Глава 18: ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ Подготовительным чтением для изучения Послания к Евреям являются Книга Левита глава 16 и статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание необходимости толкования", "Понимание литературных стилей" и "Понимание посланий в Новом завете" в главе I в данной книге.
Автор Послания к Евреям неизвестен. Считается, что эта книга была написана между 65-70 гг. В книге нет приветствия и получателя послания, которые указывали бы на автора. В конце послания становится очевидным, что автор находится в Италии, и что Тимофей находится вместе с ним. Хотя чисто внешне это указывает на Павла, как автора послания, авторский стиль (в греческом тексте) не похож на послания Павла. Послание к Евреям отличается чрезвычайно изысканным литературным стилем. Существует много других отличительных черт, одни из которых указывают на Павла, а другие - на иных авторов.
Послание к Евреям было написано к христианам, которые в прошлом были иудеями. Тема послания: спасение приходит через Иисуса, нашего Первосвященника, а не через систему Ветхого завета. Послание к Евреям называли пятым евангелием, потому что оно рассказывает о завершенной работе Иисуса на земле и о продолжении Его работы на Небесах. Ни одна книга Нового завета не помогает нам понять работу Иисуса в настоящее время так, как это делает Послание к Евреям. Это Божественный комментарий Пятикнижия. Послание объясняет значение иудейских жертв и приношений. Жертвы и священники были предвестниками, которые указывали на Христа - нашу жертву, нашего Истинного Священника и Единственного Посредника между Богом и человеком. Послание к Евреям - это звено, связывающее Ветхий и Новый заветы. 86 отрывков в Послании к Евреям являются прямыми ссылками на более, чем 100 отрывков из Ветхого завета.
Послание к Евреям сравнивали с Посланием к Римлянам. Тогда как Послание к Римлянам показывает путь к спасению, центром Послания к Евреям является личность спасения (Иисус). Послание к Римлянам выделяет закон нравственности на все времена, а Послание к Евреям - ритуальный закон. Послание к Римлянам переходит от Закона к благодати, а Послание к Евреям - от тени к сущности. Послание к Евреям - это книга контрастов: Сын и ангелы (1:4-2:4); Сын и Моисей (3:1- 6); отдых в Ханаане и отдых с Богом (3:12-4:13); Христос и Аарон (4:14-5:10); духовное младенчество и зрелость (5:11-14); вероотступничество и верность (5:11-6:20); старое и новое соглашения (8:1-13); приношения по Закону и приношение Христа (9:1-10:18); вера и видение (11:1-40); гора Синай и гора Сион (12:18-29). Слово "лучше" является главным и употребляется 13 раз для того, чтобы противопоставить старое и новое соглашения. Послание обращено к христианам еврейской национальности, чтобы они могли понять, что Ветхий завет - это тень действительности в Новом завете (Евр 10:1). Послание к Евреям - это соединение Ветхого и Нового заветов.
Главный урок для христиан, живущих сегодня, заключается в том, что все подвержены равнодушию и апатии. Рвение и преданность христиан становятся слабее (3:6, 9, 12, 14). Многие пренебрегают молитвой и публичными богослужениями (2:1; 10:25; 12:12-13). Многие не выросли в вере и было необходимо снова учить их основам (5:12). Ранее Церковь выстояла в гонениях, но сейчас было очевидно, что некоторые христиане-евреи возвращались к старому закону. Хотя Рим преследовал христианство, иудаизм оставался законной религией; поэтому христиане-евреи испытывали сильное искушение избежать преследований. В послании пять главных предостережений: (1) будьте внимательны (2:1-4), (2) не потеряйте вечный покой (3:7-4:13), (3) остерегайтесь лености и вероотступничества (5:11- 6:20), остерегайтесь намеренного греха (10:26-31), остерегайтесь неповиновения Христу (12:25-29). Средством от отступничества является растущее личное познание Иисуса. Обзор книги в свете личности спасения: Христос, Сын Божий - Его Божество (1:1-2:4), Христос - Сын Человеческий - Его человечность (2:5-4:13), Христос-Священник - Его работа (4:14-10:18), Христос - путь - Его руководство (10:19-13:25). Книга начинается с прославления Христа: Его Божественные имена (1:8,10), Божественные дела (1:2-3), Божественный характер (1:3), Божественная честь (1:2-14), Его вечное существование (пр.1:8). Центральным лицом является Христос, как наш Первосвященник (пр.4:14-10:18). Послание к Евреям - это самая обстоятельная книга в Библии, которая показывает Иисуса, как Сына Божьего и Сына Человеческого.
Сходства и различия
Иисус - Законодатель мира и Моисей - законодатель Израиля
Иисус - Пророк, подобный Моисею (Втор 18:15)Сходства
1. В своём рождении оба стали сыновьями дев: Моисей был усыновлен дочерью фараона, а Иисус родился у Марии чудесным образом.
2. Оба были израильтянами.
3. Обоих послали к детям Израиля. Бог послал Моисея из земли Мадиамской. Иисуса послали с Небес.
4. Оба отказались от высокого положения для того, чтобы спасти свой народ. Моисей отказался от роскоши во дворце фараона, чтобы спасти Израиль. Иисус отказался от Небес, чтобы спасти всех людей.
5. Оба были отвергнуты людьми. Моисея отверг мятежный Израиль (Исх 2:13-14). Иисуса отвергли и распяли евреи.
6. Оба исполнили миссию, с которой их послали. Моисей избавил Израиль из египетского рабства. Иисус избавляет от греха всех, кто последует за Ним.
7. Оба совершали чудеса.
8. Первое совершенное каждым из них чудо имеет поразительное сходство. Моисей превратил воду в кровь. Иисус превратил воду в виноградный сок - кровь винограда.
9. Существует сходство между началом Старого и Нового соглашений. Когда Моисей дал Израилю Старое соглашение, на Синае умерло 3000 человек (Исх 32:38). Когда через Святого Духа Иисус дал Новый закон в день Пятидесятницы, было спасено 3000 человек (Деян 2:41).
10. Оба подверглись преображению - Моисей на г.Синай (Исх 34:29-30), а Иисус - на г.Ермон (Мт 17:2).
11. Оба передали людям закон.
12. Оба принесли себя в жертву за Израиль (Исх 32:32; Ин 10:17).
13. Оба вступили в брак с язычницами. Моисей в буквальном смысле взял в жены язычницу (Чис 12:1), а Иисус - в переносном смысле. Язычники, ставшие христианами, являются невестой Христа (Еф 5:25 и далее).
14. Моисей поднял в пустыне змея, чтобы спасти народ (Чис 21:9). Иисус был вознесен на кресте, чтобы спасти мир (Ин 3:14).
15. Израиль крестился в Моисея в облаке и Красном море (1 Кор 10:2). Начиная со дня Пятидесятницы и донаступления дня Суда, духовный Израиль крестится в Иисуса.
16. Моисей дал народу хлеб с небес (Исх 16:15). Иисус отдал Себя всем людям, как хлеб жизни (Ин 6:31-33, 48-50).
17. В их смерти Бог сыграл непосредственную роль. Бог похоронил Моисея, когда тот умер (Втор 34:6). Бог воскресил Иисуса из мертвых (Мк 16:6).
Различия
1. Моисей был верным слугой над Божьим народом Израиля. Иисус - верный Сын над Церковью.
2. Моисей трудился в доме Израиля, который не был им построен. Иисус построил Свой дом - Церковь.
3. Моисей не вывел Израиль в землю обетованную. Иисус ведет людей на Небеса - истинную обетованную землю.
4. Моисей был грешным. Иисус был безгрешен (Втор 32:51-52; Евр 4:15).
5. Моисей принес образец будущего. Иисус принес действительность.
6. Моисей избавил людей из физического рабства. Иисус избавляет от духовного рабства (греха).
7. Моисей дал хлеб с небес, чтобы поддержать физическую жизнь. Иисус является хлебом вечной жизни.
8. Миссия Моисея была обращена только к народу Израиля. Миссия Иисуса связана со всем творением (Мк 16:15).
9. Тело Моисея было погребено и подверглось тлению. Тело Иисуса было захоронено, но не подверглось тлению, а было воскрешено.
10. Моисей был только человеком. Иисус был и Богом, и Человеком.
11. Моисей не был первосвященником. Иисус является нашим Вечным Первосвященником.
I . 1:1-3:6 Высшее откровение Бога человечеству через Иисуса
1:2 Иисус - Пророк (Ин 1:3).
1. "Последние дни" - Деян 2:16-17 и 1 Пет 1:19-20.
1:3 Иисус - наш Священник и Царь (Ин 14:9).
1:5-14 Иисус правит с Небес (Он превыше ангелов).
1:5 (Пс 2:7; 2 Цар 7:14).
1:6 (Втор 32:43).
1:7 (Пс 103:4).
Сравнение первосвященника Израиля и Первосвященника христиан
Первосвященник Израиля Аарон - Лев 16 Первосвященник христиан Иисус - Евр 9 Призван Богом из народа - Евр 5:4 Призван Богом из народа - Евр 5:4 Имел сострадание к заблуждающимся - Евр 5:2 Молился со слезами - Евр 5:7 Входил в Святое Святых - Лев 16:12-16 Вошел на сами Небеса - Евр 9:24 Имел безупречно чистую одежду - Лев 16:4 Имел безупречно чистый характер - Евр 5:14 Совершал искупление кровью козла - Лев 16:15 Совершил искупление Собственной кровью - Евр 5:12 Был искуплением для Израиля и себя самого - Лев 16:6, 16 Стал искуплением для всех людей, а не для Себя - Ин 3:16 Ежегодно приносил искупительную жертву -Лев 16:34 Принес искупительную жертву один раз и навсегда - Евр 9:25 1:8-9 (Пс 44:6-7).
1:10-12 (Пс 101:25-27).
1:13 (Пс 109:1).
2:1-4 Иисус - Сын Божий, это было подтверждено чудесами.
2:2 (Гал 3:19).
2:1-4 Не пренебрегайте спасением, о котором говорил Иисус.
2:3-4 Правда о спасении была подтверждена апостолами через чудеса.
2:5-9 Иисус стал человеком - ниже, чем ангелы.
2:5 (Исх 23:20; Втор 32:8; Дан 10:11-25; 12:1; Евр 2:9).
2:6-8 (Пс 8:4-6).
2:10-18 Иисус был искушаем, но не согрешил (2:14, см. Ин 1:14).
II . 3:1-4:13 Увещевание быть верными
3:1-6 Иисус является высшим примером верности.
3:1 (Лк 24:19).
3:5 (Чис 12:7).
3:6 (Мт 16:18).
3:7-11 Неповиновение Богу - это неверие.
3:7-11 (Пс 94:7-11).
3:13 Грех - это обманщик.
3:8, 15 Грех ожесточает сердце.
3:15 (Пс 94:7-8).
3:16-19 Пример неверности Израиля (Чис 14).
4:1-10 Наградой за верность является вечный покой.
4:3 (Пс 94:11).
4:4 (Быт 2:2).
4:5 (Пс 94:11).
4:7 (Пс 95:7-8).
4:11-13 Слово Божие является верховным путеводителем к верности.
4:11 (2 Пет 1:10).
4:12 (Еф 6:17; Откр 2:12).
III. 4:14-7:10 Иисус - наш Верховный Первосвященник
4:14-5:4 Иисус - наш Сострадательный Первосвященник.
5:5-11 Иисус - наш Первосвященник вовеки.
5:5 (Пс 2:7).
5:6 (Пс 109:4; Быт 14:18-20; Евр 7:1-3) Иисус не является священником из рода Левия.
5:8-9 Иисус установил условия спасения.
5:12-6:12 Вдохновение расти в вере.
5:12-14 Духовная незрелость является результатом незнания Библии.
6:1-8 Духовная смерть является результатом неверности.
6:9-12 Воодушевление быть верными слугами Иисуса.
6:13-20 Неменяющееся обетование Аврааму.
6:14 (Быт 22:16-17).
6:17 (Евр 11:9).
6:19-20 (Лев 16; Мт 27:51; Евр 9:2-3, 11-12; Евр 10:19-20).
7:1-10 Сравнение Иисуса и Мелхиседека (Быт 14:18-20).
7:3 Мелхиседек и Иисус - нет начала и конца.
IV . 7:11-10:18 Иисус является Верховным Посредником Нового соглашения
7:11-19 Старый закон не позволял человеку достичь совершенства.
7:17 (Пс 109:4).
7:18 Ветхий завет отменен.
7:20-28 Совершенство достигается через Иисуса.
7:20-22 Установлен Новый завет.
7:25 Иисус - наш Первосвященник и Ходатай.
8:1-6 Иисус - Единственный Посредник Нового соглашения.
8:5 (Исх 25:40).
8:6 Лучший завет с лучшим обещанием (1 Тим 2:5).
8:7-13 Несовершенность Старого соглашения.
8:10 (2 Кор 3:3).
8:8-12 (Иер 31:31-34).
9:1-10:18 Различие между скинией Ветхого и Нового заветов (Исх 25-30).
9:1-10 Ограничения Старого соглашения.
9:1-5 Скиния (Исх 16:33; 25-26; 30:1-6; 34:29; Лев 16:12; Чис 17:1-10; Втор 10:2-5).
9:6-10 Служение священников (Исх 30:10; Лев 16; Чис 18:2-6; Мт 27:51; Евр 10:1-3, 20).
9:11-22 Совершенство в Новом соглашении.
9:13 (Лев 16:14-15; Чис 19:2).
9:15 Иисус - Посредник Нового соглашения.
9:16-22 Совершенство достигается через смерть и кровь Иисуса.
9:19 (Исх 24; Лев 14:4, 7; Чис 19:6, 18).
9:22 (Лев 17:11 ).
9:23-28 Различие между смертью Иисуса и приношениями животных. Безгрешная жизнь Иисуса удовлетворяла требованиям Закона. Жертвенная смерть Иисуса удовлетворяла наказанию за грех. Его кровь приобрела прощение грехов.
9:27 (Быт 3:19; Еккл 3:19-20; 9:3).
10:1-4 Жертв животных было недостаточно.
10:5-10 Иисус принес Своё Тело, как высшую жертву. Иисус отменил Старое соглашение и установил Новое (10:5-7 см. Пс 39:6-8).
10:11-18 Совершенство достигается через жертву Иисуса (10:16-17 см. Иер 31:33-34).
V . 10:19-13:17 Христиане живут по вере в Иисуса
10:19-25 Призыв быть верными.
10:19-20 Христианство - это новый образ жизни (Мт 27:51).
10:22 (Исх 24:8; 1 Пет 1:2).
10:23-24 Послушание в вере.
10:26-39 Верность в чистоте и во времена гонений.
10:26-31 Отвергающие Иисуса не имеют надежды.
10:28 (Втор 17:2-6).
10:29 (Лк 12:47-48).
10:38 Справедливые будут жить по вере.
10:39 (Мт 8:26; 2 Тим 1:7; Откр 21:8).
11:1-3Вера - это то основание, на котором мы получаем спасение.
11:1 Описание веры (Рм 4:18; 2 Кор 4:18; 5:6-8; Еф 1:12-13; Евр 11:13).
Вера - это доверие Богу, что Он даст нам то, что мы не видим (прощение грехов, ответ на наши молитвы, вечную жизнь). Вера в Бога не слепа, но основана на свидетельстве воскресения Иисуса из мертвых.
11:4-40 Примеры веры в Ветхом завете.
11:4-7 Авель, Енох, Ной (Быт 4:3-5; 5:21-24; 6:13-22).
11:8-19 Авраам (Быт 12:1-4; 18:11-14; 15:5; 22:1-18; 26:3-5; 28:13-14; Иак 2:21).
11:20-22 Потомки Авраама - Исаак, Иаков, Иосиф (Быт 27:26-40; 47:21; 48:1, 5; 16, 20).
11:23-29 Моисей (Исх 1:16-22; 2:1-3; 2:11-15; 12; 14:22-29; Деян 7:17-36).
11:30-40 Израильтяне, судьи, цари и женщины (Суд 4:6-24; 6:11; 7:1-25; 11:1- 29; 1 Цар 7:9-14; 16-17; 3 Цар 17:17-24).
12:1-13:17 Увещевание вести верную жизнь.
12:1-11 Бог дисциплинирует христиан.
12:2 (Деян 2:34).
12:5-6 (Прит 3:11-12).
12:12-17 Духовное обновление - покаяние.
12:14 (Рим 12:18; 2 Кор 13:11; Иак 1:27).
12:15 (Рим 3:23-24; Гал 5:4; Флип 2:12; 2 Пет 3:17).
12:16-17 (Быт 25:29-34).
12:18-24 У верных есть дом на небесах.
12:20-21 (Исх 19:12-13, 16; 20:18-26; Втор 4:11; 9:19).
12:25-29 Наставление верно служить Богу.
12:23 (Откр 21:27).
12:26 (Агг 2:6).
13:1-17 Поучения о верной жизни.
13:1 Братская любовь.
13:2 Гостеприимство.
13:3 Сочувствие.
13:4Непорочность.
13:5-6 Довольство.
13:5 (Втор 31:6; Иус Н 1:5; Рим 12:11; Еф 4:28; Флип 4:11; 2 Фес 3:11; 1 Тим 6:6-10).
13:6 (Пс 117:6).
13:7 Уважайте власть.
13:9 Остерегайтесь лжеучений.
13:11-12 (Лев 13:11).
13:15 Хвалите и благодарите Бога.
13:16 Совершайте добрые поступки и делитесь (Гал 6:10).
13:17 Повинуйтесь наставникам.
VI . 13:18-23 Завершающие замечания и приветствия
13:18-19 Просьба молиться.
13:20-23 Последнее увещевание.
13:24-25 Личные приветствия.
From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)