Глава 10: КНИГИ МАЛЫХ ПРОРОКОВ
Книга Пророка Осии
Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Осии являются Третья Книга Царств (18:17-40), Четвёртая Книга Царств (14:23-20:21; Паралипоменон 26-32 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля" и "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Стиль Книги Пророка Осии отличается от стиля книг других пророков. Книга Исайи создает портрет мужа, у которого неверная жена. Бог женат на неверной жене - Израиле. Её прелюбодеянием является идолопоклонство. Бог так любит Израиль, что хочет, чтобы жена вернулась к Нему.
Бог повелел Осии взять в жены проститутку, чтобы он мог лучше понять душевную боль Бога, вызываемую неверностью Израиля. Брак Осии соответствует соглашению Бога с неверным Израилем.
Имя "Осия" значит "спасение". Осию называют пророком любви. Он с истинной добротой относился к своей неверной жене и любил её.
Книга Пророка Осии была написана для Северного царства за 20 лет до того, как Ассирия захватила его в плен и переселила 90 процентов израильтян с их земли (745 г. до н.э.). Осия точно указал, что именно Ассирия разрушит царство (7:11; 11:5, 11; 12:1; 14:3). Разделение Израиля не было результатом одного вторжения, а следствием трех больших военных операций на протяжении тринадцати лет. В книге два основных раздела: в первых трех главах рассказывается об Осии и его семье; в главах 4-14 - о вовлечении Израиля в идолопоклонство хананеев.
В то время как большая часть Ветхого завета много говорит о Божьем гневе, вызванном отказом Израиля покаяться, Осия показывает истинное терпение и любовь Господа, которые пытаются привести Израиль к покаянию. Глава 1 рассказывает о женитьбе Осии на Гомерь. Глава 2 - это аллегория брака Осии, которая символизирует отношения между Богом и Израилем. Глава 3 рассказывает о возвращении к Осии его жены. В главах 4-6:3 речь идёт о духовном прелюбодеянии Израиля. Главы 6:4-8 рассказывают об отказе Израиля покаяться, а главы 9-10 - о Божьем наказании Израиля. Главы 11-14 рассказывают о возвращении Израиля к Богу.
О поклонении Израиля богу хананеев Ваалу говорится в главах 4-14. Когда израильтянам была дана земля Ханаан, они не сумели вытеснить из неё хананеев, как им повелел Бог. В итоге, израильтяне стали общаться с хананеями и заимствовали их языческое поклонение Ваалу. До второй половины ХХ века о религиозных обрядах хананеев было мало известно. Двумя единственными источниками были Книга Осии и Евсевия - историка церкви, жившего в IV веке. Недавнее открытие в современной Сирии (1927) 350 хананейских текстов (от XIV в. до н.э. - до периода Моисея) и храма, посвященного Ваалу, расширили наши представления о поклонении Ваалу. Ваал считался богом плодородия, поклонение которому включало блуд и скотоложство. Так как считавшийся женой Бога Израиль поклонялся Ваалу, Осия называет его неверным 16 раз. Главная тема книги: нежнолюбящий Бог дает жестокосердому и прелюбодействующему Израилю последнюю возможность вернуться к Нему. В книге развиваются две темы: Божьей любви и Божьего гнева. Бог свят (4-7). Он справедлив (8-10), милосерден и милостив (11-14). Главные мысли Книги Осии: (1) знание Бога предполагает наличие отношений с Ним; (2) Божья милость и (3) духовное прелюбодеяние. Основное наставление Осии мы нахо-дим в главе 4:6. Если мы отвергаем знание о Боге, мы не познаем Бога и Его истину и впадем в вероотступничество. Ужасное духовное состояние Израиля указывает на важность усердного изучения Библии и следования только Новому завету.
I. 1-3 Семья Осии
1:2-2:1 Семья Осии (Израиль нарушает верность Богу).
1:3 Осия женится на Гомерь.
1:4 Сына Осии называют Изреель, что значит "месть". Израиль проиграл много сражений в долине Изреельской.
1:6 Дочь Осии Лорухама (значит "Непомилованная").
1:9 Дочь Осии Лоамми (значит "Не Мой народ").
1:10-2:1 Возвращение Израиля.
2:2-23 Очищение, обращение и окончательное восстановление Израиля.
2:2-13 Неверный народ Божий.
2:14-23 Бог милостив к Своему народу.
3:1-5 Женщина, нарушившая супружескую верность, и её новый брак (Израиль вернется к Богу).
II . 4-14 Поклонение Израиля Ваалу хананеев
4-6:4 Безбожие Израиля: наказание и избавление.
4:1-10 Бог обвиняет Израиль в неверности.
4:11-19 Идолопоклонство Израиля.
5:1-15 Грядущий суд над Израилем и Иудой.
6:1-3 Призыв к покаянию.
6:4-9:9 Израиль готов для разрушения.
6:4-7:10 Израиль и Иуда отказываются покаяться.
7:11-16 Союз Израиля с иноплеменниками.
8:1-14 Отступничество Израиля.
9:1-9 Осуждение греха Израиля. (9:9 см. Суд 19:22)
9:10-11:11 Израиль сопротивляется Богу с самого начала (обзор истории Израиля).
9:10 (Чис 25:1-9).
9:13 (Иез 26:28).
9:15 (Ос 4:14; 12:11; Иус Н 5:1-9; Ам 4:4; 5:5; Мих 6:5; Галгал - центр идолопоклонства Израиля).
10:5 (3 Цар 12:28-29).
10:6 (Ос 5:13).
10:9 (Ос 9:9; Суд 20).
10:10 (Втор 25:4; 32:15).
10:14 (4 Цар 17:3).
11:1-11 Бог продолжает любить Израиль .
11:1 (Исх 4:22-23).
11:8 (Быт 19:24-25; Втор 29:23).
11:12-13:16 Отступничество Израиля и верность Бога.
12:1 (4 Цар 17:4; Ис 30:6).
12:2-4 (Быт 25:26; 32:24-28).
12:7 (Лев 19:36; Втор 25:13-16).
12:9 (Лев 23:42).
12:11 (Ос 6:8; 9:15).
12:13 (Исх 12:50-51; 13:3).
13:1 (3 Цар 1:30; 3 Цар 16).
13:6 (Втор 8:11-14).
13:15 (Иер 4:11-12).
13:16 (4 Цар 8:12; 15:16; Ам 1:13; Наум 3:10). Чтобы предотвратить сопротивление последующих поколений своих врагов, ассирийцы убили детей и беременных женщин.
14 К Израилю вернется Божье благорасположение. В будущем не будет союза с иноплеменниками (14:3).
Книга Пророка Иоиля Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Иоиля являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание пророков" и "Понимание апокалиптической литературы" в главе I данной книги.
Дата написания Книги Пророка Иоиля точно не известна, хотя пытались датировать книгу IX -VI вв. до н.э. В книге не упоминаются цари Израиля и Иуды или исторические события. Один из уроков книги Иоиля заключается в том, что попытки Бога привести народ к покаянию могут осуществляться в форме природных бедствий. Книга делится на три основных раздела: (1) призыв к покаянию, (2) излияние Божьего Духа и (3) славное будущее Иуды и Иерусалима. В книге Иоиля из 73 стихов 27 имеют параллели в книгах других пророков. Пророчество в главе 2:28-32 является предсказанием излияния Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян 2:17-21).
I. 1:1-2:27 Призыв к покаянию
1:1-14 Нашествие саранчи.
1:4 Это символизирует полное уничтожение (ср. Иез 14:2; Иер 15:3).
1:9 Бог отвергает приношения евреев в храме.
1:13 Призыв к трауру.
1:15-2:11 Уничтожение надвигается.
1:15-20 Засуха.
2:1-11 Разрушение близится. (2:2 ср. Ис 13:9-13; Иер
4:23; Иез 30:3; Ам 8:9).
2:12-27 Призыв к покаянию.
2:12-13 Покаяние и истинная религия преполагают изменение в сердце, не только внешнее. (2:13 ср. Иер 29:13; Иез 33:31).
2:18-27 Покаяние принесет Божье благословение.
II . 2:28-3:16 Излияние Святого Духа
2:28-32 Пророчество о Пятидесятнице (Деян 2:17-21).
3:1-16 Суд Божий над народами.
III. 3:17-21 Церковь Христа - слава Иерусалима
3:17 В истинной церкви только христиане.
3:18 Живая вода, истекающая из дома Божьего, - это евангелие, распространяющееся по всему миру (Ин 4:10-14).
Книга Пророка Амоса Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Амоса являются Четвёртая Книга Царств (14:23-15:7), Вторая Книга Паралипоменон (26:1-23) и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание пророков" и "Понимание апокалиптической литературы" в главе I данной книги.
Имя "Амос" значит "нести бремя". Амос был родом из Фекоя небольшого иудейского городка, находившегося недалеку от Вифлеема. Амос был пророком в Северном царстве, начиная с 760-750 гг. до н.э. Он пророчествовал в Вефиле (7:10), где Иеровоам воздвиг тельца - идола для поклонения Израиля (3 Цар 15:28-29). Амос пророчествовал примерно за 30 лет до переселения царства из страны и ассирийского пленения (722 гг. до н.э.) (4 Цар 17).
Главы 1 и 2 - это предостережения против народов, соседствовавших с Северным Царством. Главы 3 и 4 рассказывают об осуждении грехов Северного Царства и попытках. привести его к покаянию. Главы 5 и 6 предсказывают приближающееся разорение Израиля. Главы 7-9 - это видения об угрозах греха. Главы 9:11-15 яаляются речью о надежде для Израиля.
Амос открыто критикует религиозное, общественное и политическое состояние Израиля.Проблема Израиля во времена Амоса заключалась в том, что он стал очень материалистичным и его религия, обращенная к Богу, была просто ритуальной формой. Люди не были преданны Богу сердцем, о чем свидетельствует их плохое обращение с собратьями. Народ также поклонялся идолам, особенно финикийскому Ваалу и его супруге Астарте (Ашторет), которые были введены Иеровоамом (3 Цар 11:33) и Ахавом (3 Цар 16:30-33).
Амос известен, как пророк праведности. По существу, его книга подчеркивает, что истинная вера в Бога требует праведного поведения. Истинная религия заключается не в соблюдении дней поста и жертвоприношений, а в обращении к Божьей воле, следовании Его заповедям и любви к ближнему, как к себе самому. Основная тема Книги Амоса: причиной приближавшегося наказания Израиля была несовместимость святости Бога и греховности Израиля, который нарушил соглашение.
I. 1-2:5 Предсказания против соседей Израиля
1:3-5 Грехи Дамаска.
1:6-8 Грехи Газы.
1:9-10 Грехи Тира.
1:11-12 Грехи Едома.
1:13-15 Грехи Аммона.
2:1-3 Грехи Моава.
2:4-5 Грехи Иуды.
II . 2:6-6:14 Пророчества об Израиле
2:6-16 Грехи Израиля.
3:1-8 Послание Бога открыто через Амоса.
3:9-4:5 Наказание за преступления Израиля.
3:14 Вефиль - центр идолопоклонства Израиля.
3:15-4:1 Материалистический образ жизни Израиля.
4:4-5 Религия Израиля - это всего лишь ритуал; она не исходит из сердца.
4:6-13 Повторяющиеся попытки Бога привести Израиль к покаянию.
4:6 Наказание голодом.
4:7-8 Наказание засухой.
4:9 Наказание плесенью и саранчой.
4:10 Наказание смертью.
4:11 Наказание природными бедствиями.
4:12 Бог предупреждает Израиль о его надвигающемся разрушении.
4:13 Бог всемогущ.
III . 5-6 Пророчество о приближающемся разрушении Израиля
5:1-3 Плач. 90 процентов народа Израиля будут уведены в ассирийский плен (5:3).
5:4-15 Призыв к покаянию.
5:5 Отвергните идолопоклонство.
5:10 Правители Израиля ненавидели Божьих пророков.
5:12 Нравственное разложение правителей.
5:16-6:8 День Господень - трижды провозглашенное "Горе!"
5:18-27 Горе отступникам.
6:1-2 Горе правителям. Столица Израиля Самария была разрушена в 722 г. до н.э..
6:3-8 Горе материалистическому образу жизни.
6:9-14 Разрушение Израиля будет полным. Ассирия осуществит полный захват: от Емафа (на северной границе) до Арава (на южной границе Израиля) (6:14).
IV . 7-9:10 Пять видений, осуждающих грехи Израиля
7:1-3 Видение о саранче.
7:4-6 Видение об огне.
7:7-9 Видение о свинцовом отвесе.
7:10-17 Амасия, священник Вефильский, жалуется на Амоса. Последствия войн (7:17).
8:1-13 Видение о зрелых плодах. Зрелый плод указывает на конец плодового цикла.
8:5-6 Ненасытность материальными благами.
8:9-13 Гибель Израиля в середине его процветания.
9:1-10 Видение о Господе, стоящем у жертвенника. Заверение в полном разрушении Израиля.
V . 9:11-15 Восстановление Израиля. Пророчество о Церкви Христа (Деян 15:16-17 - его исполнение)
Книга Пророка Авдия Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Авдия являются Псалом 136:7; книги пророков Амоса 1:11-13; Исайи 21:11-12; Иеремии 49:7-22; Иезекииля 25:12-14; 35; 45:21-22; Малахии 1:2-5 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Так как эта книга является пророчеством о наказании Едома за его отказ помочь Иуде, необходимо прочитать об истоках этого исторического антагонизма: Бытие 25:19-34; 36; Числа 20:14-21; 2 Царств 8:14; 4 Царств 14:1-7; 2 Паралипоменон 28:17.
Имя "Адий" значит "слуга Божий". Книга Пророка Авдия - самая короткая книга в Ветхом завете. Это пророчество о гибели Едома. Едом был народом, который жил к юго-востоку от Иуды. Его прародителем был Исав, брат Иакова (Израиля). Едом будет наказан за отказ помочь Иуде во время нападения врагов.
Дата пророчества точно не известна. Считается, что оно исполнилось вскоре после разрушения Иерусалима Вавилоном в 586 г. до н.э. Обзор раскрывает пророчества о наказании (стихи 1-9); причины наказания (стихи 10-14); последствия наказания (стихи 15-18) и завоевание Едома Израилем (стихи 19-21).
I . 1-14 Бог накажет Едом за его жестокость по отношению к Израилю
1-9 Грядущий суд над Едомом.
3 Едом почти недосягаем, так как защищен окружающими его горами.
9 Феман - главный южный город (Ам 1:12).
10-14 Едом плохо поступает с Израилем(Чис 20:14-21).
10 Длительная ненависть к Израилю (Чис 20:14-21). Божье повеление Израилю любить Едом (Втор 2:4-5; 23:7-8; Мих 7:19).
11 (2 Пар 21:8-10).
12 Иуда попадает в плен.
II . 15-21 Возвращение израильтян
18 В Едоме никого не останется. Едом больше не существует. Последними едомлянами в истории была семья Иродов.
20 Евреи вернутся в Иуду.
Книга Пророка Ионы Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Ионы являются Четвёртая Книга Царств 14:23- 29 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля" и "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Иона был пророком Северного Царства около 780 г. до н.э., - во времена царствования Иеровоама II (4 Цар 14:25). Домом Ионы был Гафхефер, находившийся в 7 км к северу от Назарета. В Библии ничего не говорится о пророческой деятельности Ионы в Северном Царстве. Иона - единственный пророк, описанная деятельность которого проходила в чужеземной стране и была полностью обращена к чужому языческому народу. Книга охватывает период около 55-60 лет до переселения Северного Царства из Палестины ассирийцами (722 г. до н.э.). Пророчество Ионы было обращено к Ниневии, столице Ассирии (800 км к северо- востоку от Галилейского моря). Израиль уже находился в подчинении у Ассирии, платил ей по крайней мере с 841 г. до н.э., - во время путешествия Ионы в Ниневию для проповедования. В книге описаны четыре чуда: буря на море, прекращение бури, рыба и засохшее растение. Иона не хотел проповедовать Ниневии, которая была врагом Израиля, поскольку боялся, что если они покаются, то Бог будет милостив к ним и не уничтожит их. Иона хотел, чтобы Ниневия была уничтожена. Ниневия покаялась (3:5-10), и Иона разгневался (4:1).Иона больше заботился о том, чтобы не погибло его растение, а не о вечности 120 000 человек в Ниневии.
Книга Ионы учит нас, что для исполнения Своей воли Бог может использовать людей, которые не хотят следовать за Ним. Она также показывает ограниченность и ошибочность взгляда, что Бог заботился только о евреях. Бог заботился о всех людях, а не только об Израиле. Бог хочет, чтобы все люди следовали за Ним. В рассказе Ионы два главных действующих лица: Бог - Милосердный судья и предубежденный Иона. В книге показаны: отказ Ионы последовать Божьему повелению (1:1-4); очищение его Богом (1:5-16); молитва Ионы о спасении (2:2-10); спасение Ионы от смерти (2:11); повиновение Ионы Богу (3:1-4); проповедь Ионы и спасение Ниневии (3:5-10); себялюбивая молитва Ионы (4:1-3) и выговор Ионе от Бога (4:4-11).
I. 1 Бегство от Бога
1:1-3 Неповиновение Ионы. Фарсис находился в Испании (1:3).
1:4-9 Буря на море.
В. Иону бросают в море (1:10-15)
II . 2 Возращение к Богу (молитва Ионы и освобождение из чрева рыбы).
III. 3 Вместе с Богом
3:1-4 Иона проповедует в Ниневии.
3:5-10 Ниневия кается.
IV . 4 "Впереди" Бога (гнев Ионы и милосердие Бога).
Книга Пророка Михея Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Михея являются Четвёртая Книга Царств 15:32-20:21, Вторая Книга Паралипоменон 27:1-32:33 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Имя "Михей" значит "подобный Иегове". Михей был родом из Морошеф-Гефа - города неподалеку от филистимского города Гефа, который находился примерно в 30 км к юго-западу от Иерусалима. Михей был пророком в Южном царстве между 780-770 гг. до н.э. Книга была написана в 770 гг. до н.э. В это же время в Южном царстве пророчествовал Исайя, а Осия и Амос - в Северном царстве. Михей мало говорит о безнравственности или чувственности религии Иуды, что характерно для городских пророков Исайи и Иеремии. Пророчествуя в сельской местности, Михей говорил об общественной нравственности и о религиозных обязанностях по отношению к Богу. Вот перечень грехов, которые он обличал: нет праведных людей, зато есть вершители зла (захватчики земель; правители, ненавидевшие добро; лжепророки, которые предсказывают за деньги и священники, которые учат за деньги). Михей пророчествовал о падении столицы Северного царства Самарии (1:6- 7), о завоевании Иуды Ассирией (1:9-16); о падении Иерусалима (3:12-7:13); о вавилон- ском плене Иуды (4:10) и возвращении евреев в Иуду (4:1-8, 13; 7:11, 14-17). В главе 6:1-8 Михей подводит итог требований Бога: справедливость, доброта, смирение перед Богом. Эти же требования соответственно, подчеркивают Амос (5:24), Осия (6:6) и Исайя (16:5). Хотя следующий расширенный обзор состоит из 4-х основных разделов, книгу можно было бы разделить на три главных части. Каждая из этих частей имеет три подраздела: порицание, угроза и обещание. Первый подраздел говорит о Божественном осуждении; второй - о спасении Мессией; третий призывает к покаянию, необходимому для обретения спасения. Обзор книги показывает приближающиеся наказание народа (1-2) и его правителей (3); обещания о будущем царстве (4:1-5), пленении (4:6-5:1) и о будущем царе (5:2-15); первый (6:1-9) и второй призывы к покаянию (6:10-7:6); обещание о конечном спасении (7:7-20).
I. 1-3 Наказание Иуды, Израиля и их правителей
1:2-16 Суд над Самарией и Иудой.
1:8-16 Плач по Израилю и Иуде.
2-3 Причины приближающегося суда.
2:2 Жадные захватчики земель.
2:6 Лжепророки.
2:12-13 Обещание окончательного восстановления Израиля.
3:1-12 Нечестивые правители и пророки.
3:1-4 Нечестивые правители.
3:5-7 Нечестивые пророки.
3:8-10 Нечестивые правители.
3:11 Нечестивые пророки и священники.
3:12 Пророчество о разрушении Иерусалима в 70 г. н.э..
II . 4-5:5 Пророчество о Мессии и Его Царстве
4:1-8 Слава последних (Ис 2:2-4; Иол 2:28-32; Деян 2:17-21; Евр 1:1-2; 1 Пет 1:20).
4:1-2 Евреи и язычники будут в Церкви Христа. Пророчество о Пятидесятнице в Деяниях гл. 2 (4:2).
4:6-7 Бедные и несчастные скорее других обратятся в христианство.
4:9-5:1 Отчаяние во время вавилонского плена. Во время пророчества Вавилония не была мировой державой, а являлась зависимым от Ассирии государством (4:10) (Ис 39:1-6).
5:2-5 Пророчество о Мессии.
5:2 Вифлеем - место рождения Мессии.
5:5 (Ис 9:6).
III . 5:5-15 Наказание врагов Израиля
IV . 6:1-7:20 Спор Бога с Израилем и Иудой
6:1-8 Бог обвиняет Израиль.
6:9-16 Наказание несправедливости Израиля.
7:1-20 Страдания Израиля и обещание Бога.
7:1-7 Скорбь о грехах Израиля.
7:8-12 Исповедь Израиля.
7:14-20 Бог простит Израиль.
Книга Пророка Наума Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Наума являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля" и "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Имя "Наум" значит "утешитель". Наум предсказывал разрушение Ниневии между 650-613 гг. до н.э., - по меньшей мере через 70 лет после того, как Северное царство попало в плен (722 г. до н.э.). Дата пророчества основана на факте, который упоминается в главе 3:8-10 и указывает разрушение ассирийцами Фив в Египте в 663- 661 гг. до н.э. Ниневия была разрушена Вавилоном в 612 г. до н.э. Книга фактически является поэмой, состоящей из десяти строф почти одинаковой длины (1:11-15; 2:1-5; 2:6-10; 2:11-13; 3:1-4; 3:5-7; 3:8-10; 3:11-13; 3:14-15; 3:16-19). Тема разрушения Ниневии развивается так: сначаладается предсказание о приближающемся суде; затем доказывается вина города, после чего следует само наказание. Наум рисует картину Божьего терпения, могущества, святости и справедливости (1:2-8). Книга показывает законы Божьей справедливости (1:1-8) в осуждении Ниневии и утешении Иуды (1:9- 15); описывает приближающееся разрушение Ниневии, его причины (3:1-11) и неизбежность (3:12-19).
I. Гнев Господень на Его врагов
1:1-8 Принципы Божьего суда.
1:9-14 Ниневия осуждена.
1:15 Иуда утешена.
II . Ниневия заслуживает гибели
2:3-7 Осада Ниневии.
2:8-13 Захват Ниневии.
III. Гибель Ниневии неизбежна
3:1-7 Жестокий народ Ниневии.
3:8-10 Ниневия падет, как и другие города, уверенные в своей силе и безопасности.
3:19 Мир возрадуется разрушению Ниневии. Ассирийцы были особенно жестокими на войне (Ам 1:13; Ос 13:16).
Книга Пророка Аввакума Подготовительным чтением для изучения Книга Пророка Аввакума являются статьи "Введение к пониманию Библии" "Понимание литературного стиля", "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Книга Пророка Аввакума была написана, как жалоба к Богу и ответ Господа на неё. Книга учит, что Бог позволяет задавать Ему вопросы. Это говорит о Его терпении, милосердии и благодати. Считается, что книга была написана о несправедливостях, обрушивишхся на Иуду при царе Иоакиме (608-597 гг. до н.э.) (см. Иер 22:13-19). Тогда как другие пророки обращались к Израилю, чтобы объявить ему Божью волю, Аввакум обра-щается к Богу от имени Израиля. Аввакума, как и большинство людей, волнует вопрос о Божей справедливости: "Почему это бедствие случилось со мной?" Божья справедливость также является темой Книги Иова, Псалмов 37, 49 и 73 и Книги Пророка Иеремии 12:1. Цель книги - объяснить праведность Бога, принимая во внимание существование зла.
I . 1:1-11 Как долго Бог может допускать беззакония без наказания?
1:1-4 Вопрос Аввакума "Доколе?"
1:5-11 Ответ Бога.
II . 1:12-2:20 Как Бог может использовать жестокую силу для наказания менее нечестивого народа?
1:12-2:1 Вопрос Аввакума "Как Бог может использовать такое зло?"
2:2-19 Ответ Господа.
2:2-4 Праведность будет жива верой (Рим 1:17).
2:5-20 Пять несчастий на народы-завоеватели.
2:6-8 Горе захватчикам.
2:9-11 Горе жаждущим неправедных приобретений.
2:12-14 Горе тем, кто притесняет других.
2:15-1:17 Горе тем, кто делает людей беспомощными.
2:18-19 Горе идолопоклонникам.
III. 3:1-19 Псалом
3:1-16 Молитва.
3:17-19 Гимн веры.
Книга Пророка Софонии Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Софонии являются Четвёртая Книга Царств 21-23:30; Вторая Книга Паралипоменон 33-35 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Софония принадлежал к царской семье (1:1) и был пророком в Южном Царстве вовремена царствования Иосии, около 640-612 гг. до н. э. Иосия - царь-реформатор - пытался очистить Иуду от идолопоклонства, которое поддерживалось Манассией и Амоном (4 Цар 21:1-26; 2 Пар 33:1-25). Софония осуждал поклонение небесным светилам и слияние различных религий, что казывает нам на то, что пророчество Софонии имело место перед реформой Иосии и относится к 636-622 гг. до н.э. В пророчестве три главых элемента: осуждение чужеземных народов; обвинение грешной Иуды и будущая слава Божьего народа (Израиля). Из книги мы узнаём, что Божье наказание является следствием святости Бога. Тема книги: остатки Божьего народа переживут приближающееся наказание Иуды.
I. 1:1-18 Божье наказание
1:1-13 Бог очистит землю.
1:1-3 Божье наказание всей земле.
1:4-18 Божье наказание Иуде.
1:4-5 Идолопоклонство.
1:9 Обман, воровство и насилие народа Иуды.
1:14-18 День надвигающегося суда Господня.
II . 2:1-3 Бог призывает Иуду покаяться. 2:3 - Призыв искать Господа. Призыв искать праведность. Призыв стремиться к смирению.
III. 2:4-15 Наказание народов
2:4-7 Филистимлян.
2:8-11 Моавитян и аммонитян.
2:12 Ефиопян.
2:13-15 Ассирийцев.
IV . 3:1-8 Наказание Иерусалима.
V . 3:9-20 Лучший день впереди - возвращение.
3:9-13 В Иуде остались люди, исполненные веры.
3:14-20 Радость в верности Богу.
Книга Пророка Аггея Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Аггея являются Книга Ездры 1:5-11 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание повествования" и "Понимание пророков" в главе I данной книги.
Аггей был первым из трех пророков в Иуде после её освобождения из вавилонского плена (536 г. до н. э.). Он пророчествал в 520г. до н.э., когда Персия владычествовала над этой частью мира. Персидским царем в это время был Дарий, сын Гистапа. Вследствие политического влияния и действий оппозиции, восстановление храма в Иерусалиме было приостановлено, хотя его основание было заложено за 16 лет до этого. Послание Аггея как бы побуждало евреев, находившихся в состоянии апатии: "Храм должен быть завершен". Книга Аггея - это собрание четырех речей, произнесенных в течение четырех месяцев в 520 г. до н. э. Первое пророчество подчеркивает, что давно пора завершить строительство храма. Через 24 дня работы над храмом возобновились. Через семь недель после первой речи Аггей произносит вторую. Её цель - ободрить евреев, которые думали, что храм не был таким же красивым, как храм, построенный Соломоном (3 Цар 10). Третья речь была произнесена через четыре месяца после первой (декабрь 520 г. до н.э.). Она была поддержкой для тех, кто думал, что Бог не спешит благословить их. В тот же день Аггей произнес четвертую речь. Он сказал, что Бог обещал защитить Зоровавеля (родословная Иисуса идет через Зоровавеля). Урок книги заключается в том, что Божьи благословения являются результатом того, что Божий народ установил в своей жизни правильные приоритеты. "Ищите прежде царства Божьего и Его праведности".
I. 1:1-15 Первая речь Аггея.
1:2-6 Безразличие к восстановлению храма.
1:7-11 За нерадивость Бог наказывает Иуду засухой.
1:12-15 Через 24 дня евреи возобновляют строительство храма.
II . 2:1-9 Вторая речь (слава храма).Сомнение, что новый храм будет такой же величественный, как храм, построенный Соломоном (2:3).
III. 2:10-19 Третья речь (Благословение за повиновение в настоящее время).
2:10-14 Евреи осквернены.
2:15-19 Евреи будут благословлены, когда завершат строительство храма. Последствия засухи (2:16-17).
IV . 2:20-23 Четвертая речь (Будущие благословения). Бог обещает защитить Зоровавеля и его потомков. Зоровавель - потомок Иуды и предок Иисуса (Мт 1:1, 3, 6, 12).
Книга Пророка Захарии Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Захария являются Книга Ездры и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание пророков" и "Понимание апокалиптической литературы" в главе I и статья "Учение о тысячелетнем царстве Христа на земле" в главе XIV данной книги.
Имя "Захария" значит "Господь помнит". Время написания книги Захарии легко определяется эпохой Персидской империи (1:1, 7; 7:1). Захария был священником, когда начал пророчествовать (Неем 12:16). Это произошло через два месяца после пророчества Аггея в ноябре 520 г. до н.э. (Агг 1:1; Зах 1:1), а также через 16 лет после освобождения евреев из вавилонского плена Персидским императором Киром (536 г. до н.э.). Пророческая деятельность Аггея и Захария совпадала в течение двух месяцев. Но пророчества Захарии продолжались еще два года. Книга делится на два основных раздела: главы 1-8 рассказывают о восстановлении храма в Иерусалиме под руководством Зоровавеля, а также содержат пророчества об Иисусе и Церкви Христа; главы 9-14 имеют сходные черты с апокалиптической литературой, но не используют символы, характерные для других апокалиптических отрывков Ветхого завета. В книге содержится призыв к покаянию (1:1-6); приводятся восемь видений, (1:7-6:8); рассказывается о короновании Иисуса, сына Иоседекова (6:9-15); говорится о том, что повиновение лучше, чем ритуальный пост (7:1-8:14), о непринятии Мессии (9-12) и о правлении Мессии (13-14). В книге можно выделить четыре главных цели: поддержка духовного возрождения, вдохновление народа на завершение строительства храма, утешение народа в трудные для него времена и предсказание прихода Мессии.
В Новом завете мы видим исполнение мессианских пророчеств Захарии. Сравните: раб (3:8 и Мк 10:45), Отрасль (3:8; 6:12; и Лк 1:78), царь-священник (6:13 и Евр 6:20- 7:1), смиренный царь (9:9-10 и Мт 21:4-5; Ин 12:14-16), Спасителя предают (11:12-13 и Мт 27:9), пронзенные руки (12:10 и Ин 19:37), очищающий источник - (13:1 и Откр 1:5), Божественное и человеческое начала Иисуса (6:12; 13:7 и Ин 1:1, 8:40), пораженный пастырь (13:7-9 и Мт 26:31; Мк 14:27).
I. 1-8 Пророчества о восстановлении храма.
1:1-6 Призыв к покаянию.
1:7-6:8. Ночные видения.
1:7-17 Видение о наезднике на рыжем коне.
1:12-17 Уверение, что храм будет закончен.
1:18-21 Видения о четырех рогах и четырех ремесленниках. Отсутствие сопротивления восстановлению храма.
2:1-13 Видение о человеке с землемерным шнуром.
2:4 Иерусалим - город без стен. Это духовный
Иерусалим - Церковь Христа.
2:11-12 Все народы придут в духовный Иерусалим (Ис 2:2-3). Единственное место в Писании, где Палестину называют "Святой землей". Это духовная Иуда - Церковь Христа (2:12).
3:1-10 Видение о первосвященнике. Иисус, сын Иоседека (Зах 6:11; Агг 1:1) и внук Сердия был первосвященником, когда в 586 г. до н.э. был разрушен храм (1 Пар 6:14-15; 4 Цар 25:18-21; Неем 11:11). Священство будет очищено и принято для служения в храме.
3:1-5 Иисус, сын Иоседеков, - первосвященник в нечистой одежде, которая не позволяет ему приносить жертву в храме.
3:8 Пророчество об Отрасли- это пророчество о пришествии Иисуса - Спасителя.
3:6-10 (Ис 11:1; 42:1-4; 53:2; Мт 12:15-21; Иер 23:5; 33:14-16; Зах 6:12-13).
4:1-14 Видение светильника и масличных деревьев. Призыв к Зоровавелю закончить строительство храма. Пома- занные елеем - Зоровавель и Иисус, сын Иоседеков, - первосвященник (4:14).
5:1-4 Видение о летящем свитке. Свиток представляет слово Божие.Распространенное по земле слово Божие очистит её от грехов.
5:5-11 Видение о женщине в ефе. Когда храм будет восстановлен, зло с земли будет устранено.
6:1-8 Видение о четырех колесницах. Бог управляет землей и защищает ее.
6:9-15 Увенчание Иисуса, сына Иоседекова,- первосвященника.
6:12-13 Пророчество об Иисусе-Мессии. Иисус - это Отрасль Иуды (Ис 11:1; 42:1-4; 53:1; Мт 12:15-21; Иер 23:5; 33:14-16; Зах 6:12-13). Обычно первосвященники не являются царями, поэтому они не восседают на престолах. Однако, Иисус - наш Первосвященник (Евр 4:14) и Царь (6:13) (Деян 2:30).
II . 7:1-14 Послушание лучше, чем пост
7:4-7 Упрек за пустую обрядность. Израильтяне придумали свои собственные традиционные посты. Бог повелевает повиноваться, а не поститься.
7:8-14 Результат неповиновения израильтян - пленение. Своем повиновении человек должен быть справедливым, сострадательным и милосердным (7:9).
III. 8:1-23 Заверение Бога, что Он будет пребывать в Иерусалиме
8:1-17 Возвращение Израиля. "Говорите истину друг другу" (Еф 4:25) (8:16).
8:18-23 Радость в царстве.
IV . 9-14 Апокалипсис: Разрушение и пророчества об Иисусе
9:1-8 Израиль защищают от врагов. Когда Александр Македонский завоевал Палестину, он не нападал на Иерусалим. У него было особое отношение к евреям, выразившееся в освобождении их от налогов.
9:1-2 Ассирия и Дамаск обречены.
9:3-4 Тир и Сидон обречены.
9:5-8 Филистия обречена.
9:9-10 Пророчество о царе Иисусе. Прорчество о въезде Иисуса в Иерусалим на осле. (9:9 см. Мт 21:5).
9:11-17 Бог спасет Свой народ. В 168 г. до н.э. под предводительством Антиоха IV Селевкиды (часть Греческой империи) захватили Палестину. Через три года, в 165 г. до н.э., Израиль под предводительством Маккавеев нанес поражение Селевкидам.
10:1-12 Возвращение Иуды и Израиля в Палестину. Краеугольный камень (10:3-4) (Ис 28:16; 1 Пет 2:6-7).
11:1-3 Опустошение Израиля.
11:4-17 Пророчество о добрых и нерадивых пастухах. Пастухи - это руководители Божьего народа.
11:12 Иуда предаст Иисуса(Мт 26:15; 27:9).
12:1-14 Будущее избавление Иуды - пророчество о Церкви Христа.
12:10-14 Скорбь по пронзенному человеку.
12:10 Пронзенный человек - пророчество о распятии Христа (Ин 19:37; Откр 1:7) (ср. 2 Пар 35:20-25).
13:1-9 Пророчество об Иисусе.
13:1 Иисус - источник очищения (Ин 4:14).
13:6 Раненые руки Иисуса (Ин 20:24-28).
14:1-21 Пророчество о разрушении Иерусалима. Исполнилось в 70 г. до н.э.. Распространение евангелия начнется из Иерусалима (14:8).
Книга Пророка Малахии Подготовительным чтением для изучения Книги Пророка Малахии являются Книга Ездры и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля", "Понимание пророков" и "Понимание апокалиптической литературы" в главе I данной книги.
Имя "Малахия" значит "посланник Иеговы". Малахия был последним из трех пророков, которых Бог послал к евреям после их возвращения в Иерусалим из 70- летнего вавилонского плена (536 г. до н.э.). Малахия пророчествовал во время возвращения Неемии в Вавилон. Это было время, когда евреи потеряли духовное рвение и отказались от своих прежних убеждений. Время пророчества Малахии относится примерно к 445 г. до н.э., потому что восстановление храма уже завершилось (1:7-10; 3:1-8), и евреями правил персидский начальник, а не Неемия (1:8). Малахия осуждал те же грехи, что и Неемия: продажность священников (Мал 1:6- 2:9; Неем 13:1-9), браки с язычниками (Мал 3:7-12, Неем 13:10-13) и пренебрежение пожертвованиями (Мал 3:7-12; Неем 13:10-13). В книге Малахии делается семь утверждений, за которыми следует предполагаемый ответ евреев. Ответ начинается со слов "А вы говорите", после чего следует развитие утверждения Малахии. В книге две основные темы: главы 1-2 описывают грех и вероотступничество Израиля, главы 3-4 говорят о приходе Мессии. Особо подчеркивается любовь и сила Бога. Книга показывает любовь Бога к народу Израиля (1:1-5), грехи священников (1:6-2:9) и народа (2:10-3:15). В ней говорится о памятной книге (3:16-18), о приходе Мессии (4:1- 3) и Илии (4:4-6).
I. 1:1-5 Бог любит Израиль.
1:2 Утверждение, что Бог любит Израиль. Предположительный ответ.
1:2-5 Факты, подтверждающие утверждение Бога. Едом (земля потомков Исава), находившийся к востоку от Израиля, разрушен.
II . 1:6-2:9 Не заботящиеся о Боге священники.
1:6 Утверждение, что священники презирают Бога. Предположительный ответ.
1:7-2:9 Факты, подтверждающие это утверждение.
1:7-14 Оскверненные приношения.
2:1-9 Нечестивые священники.
III. 2:10-16 Евреи были неверующими.
2:10-13 Утверждение о неверии евреев.
2:14 Предположительный ответ.
2:14-16 Факты, подтверждающие это утверждение. Евреи разводились со своими женами, чтобы жениться иноплеменницах, которые поклонялись языческим богам (Езд 9). Евреи нарушили верность единобрачию.
IV . 2:17-3:17 Утверждение, что Бог несправедлив.
2:17 Вопрос "Где Бог правосудия?" Предположительный ответ.
2:17-3:7 Уточнение и подтверждение фактов.
3:1-5 Бог накажет тех, кто не следует Ему. Пророчество об Иоанне Крестителе (3:1) (Мт 11:10).
3:6-7 Отношение Бога к греху не меняется.
V . 3:7 Призыв к Израилю вернуться к Богу. Это просьба, а не обвинение в грехе. Факты не приводятся.
VI . 3:8-12 Утверждение, что евреи были эгоистичны в приношениях Богу.
3:8 Утверждение об утаивании десятины. Предположительный ответ.
3:8-12 Факты, подтверждающие это утверждение.
3:8-9 Евреи не выполняют заповедь о десятине.
3:10 Принесение десятины по вере приводит к Божьему благословению (Втор 28:1-2, 12).
VII . 3:13-4:6 Утверждение, что евреи жаловались на Бога.
3:13 Утверждение.
3:13 Предположительный ответ.
3:14 Евреи думали, что служить Богу бесполезно.
3:16-17 Бог благословит верных.
4:1-6 Суд над верными. Пророчество об Иоанне Крестителе, символически представленном Илией (4:5) (Мт 11:10, 14).
From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)