегорию. Существует по крайней мере десять знаков символических поступков, которые Иезекииль использовал для того, чтобы рассказать о них недоверчиво настроенным пленникам. В приведенном списке сначала указывается знак, а затем - его значение и отрывок из книги. Кирпич: осада Иерусалима и его падение (4:1-3). Поза пророка: лишения в плену (4:4-8). Голод: нехватка самого необходимого в плену (4:9-17). Нож и бритва: полное разрушение Иерусалима (5:1-17). Мятежный дом: переселение в другую землю (12:1-7, 17-20). Заостренный меч: близкое наказание Иерусалима (21:1-17). Меч навуходоносора: Вавилон завоюет Иерусалим (21:18-23). Горнило: наказание и очищение евреев (22:17- 31). Смерть жены Иезекииля: лишение благословений (24:15-27). Два жезла: воссоединение Израиля и Иуды (37:15-17).
Книга Иезекииля содержит шесть аллегорий: виноградная лоза (15:1-8), неверная жена (16:1-63), два орла (17:1-21), кедр (17:22-24), две женщины (23:1-49), кипящий котел (24:1-14). Книга включает два поэтических плача: 19:1-14 и 27:1-36. Хотя Книга Пророка Иезекииля не является образцом настоящей апокалип-тической литературы, в ней есть несколько апокалиптических отрывков (6:1-14; 7:5-12; 20:33-44; 28:25-26; 34:25-31; 36:8-15, 33-36; 38:1-23; 39:1-29; 47:1-12).
В книге по меньшей мере девять основных мессианских пророчеств: (1) Господь, святилище (1:16-20), (2) чудесная ветвь кедра (17:22-24), (3) праведный царь (21:26-27), (4) верный пастырь (34:1-14), (5) великое очищение (36:25-35), (6) великое воскресение (37:1-14), (7) великое воссоединение (37:21-28), (8) поражение Гога (38:1-39:29), (9) источник, дающий жизнь (47:1-12).
Статус священника и знакомство Иезекииля с Книгой Левита очевидны в многочисленных цитатах и ссылках на Книгу Левита. Иезекииль особенно упоминает главы 18-26. Описывая границы новой земли обетованной, он обращается к Книге Чисел 34. Числа 35:1-8 - это образец для описания земли священников и левитов вокруг Иерусалима, который имеет сходство с лагерями левитов вокруг скинии. Тогда как в Числах 35 левиты живут в своих городах по всему Ханаану, Иезекииль помещает их на участках земли в непосредственной близости к новому Иерусалиму. Новый Иерусалим - это прообраз Церкви Христа.
Послание Иезекииля постоянно подчеркивает мысль о своем Божественном происхождении. Бог называет Иезекииля "сыном человеческим" 87 раз. Предложение "И узнаете, что Я - Господь" употребляется 72 раза. Фраза "И было ко мне слово Господне" употребляется 49 раз. Слова "слава Господня" встречаются в первых одиннадцати главах 11 раз. Слова "Господь Бог" употребляются более 200 раз. Фраза "И рука Господня была на мне" употребляется 7 раз.
Бог использовал священника, чтобы пророчествовать против вероотступничества священников, поэтому в видениях Иезекииля особое внимание обращается на обязанности священников. Так как Иезекииль часто использует язык символов, его книга стала объектом многих спекулятивных толкований, особенно сторонниками учения о тысячелетнем царстве Христа на земле и тех, кто пытаются угадать время второго пришествия Христа.
Со времени исхода Израиля из Египта присутствие Бога было очевидным для израильтян. Во время скитания по Синайской пустыне Бог присутствовал в облаке днем и в огненном столбе ночью (Исх 40:38). Бог также присутствовал в храме с того дня, когда Соломон посвятил его Богу (2 Пар 7:1-2). Это присутствие называется "слава Господня". Оно указывало на то, что храм был местом пребывания Бога, и что Бог был с израильтянами в Своем храме. В книге Иезекииля мы видим, как слава Господня покинула храм.
Бог оставил Израиль по причине его греховности (Иез 9:3; 10:18-19; 11:23). В пророчествах о Церкви Христа (Иез 43:2, 4-5; 44:4) слава Господня пребывает в Церкви. Церковь является местом пребывания Бога (1 Кор 3:16-17). Основная цель книги - напомнить евреям, родившимся в вавилонском плену, о причине этого пленения и об обещании будущего возвращения в Иуду. Глава 37 - это Божье обещание о возвращении 12 колен в Иуду. Книга также подчеркивает личную ответственность человека перед Богом. Так как у евреев было сильно развито чувство коллективизма, они упустили из виду свою личную ответственность, каждого человека в отдельности.
Обзор книги можно построить с нескольких точек зрения. Первый и основной обзор (который также является расширенным в этом пособии) выглядит так:
I. 1-3:21 Знакомство с пророком Иезекиилем
II . 3:22-37:28 Осуждение
А. Осуждение Иерусалима и Израиля (3:22-24:27)
Б. Осуждение языческих народов (25-37)
III. 38-48 Спасение
А. Возвращение Израиля на землю Иуды (38-39)
Б. Пророчество о церкви - царстве Божьем (40-48)
Второй обзор основан на дате пребывания Иудейского царя Иехонии в вавилонском плену (4 Цар 24:15) (597 г. до н.э.)
I. 1-7 Пророчества на пятом году плена Иехонии (592 г. до н.э.)
II . 8-19 Пророчества на шестом году плена Иехонии (591 г. до н.э.).
III. 20-23 Пророчества на седьмом году плена Иехонии (590 г. до н.э.).
IV . 24-25 Пророчества на девятом году плена Иехонии (588 г. до н.э.).
А. Начало третьей и последней осады Иерусалима Вавилоном длительностью два года.
V . 26-28 Пророчества на одиннадцатом году плена Иехонии (586 г. до н.э.).
А. Иерусалим разрушен.
VI . 29:1-16 Пророчества на десятом году плена Иехонии (587 г. до н.э.).
VII . 29:17-30:19 Пророчества на двадцать седьмом году плена Иехонии (570 г. до н..э.).
VIII . 30:20-31:18 Пророчества на одиннадцатом году плена Иехонии (586 г. до н.э.).
IX . 32-39 Пророчества на двенадцатом году плена Иехонии (587 г. до н.э.).
Х. 40-48 Пророчества на двадцать пятом году плена Иехонии (570 г. до н..э.).
I . 1-3:27 Представление Иезекииля, как пророка
1 Бог в видении Иезекииля. Благородные черты Бога, человек = интеллект; Лев = мужество; Телец = неутомимый носильщик бремени; Орел = стремление к вершинам.
2-3:15 Иезекииля посылают к непокорному Израилю. Видение свитка (2:9-3:3).
3:16-21 Иезекииль - страж.
II . 3:22-37:28 Божий суд
3:22-24:24 Суд над Иерусалимом.
3:22-4:17 Осада Иерусалима.
3:22-23 Видение поля.
4:10 Жизнь во время голода.
5 Меч против Иерусалима.
5:1 Бог отвергает священство.
5:10 Сильный голод.
6 Наказание идолопоклонства в Израиле. Бог обещает спасти остатки израильтян (6:8).
7 Наказание Израиля близко.
8 Видения о мерзостном поклонении идолам в храме Божьем.
8:11 Вавилонские гадания - предсказания с помощью дыма.
8:14 Вавилонский бог, который рождался и умирал каждый год. Плач по этому богу показывает, что евреи поклонялись ему.
8:16 В еврейском храме поклоняются вавилонскому богу солнца.
9-10 Бог покидает еврейский храм.
9:3 Слава Господня покидает Святая святых в храме.
10:18 Бог покидает храм.
10:19 Бог уходит к восточным вратам храма.
11 Божиий суд над грешными советниками.
11:1-13 Бог истребит безбожных еврейских правителей.
11:14-21 Бог обещает, что евреи вернутся в Иерусалим.
11:22-25 Бог покидает Иерусалим.
12 Пленение Иуды - это предсказание о третьей осаде Иерусалима (будет длиться 2 года) (4 Цар 25:1-4). Бог не отсрочит Свой суд (12:17-28).
13 Горе лжепророкам.
13:1-16 Лжепророки.
13:17-23 Лжепророчицы.
14 Идолопоклонники будут наказаны.
14:12-23 Суд над упорно неверующими.
14:14 Даниил находился в плену 12-13 лет; из них 11 лет он был важным должностным лицом (доверенным советником Навуходоносора).
14:21 Иуду ожидает безжалостное и суровое наказание.
15 Притча о непригодной виноградной лозе.
16:1-4 Аллегория любви Бога к Иерусалиму.
16:15-59 Прелюбодеяния Иерусалима - измена Богу.
16:15-34 Грех Иерусалима.
16:35-43 Идолопоклонники, окружавшие Иерусалим, отвернулись от него.
16:44-59 Иерусалим хуже, чем Содом и Гоморра (ср. 4 Цар 23:4-20).
16:60-63 Бог помнит Свой вечный завет.
17:1-21 Притча об орлах и виноградной лозе.
17:3-6 Навуходоносор.
17:7-8 Египетский фараон Априй.
17:22-24 Обещание о Мессии и Его Царстве.
18:1-18 Опровержение ложной пословицы.
18:5-9 Пример Езекии.
18:10-13 Пример Манассии.
18:14-18 Пример Иосии.
19 Вырождение Израиля. Призыв покаяться (19:1-14).
20:1-32 Неповиновение Израиля.
20:33-44 Бог обещает вернуть израильтян на их землю.
20:45-49 Вавилон разрушит Иерусалим.
21:28-21:32 Вавилон уничтожит аммонитян.
22 Грехи Иерусалима.
22:6 Жестокость.
22:7 Неуважение к родителям, плохое отношение к пришельцам и несчастным.
22:8 Неуважение к храму и ритуальному законам.
22:9-11 Злословие, идолопоклонство и нравственная распущенность.
22:12-13 Алчность.
22:23-31 Грешные еврейские руководители.
23 Аллегория о двух сёстрах-блудницах.
23:5-10 Северное Царство - первая сестра.
23:11-21 Южное Царство - вторая сестра.
23:22-35 Суд над Иерусалимом.
23:36 Оба царства осуждены.
24:1-14 Иерусалим - кипящий котел. Разрушения начинаются с 588 г. до н.э..
24:15 Жена Иезекииля умирает. Ему приказано не показывать своего горя. Намек на то, что никто не будет горевать о разрушенном Иерусалиме.
25-37:28 Суд Божий над язычниками
25:1-7 Пророчество о суде над Аммоном (ср. Ам 1:13-15; Иер 49:1-6).
25:8-11 Пророчество о суде над Моавом (ср. Ам 2:1-3; Ис 15-16; Иер 48).
25:12-14 Пророчество о суде над Едомом (ср. Ам 1:11-12; Ис 21:11-12; Авд; Иер 49:7-22).
25:15-17 Пророчество о суде над филистимлянами (ср. Ам 1:6-8; Ис 14:29-32; Иер 47).
26-28:19 Пророчество о суде над Тиром, финикийским портовым городом. (ср. Ам 1:9-10; Ис 23).
27 Плач о Тире.
28:1-10 Суд над царем Тирским.
28:11-19 Плач о царе Тирском.
28:20-25 Суд над Сидоном, финикийским портовым городом.
29-32 Суд над Египтом (ср. Ис 19; Иер 46:1-26).
29:17-21 Вавилон победит Египет.
30:20-26 Суд над фараоном.
32 Плач о Египте и фараоне.
33-34 Справедливость суда Божьего.
33:1-11 Призыв пророка к покаянию.
33:12-20 Бог справедлив, когда наказывает грешных.
33:21-22 Причины падения Иуды. Падение Иерусалима.
33:23-33 Иуда слышит Бога, но не повинуется Ему.
34:1-11 Безответственное руководство.
34:11-31 Бог - Надежный Пастырь.
35 Осуждение Сеира (Едома).
36-37 Бог благословит Израиль.
37 Видение о долине сухих костец. Представители всех 12 колен
Израилевых вернутся на землю Иуды 37:14
37:16 Северное и Южное царства воссоединятся.
37:26-28 Пророчество о Церкви Христа.
III . 38-48 Божье спасение
38-39 Божий суд и возвращение Израиля на землю Иуды.
40-48 Пророчество о Церкви Христа - Царстве Божием. Описание нового Иерусалима (церкви) и храма. Это символические размеры церкви.
43 Храм - это место пребывания Бога. (Рим 8:9; 1 Кор 3:16; 6:19; 2 Кор 6:16; Еф 2:21). Слава Господня наполняет храм (43:4-5; 44:4)
45 Размеры земельного удела для Господа.
47 Поток вечной жизни вытекает из храма.
Книга Пророка Даниила Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Даниила являются Четвёртая Книга Царств 24-25, Вторая Книга Паралипоменон 36, Книга Пророка Иеремии 25:1-4, 29, 39, 52 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание повествования", "Понимание пророков", "Понимание апокалиптической литературы" в главе I, "История древнего Израиля" в главе III, "Исторический период между Ветхим и Новым заветами" в главе XI и "Учение о тысячелетнем царстве Христа на земле" в главе XXVII в данной книге.
Имя Даниил значит "Бог - князь (судья)". Книга Пророка Даниила следует образцу апокалиптической литературы. С помощью языка символов Даниил показывает горестное положение евреев в настоящем и их надежду на будущее. Почти весь Ветхий завет написан на древнееврейском языке, но книга Даниила написана на двух языках - древнееврейском и арамейском. Главы 1:1-2:4а написаны на древнееврейском языке, а главы 2:4б-7:28, написанные для читателей- язычников - на арамейском - официальном дипломатическом языке. Главы 8-12 написаны на древнееврейском языке для евреев.
Книга охватывает 70 лет, проведенных евреями в вавилонском плену (605-536 гг. до н.э.).В течение 20-летнего периода (605-586 гг. до н.э.) евреев трижды угоняли из Иуды. Первый раз - в 605 г. до н.э., когда Даниила увели в плен в город Вавилон (4 Цар 24:1-2; 2 Цар 36:10; Ис 39:6-7; Дан 1:16). Второй раз - в 597 г. до н.э., когда Иезекииля увели в поселение для еврейских пленников в Вавилоне (4 Цар 25:13-15; 2 Пар 36:10; Иез 1:1-2). Третий раз - в 586 г. до н.э., когда был разрушен Иерусалим. Земля Иуды была безлюдной с 586 по 536 гг. до н.э., - до освобождения евреев Персидским царем Киром (Езд 1:1-5). Современник Даниила Иеремия был пророком в Иерусалиме до его разрушения. Иеремию увели не в Вавилон, а в Египет. Считается, что Даниил был одним из царствующих иудейских князей (Исх 39:6-7; Дан 1:1-3). Даниил был пророком и советником вавилонских царей Навуходоносора (605- 562 гг. до н.э.) и Валтасара (539 г. до н.э.), а также Мидийско-Персидского царя Дария (539- ? гг. до н.э.)
Хронология Книги ДаниилаГлава --- Дата (гг. до н.э.) --- Царь --- Империя
1 --- 605 --- Навуходоносор --- Вавилон
2 --- 604 --- Навуходоносор --- Вавилон
3-4 --- 604-562 --- Навуходоносор --- Вавилон
7 --- 554 --- Валтасар --- Вавилон
8 --- 551 --- Валтасар --- Вавилон
5 --- 539 --- Валтасар --- Вавилон
9 --- 539 --- Дарий --- Мидия
11 --- 539 --- Дарий --- Мидия
12 --- 539 --- Дарий --- Мидия
6 --- 539-536 --- Дарий --- Мидия
10 --- 536 --- Кир --- Персия
Неясно, почему глава 12 находится в конце книги непонятна. Она не является логическим продолжением главы 11. В общем контексте книги глава 12:1-3 является продолжением пророчества в главе 9:24-27.
Пророчества о грядущем Мессии и установлении царства (церкви) находится в пророчестве о 70-ти неделях в главе 9:24-27. Книгу можно разделить на два основных раздела. В главах 1-6 показана верность Даниила и его друзей Богу во время ссылки. Главы 7-12 являются личными пророческими видениями Даниила. Обзор книги по главам показывает личную жизнь Даниила (1), сны Навуходоносора (2-4), сны Валтасара (5), указ Дария (6), сновидения Даниила (7-12), четыре зверя (7), овен и козел (8), 70 недель (9), будущее Израиля (10-12). Хотя Божий народ находился в плену, Иуда была разрушена и надежда на Мессию пропала, Бог смог дать откровение о падении мировых империй и о восходе Царства Божьего. Краткий обзор этого развития выглядит так:
I. 1 Даниил представлен, как пророк
II . 2-8 Как развивается Царство Божие
А. Падение мировых империй (2)
Б. Мировые державы не могут угрожать безопасности Божьего народа (3)
В. Победа над гордыней мировых империй (4)
Г. Победа над высокомерием вырождающихся держав (5)
Д. Безопасность Божьего народа во время преследований (6)
Е. Четыре зверя и вечное царство (7)
Ж. Развитие Царства Божьего (8)
III. 9; 12 Пророчество о Мессии
IV . 10 Кто управляет мировыми державами
V . 11 Предсказания на ближайшее и отдаленное будущее
В пророчествах Даниила часто используется язык символов, поэтому его книга стала объектом многих спекулятивных толкований, особенно сторонниками учения о тысячелетнем царстве Христа на земле и тех, кто пытается угадать, когда вернется Иисус.
I . 1 Представление Даниила, как пророка (605 г. до н.э.)
1:1-6 Даниил среди еврейских пленников.
1:7 Вавилонские имена, которые были даны евреям. Даниил
- Валтасар (значит "князь Ваала"; Ваал был языческим богом).
1:8-21 Испытание Даниила на повиновение: Богу или человеку.
II . 2 Даниил истолковывает сон Навуходоносора (604 г. до н.э.)
2:1-13 Сон Навуходоносора.
2:14-23 Бог раскрывает Даниилу значение сна.
2:24-45 Даниил толкует Навуходоносору его сон.
2:46-49 Даниил назначен советником Навуходоносора.
III . 3 Высокомерие Навуходоносора
3:1-7 Навуходоносор вводит идолопоклонство.
3:8-18 Друзья Даниила не подчиняются царскому указу.
3:19-25 Друзья Даниила брошены в печь.
3:26-30 Навуходоносор прославляет Бога.
IV . 4 Навуходоносор смирен Богом - второй сон
4:1-18 Сон Навуходоносора о дереве.
4:19-27 Даниил объясняет сон.
4:28-33 Унижение Навуходоносора.
4:34-37 Навуходоносор прославляет Бога.
V . 5 Вавилон завоеван мидянами за одну ночь (539 г. до н.э.)
5:1-29 Пир Валтасара.
5:5-12 Письмена на стене.
5:13-29 Даниил объясняет написанное.
5:30 Вавилон завоеван.
Пророчество о мировых империях и Царстве Христа в Книге Пророка Даниила
Мировые империи Сны Навуходоносора Первый сон Даниила Второй сон Даниила Даниил 2:31-45 Даниил 7:1-28 Даниил 8:1-27 Вавилонская Голова из золота Лев Мидийско- Персидская Грудь и руки из серебра Медведь Овен Греческая Медные чрево и бедра Барс Козел Римская Железные ноги и глиняные ступни Зверь с 10-ю рогами Царство Христа Камень, оторвавшийся от горы без содействия рук VI . 6 Мидяне преследуют Даниила (539 г. до н.э.)
6:1-2 Даниил назначен правителем (князем).
6:3-15 Заговор князей и сатрапов Даниила.
6:16-23 Даниил во рву со львами.
6:24-28 Царь Дарий прославляет Бога. Даниил был уважаемым правителем в течение нескольких лет (6:28). В это время Даниилу было больше 80-ти лет.
VII . 7 Видение Даниила о четырех мировых империях (554 г. до н.э.)
7:4-8 Звери символизируют четыре империи.
7:9-14 Видение Ветхого днями. Это пророчество о царстве Иисуса.
7:13 (Деян 2:30-33).
7:14 (Иер 22:30).
7:15-22 Толкование видения Даниила. Другие детали для понимания этого видения в гл.8.
7:18 Указание на Церковь Христа.
7:19-20 Указание на Римскую империю. 10 рогов - 10 Римских императоров (7:20).
7:23-25 Рим будет преследовать Церковь Христа.
7:26-28 Церковь Христа - вечное царство.
VIII . 8 Видение Даниила об овне и козле (551 г. до н.э.)
Прим.: Овен - это Мидийско-Персидская империя (8:20). Козел - это царь Греции (8:21). Это видение имело место за 12 лет до завоевания Вавилона мидянами (гл. 5).
8:3 Персия господствует над Мидией.
8:5 Греция времен Александра Македонского.
8:8 Когда Александр Македонский умер (323 г. до н.э.), четыре его военачальника поделили империю (315 г. до н.э.).
8:9-14 Царь государства Селевкидов Антиох IV , преследовавший евреев (170 г. до н.э.). Антиох поставил статую Зевса в Иудейском храме в Иерусалиме (8:12) и запретил обрезание евреев, что вызвало мятеж в Иудее, во главе которого стояла семья священников Маккавеев (165 г. до н.э.).
8:15-27 Ангел Гавриил объясняет видение.
8:20 Овен - Мидийско-Персидская империя.
8:21-22 Козел - Греция.
8:23-26Указание на Антиоха IV .
IX . 9:1-19 Даниил молится (9:2 см.Иер 25:11; 29:10)
X. 9:20-26 Видение Даниила о семидесяти неделях
9:24 Приход Иисуса-Мессии - Божье предназначение для людей.
9:25 Повеление восстановить Иерусалим - исполнено в 457 г. до н.э. (Неем 1-2).
9:26 Пророчество о смерти Иисуса.
9:26 Пророчество о разрушении Иерусалима римлянами в 70 г. н.э..
9:27 Иисус отменит Ветхий завет и установит Новый завет.
XI. Видение Даниила о Персии и Греции (536 г. до н.э.) (10-11)
10:13 За царством мира стоят духовные силы Добра и Зла.
11:4 После смерти Александра Македонского Греческая империя распалась.
11:5-45 Север против юга. Четыре царства, возникшие после смерти Александра Македонского, после войны объединились в два царства: Сирия (Селевкиды) на севере и Египет (Птолемеи) на юге.
11:28-29 Указание на Антиоха IV . Завоевание Иерусалима в 170 г. до н.э. и оскверение храма.
11:40-45 (Итог видения в 10:21-11:39).
XII . 12 Пророчества о конце времен
Прим.: Возможно, что это является продолжением видения в главе 9.
12:2 День последнего Суда.
From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)