Гава 19: КНИГИ ОТКРОВЕНИЯ Подготовительным чтением для изучения Книги Откровения являются статьи "Введение к пониманию Библии", "Понимание литературного стиля" Понимание чисел в Библии и "Понимание апокалиптической литературы" в главе I данной книги и Города в Новом завете - Семь церквей в Асии в главе 11 данной книги и Введение к Евангелию от Иоанна в главе 12 данной книги и "Милленаризм - учение о тысячелетнем царстве Христа на земле" в главе 27 данной книги.
Название книги происходит от греческого слова "апокалипсис", которое значит "раскрыть нечто скрытое". Таким образом, цель Книги Откровения - не скрыть тайну, а раскрыть её.
Книга Откровения представляет собой сочетание трех литературных стилей: послания, пророчества и апокалиптического. Использовав апокалиптический стиль, Бог не привел в замешательство семь церквей в Азии. Благодаря преобладанию апокалиптических сочинений в I в., церковь была знакома с этим литературным стилем, используемым в Откровении. Автором книги является апостол Иоанн (1:1, 4, 9; 22:8).
Существует две вероятных даты написания книги. Обе даты основаны только на исторических данных, приведенных в тексте. Исходя из них можно определить дату: Иоанн находился в ссылке на острове Патмос в Эгейском море в период гонений со стороны римлян (Откр 1:9). Единственными римскими императорами I в., которые проводили обширные гонения на христиан, были Нерон (66-68 гг.) и Домициан (93-96 гг.) (Евсевий, историк церкви, живший в начале IV в., приводит информацию об обоих императорах). Заметьте, что апостол Павел предстал перед судом Нерона в 63 г. и был тогда освобожден. Это указывает на то, что Нерон еще не начал всеобщее преследование христиан. Утверждение, что Откровение было написано во времена Нерона основано на буквальном толковании Откровения 11:1-2; 17:9-11. Игезипп, раннехристианский писатель (ок. 130-150 гг.) писал, что римский император Домициан начал жестокие преследования христиан, так как боялся потерять империю. Он полагал, что родственники Христа могут вызвать христианскую революцию против империи. Ириней, апологет церкви, который писал между 130-200 гг., утверждал, что Иоанн находился в ссылке во время преследований, проводимых Домицианом. Евсевий цитирует Иринея и приводит информацию об этих преследованиях, указывая, что гонения на Церковь во времена Домициана были еще хуже, чем при Нероне. Историки церкви, жившие во II в. - Ириней, Иустин Мученик и Евсевий (IV в.) - указывают, что автором Откровения является апостол Иоанн. Свидетельство, приведенное в тексте, указывает на то, что книгу написал Иоанн, но не говорит, что он был апостолом. Обычно принято считать, что апостол Иоанн написал Откровение во время ссылки на острове Патмос около 95 г. во время гонений, проводившихся императором Домицианом.
В попытках понять Книгу Откровения было разработано несколько подходов. Большинство из них основано на лжеучении или неуместных предположениях, которые не согласуются с полным контекстом Нового завета и, без сомнения, противоречат учению Ветхого завета. Первая точка зрения утверждает, что Откровение - это пророчество о разрушении Иерусалима в 70 г. н.э. Этот совершенно невероятный подход требует, чтобы дата написания книги относилась ко времени преследований, проводившихся Нероном. Однако, разрушение Иерусалима было мало связано с христианами и особенно с церквами в Малой Азии, которые находились в 2000 км от Иерусалима. Вторая точка зрения: Откровение имело отношение только к Римской католической церкви, которая преследовала истинную церковь. Возникает вопрос: Какое отношение имела католическая церковь (которая возникла более, чем 500 лет спустя) к церквам I в. в Малой Азии? Однако, католическая церковь действительно (с одобрения правительства) преследовала истинную церковь и любую религию, противостоявшую католицизму. Этот факт согласуется с вечным пророчеством Откровения о том, что религия, поддерживаемая и одобряемая государством, будет преследовать Церковь Христа. Третья точка зрения связана с лжеучением о тысячелетнем царстве Христа на земле, которое выдвигает пророчество о возвращении Иисуса в конце времени и Его тысячелетнем царствовании над земным царством. Иисус придет не для царствования на земле, а для проведения дня Суда и для того, чтобы забрать верных Ему на вечный покой. О приходе Иисуса узнают, только когда Он придет (1 Фес 4:16-5:2).
Книга Откровения не рассказывает об исторических событиях, но скорее, она устанавливает общий закон о том, что Бог и Его церковь одержат победу над злом. Действительно, письмо, обращенное к семи церквам в Азии, говорило о конкретных событиях, которые произошли в ближайшем будущем (Откр 1:1, 3; 22:6, 10). Для христиан, которых убивали, выживание Церкви Христа казалось маловероятным. Книга Откровения утверждает, что правительство и поддерживаемая им религия будут преследовать Церковь, но христиане не должны падать духом. Это вечные пророчества, касающиеся всей эпохи Нового завета вплоть до дня Суда. Это послание на протяжении веков вдохновляло христиан оставаться верными Богу, даже если это стоило им жизни (Мт 10:16-39; 2 Тим 1:12; 3:13; Откр 2:10). Из семи церквей, к которым обращено послание, пять осуждены за различные ошибки, хотя в некоторых общинах были отдельные христиане верные Христу.
Книга делится на три главных раздела: (1) главы 1-3 - введение и письма к семи церквам в Азии (забота Иисуса о духовном состоянии церкви). (2) Главы 4-11 - рассказ о постоянном конфликте на протяжении веков и о конечной победе Церкви Христа и уничтожении её врагов. (3) Главы 12-22 - это ярые столкновения между Церковью Христа и злом на протяжении веков (они более драматичны, чем в главах 4-11). Считается, что главы 12-22 детально описывают события глав 4-11.
Эту книгу можно разделить на шесть частей: главы 1:1-20, вступление и начало видений Иоанна; главы 2-3, это письма семи церквям в Азии; главы 4-5, видение Божьего трона и Агнеца; главы 6-20, видение поведы христиан; главы 21:1-22:5, видение конечного прибывания человечества на небеса и ад; гдава 22:6-21, заключение и предупреждение.
Более детальный план глав следующий: 1 глава, вступление; главы 2-3, рекомендации и предупреждение семи церквям; главы 4-5, утешение гонимых христиан в божьей любви (начало апокалипсического раздела); 6 глава повествование о семи печатях (снятие печатей означает открытие той части послания, где говорится о приближающихся приследованиях); 7 глава, христиане получают утешение, несмотря на степень преследования, Господь любит их и сохранит их (праведники получат печать, что означает, что будут спасены); гавы 8-9, открытие седьмой печати раскрывает трубы, которые предуреждают о суде безбожных гонителей христиан; глава 10 уверяет христиан, что их гонители будут наказаны. 11 глава раскрывает конфликт добра и зла, когда время благоволит гонителям; 12 глава показывает поражение диавола в битве и христиане получают утешение; 13 глава определяет трёх врагов церкви Христа, диавол (дракон), правительство против церкви (морской зверь), государственная религия (земной зверь); главы 14-15, верные христиане радуются своему спасению; 16- 19 главы представляют полное поражение врагов церкви Христа.
Глава 16, звук седьмой трубы представляет семь судных чаш, которые Господь излил на своих врагов и представляет полную победу Христиан. Эта глава также говорит о разрушении духовного Вавилона, который описан далее в 17-18 главах. Битва при Армагеддоне (духовное сражение добра и зла) также представлена в 16 главе, но детали можно найти в 19 главе. Глава 20 рассказывает о полном поражении лиавола и воскресении верных христиан к вечной жизни, а не верных к вечному аду. 21-22 главы выделяют славу верности христиан, вечной жизни на небасах (новый Иерусалим и храм).
Книга Откровения содержит множество символов, что может представить трудности для её понимания. Неспособность осознать это приведет к неправильному пониманию и даже ошибочному учению. Так как большая часть книги написана языком символов, её нельзя толковать буквально, но только с учетом метафорического значения. Например, в 1:13 светильники - это не буквальные светильники, а символы. Светильники представляют церкви (1:20). Вавилонская блудница в главе 17 - это не буквальная блудница или город, но символ зла - великой нравственной нечистоты и продажности. Так символы используются постоянно. Например, символы, используемые для представления зла в одном отрывке, с этой же целью используются во всех других случаях. Большая часть символизма объясняется либо в тексте Откровения, либо его общее значение можно понять из такого же символического использования в другом контексте Ветхого завета. Из 404 стихов Книги Откровения 265 стихов содержат строчки, которые находятся в Ветхом завете или являются ссылкой на 550 отрывков из него. Тем не менее, не следует делать вывод, что символическое выражение в Ветхом завете имеет такое же значение в Откровении.
В этом письме произносятся 7 благословений (1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7, 14): (1) благословен тот, кто читает Откровение (1:3). (2) Благословен тот, кто умер будучи чистым, верным христианином (4:13). (3) Благословен христианин, который живёт верным Богу (16:15). (4) Благословенны христиане, которые будут призваны на небеса (19:9). (5) Блаженны, имеющие участие в первом воскресении. Считается, что это рай - часть Гадеса (место ожидания) (20:6). (6) Блажен, кто соблюдает пророчество Откровения, то есть тот, кто следует законам, записанным в письме (22:7). (7) Благословенны те, кто соблюдают заповеди Иисуса (22:14). Эти благословения являются результатом практического применения книги, которые помогут быть верными Богу при любых обстоятельствах.
Из книги можно извлечь шесть основных уроков. 1. Господь - это высший и всемогущий правитель мира. 10 раз слово всемогущий (pantokrator - греч.) используется в Новом Завете из них 9 раз в Откровении. 2. Иисус - наш жертвенный спаситель. 30 раз в Новом Завете Иисус назван Агнецем; 27 раз в Откровении, где особенно выделяется его жертвенность. 3. Уверение христиан в победе (вечной жизни). Слово победа (nikao - греч.) используется 17 раз в Откровении, и только 11 в остальных книгах Нового Завета. Слово венец, используемое 8 раз, представляет награду христианам, которые не сдались, выстояли битву и победили. 4. Благословение верности. 5. Небеса, последние пристанище верных христиан. 6. Ад, вечное пристанище тех, кто не был верен Иисусу. Семь, символ завершённости, появляется в Откровеннии 56 раз и 32 раза в остальных книгах Нового Завета. Белый (leukos - греч.) символ чистоты и невинности, 26 раз используется в Новом Завете, из них 16 раз в Откровении. 62 раза в Новом Завете говорится о троне, из них 47 в Откровении. И Господь и диавол сидят на троне, что символизирует конфликт между силами добра и зла. "Дикий зверь" (therion - греч.) используется, что-бы описать врагов Бога (морской зверь и земной зверь) и, восставших против Бога. Около 90 раз в Ветхом Завете лошади символизируют войну и конфликт. Тот же символизм используется в Откровении. 13 из 19 раз термин "навсегда и вечно" используется что-бы подчеркнуть вечную жизнь на небесах и обречённость в аду.
Ключевое слово в Откровении nikao (греч.) что означает победа, преодаление, завоевание, способность превозмочь. Nikao указывает на главную тему, которая состоит в том, что несмторя на то, что церковь Христову будут гнать и правительство и религии, получившие поддержку государства, церковь останется победителем. Книга простыми словами говорит о несомненной победе верных. Предстоящая борьба будет долгой и жестокой (для всех истинных христиан, независимо от того, когда они живут), но те из них, кто останутся верными, даже если это будет стоить им жизни, получат венец вечной жизни (2:10).
I . 1:1-20 Вступление
1:1-3 Вступление (Откр 22:6, 10).
1:4-20 Приветствие Иоанна семи церквам в Азии. Примечание: число семь представляет завершенность. Иоанн пишет семи церквам, которые представляют общее состояние церквей во всем мире и во все времена.
1:4 Семь Духов - это Святой Дух (Ин 1:1; 14:16-17; Евр 13:8; Откр 5:6).
1:5-8 Обращение Иисуса к церквам.
1:5-6 Три утверждения об Иисусе и три утверждения о том, что Он сделал для человечества (1 Кор 15:20-24; Кол 1:18; Откр 17:14).
1:6 Христиане являются священниками и уже сейчас- частью царства (Мт 28:18; Кол 1:13; 1 Пет 2:5-9).
1:7 (ср. Зах 12:10).
1:8 (Откр 22:13).
1:9-16 Видение Иисуса Иоанну.
1:9 Иоанн в ссылке на острове Патмос.
1:12-16 Символы, описывающие Иисуса, как Победоносного и Всемогущего владыку (Откр 19:15).
1:12Семь светильников - это семь церквей (Откр 1:20). 1:16 (Еф 6:17; Евр 4:12).
1:17-20 Объяснение видения Иоанна.
1:18 Иисус имеет власть воскрешать и воссоединять тело и дух. Он имеет ключи к смерти (телу) и аиду (духовному миру).
II . 2:1-3:22 Обращение к каждой из семи Церквей Христа
2:1-7 Церковь Христа в Ефесе - в отступничестве.
2:4 Церковь потеряла любовь и рвение к Иисусу (1 Кор 13:1-4).
2:6 Николаиты были гностиками, которые считали, что грех, совершенный телом, не влиял на их духовное состояние (2 Пет 2:9-10).
2:7 (Быт 3:22; Откр 22:2).
2:8-11 Церковь Христа в Смирне - верность Богу.
2:9 Бедные в материальном мире - богатые в верности.
2:10 Надвигающееся преследование. Венец надевали на победителей атлетов, верных работников прави- тельства, а также на свадьбе.
2:12-17 Церковь Христа в Пергаме - в отступничестве.
2:14 Компромисс с языческой религией (Валаам - Чис 25:1-9).
2:15 Николаиты - см. комментарий к Откровению 2:6.
2:17 Белый камень - используется в римских судах, как заявление о невинности. Манна - Иоанн 6:51, 58.
2:18-29 Церковь Христа в Фиатире - в отступничестве.
2:20 Церковь терпит лжеучителя Иезавель -3 Цар 16:31 и 21:23-26, 4 Цар 9:30-37.
2:27 (Пс 2:8-9).
3:1-6 Церковь Христа в Сардисе - в отступничестве. 3:4 -Некоторые были верными.
3:7-13 Церковь Христа в Филадельфии - верные.
3:14-22 Церковь Христа в Лаодикии - в отступничестве. 3:16- Примерно в 10 км от Лаодикии есть источники с теплой минеральной водой, которая имеет очень неприятный вкус.
III . 4-5 Небеса
4:1-11 Бог и Его престол. Бог - Творец.
4:3 Описание величия Бога 1 Тим 6:16.
4:4 24 престола представляют спасенных, которые жили во времена Ветхого и Нового заветов. Спасенные из 12-ти колен Израиля (ВЗ) и церковь, основанная 12-тью апостолами (НЗ) Откр 12:12, 14.
4:5 Молнии и громы символизируют силу Господа. Семь духов /светильников представляют Святой Дух.
4:6-11 Четыре животных - считается, что это часть искупленных. Точное значение символа не известно. Так как они постоянно поклонялись Богу, считается, что они представляют людей.
5:1-14 Запечатанная книга. Иисус, Агнец Божий - наш Избавитель.
5:1 Бог держит писание с семью печатями.
5:5 Корень Давидов (Ис 11:10).
5:6 Закланный Агнец - это Иисус.
Семь рогов - символ власти. (ср.:Втор 33:17; Иер 48:25).
Семь глаз - символ того, что Иисус видит и знает всех (Евр 4:13).
Семь духов - Святой Дух. Он наделил апостолов силой и вдохновил словом Божьим (Ин 16:13; Евр 2:3-4).
5:7 Агнец берет книгу, чтобы сломать печати и открыть Божьи замыслы.
5:8-14 Каждый поклоняется Агнцу - Иисусу.
5:8 Золотые чаши, полные фимиама, представляют молитвы христиан.
IV . 6-11 Семь печатей сняты
6:1-4 Первая печать: Евангелие завоевывает мир.
6:2 - Христианство: Церковь завоюет мир с помощью евангелия, призыв к людям становиться христианами (Кол 1:23; Откр 6:11; 19:11-16).
6:3-4 Вторая печать: гонения на церковь.
6:5-6 Третья печать: отчаяние и мрак. 6:6 -Это символ экономических трудностей, который представляет чувство безнадежности у христиан, вызванное гонением на церковь.
6:7-8 Четвертая печать: смерть.
6:9-11 Пятая печать: христиан подвергали мученической смерти. 6:11 - Белая одежда - символ невинности.
6:12-7:17 Шестая печать: месть Бога сходит на тех, кто приследовал Церковь Христа.
6:12-14 (Срав. Ис 13:1-10; 34; Иер 4:23-25) - Вавилон осужден Богом за то, что разрушил Иерусалим и храм.
6:16 (Ос 10:8).
7:1-17 Обо всех спасенных христианах (верных Богу до смерти даже во время гонений) позаботится Бог. Они выстояли в борьбе против зла.
7:4 (Откр 14:1).
7:9 см. 7:14.
7:17 (Откр 21:4; 22:1).
8:1-11:19 Седьмая печать: гнев Божий на Его врагов.
8:2 Семь труб - это семикратное предупреждение о горе. В древности трубы использовались для сигнала о близкой опасности (Иер 4:4).
8:5 Огонь для кадильницы - символ гнева Божьего.
8:7-13Первые четыре трубы - это предупреждение о Суде через использование сил природы.
8:7 Первая труба.
8:8-9 Вторая труба.
8:10-11 Третья труба.
8:12-13 Четвертая труба.
9-11:19 Последние три трубы предупреждают о бедствии для грешных людей. (ср. Иол 2:1). Первые четыре трубы - это косвенное воздействие на людей, а последние три трубы - это прямое наказание.
9:1-12 Пятая труба - саранча. Злые силы мучают дюдей, но им запрещено предавать людей смерти. На Ближнем Востоке саранча съедала на своем пути буквально всю растительность. Земля оставалась голой (Иол 1:4; 2:25)
9:1 Кладезь бездны - это ад. Это бедствие включает ужасное зло, посланное на грешных.
9:11 Царь зла - дьявол. Еврейское слово "авваддон" означает разрушение. Греческое слово "аполлион" значит "губитель" Урок заключается в том, что зло порождает худшее зло (Ос 8:7).
9:13-11:14 Шестая труба - Божий гнев на человечест- во включает смерть.
9:13 (Откр 8:3)
9:14 Часто враги Израиля приходили с востока от реки Евфрат. Многие решающие битвы, исход которых решал вопрос свободы или покорения, происходили на этой реке. Если захватчики с востока пересекали Евфрат, они почти всегда завоёвывали Израиль. Ассирия и Вавилон - это государства-завоеватели, пришедшие с востока от Евфрата. Это символ того, что зло будет выпущено против грешных людей.
9:15 Многие умрут во время Суда.
9:20-21 Конечная цель Бога - призвать грешных к покаянию. Никто не покаялся.
10:1-11 Видение книги и семи громов. Пауза между шестой и седьмой трубой (10:1-11:14).
10:7 Судный день настанет, когда протрубит седьмая труба (1 Фес 4:16). Совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (2 Пет 1: 20-21).
10:8-11 Книжка - это евангелие. Евангелие приносит сладость тем христианам, которые повинуются. Евангелие приносит горе отвергающим Иисуса (Пс 118:103; 1 Пет 1:25; Иез 2:8-3:3).
11:1-14 Видение Иоанна о трости для измерения и храме.
11:1 Храм - это место пребывания Бога, Его Церковь (1 Кор 3:16-17). Жертвенник - символ христианского поклонения. Поклоняющиеся - это отдельные христиане.
Трость - мерило, Новый завет.
11:2 За пределами храма (церкви)- неверующий мир. Они отвергли Бога и Его правление. Святой город представляет церковь, а попрание означает гонения в течение неопределенного времени (ср. Откр 13:5; Дан 7:25; 2:6,7; 12:14). Возможно, это охватывает время от дня Пятидесятницы до дня Суда.
11:3 Два свидетеля - это источник и откровение истины (слова Божьего). Источник - это Иисус Христос. Откровение - это апостолы. Пророчество осуществляется через Новый завет, время пророчества неопределенное.
11:4 Две маслины представляют источник оливкового масла для светильников (распространителей света). Это Иисус и апостолы.
11:5 Огонь - это сила евангелия (Рим 1:16-18). Евангелие обладает силой убеждать честные сердца и осуждать тех, кто отвергают его.
11:6 Сила совершать чудеса, когда необходимо убедить людей в истине (3 Цар 17:18; Исх 7:14-25). Чудеса записаны, чтобы подтвердить свидетельства истины (Евр 2:1-4).
11:7 "Закончат свидетельство своё" - это завершение Нового завета.
11:8-10 Враг евангелия будет преследовать истину и христиан, отвергая истину ради человеческих образцов.
11:8 "Великий город"- это воплощение зла (Откр 14:8; 16:19; 17:5, 18; 18:2, 10, 16, 19, 21). Содом представляет безнравственность. Египет символизирует угнетение - рабы греха. "Где Господь был распят" - представляет отречение и отступничество. Это общее состояние тех, кто отвергает Иисуса.
11:9 Власть человеческой религии будет править какое-то время, но истина Бога восторжествует в конечном счете.
11:10 Грешников не мучает совесть, когда они избавляются от истины и от тех, кто провозглашают её.
11:11-14 Воскресение правды.
11:11 Так как стихи 7-10 говорят о смерти в метафорическом смысле, то же можно сказать о последующем воскресении. Это воскресение праведного места истины Божьей. Власть слова Божьего противопоставляется власти человеческой религии.
11:12 Торжество истины над её врагами.
11:13 Это не окончательный, а только частичный суд на земле. Бог накажет тех, кто отвергает Его.
11:14 Второе горе в Откр 9:12-11:14. Третье горе - последний суд.
Краткое содержание главы 11: Иисус, источник истины, и апостолы, открывающие истину, сталкиваются со злом (властью человеческой религии) и кажутся пораженными. Тем не менее, Бог и Его истина торжествуют, и Бог творит частичный и оконча-тельный суд над теми, кто отвергает Его, Иисуса и евангелие.
11:15-19 Седьмая труба - последний суд. Конец времени.
11:15-17 Победа Бога и Его святых над злом.
11:15 У Бога высшее правление над миром.
11:16 Прим. к Откр 4:4,10,11; 5:8-10, 14.
11:18-19 Поражение врагов Бога. Последний Суд. (Ин 5:28-29; Рим 14:10, 2 Кор 5:10; Деян 17:31; Откр 20:11-15).
11:18 Пророки - это те, кто по вдохновению провозглашают слово Божие. Святые - все христиане 1 Кор 1:2.
11:19 Ковчег завета представляет присутствие Бога и вечный доступ к Нему Исх 25:22; Лев 16:2; 2 Пар 5:2-6:2.
V . 12-22 Причины конфликта между Церковью Христа и злом на протяжении веков
12:1-17 Женщина и дракон.
12:1 Женщина - это Церковь Христа. Венец- это символ победы.
12:2 Ребенок - это новообращенный в христианство Откр 12:17. Мука и боль: Евангелие никогда не пользовалось популярностью у большинства людей. Обращение происходит через сопротивление и гонения.
12:3 Дракон - это дьявол (Откр 12:9). Красный цвет символизирует насилие. Семь голов представляют совершенную власть. Дьявол - это бесспорный правитель зла (Еф 6:12; Кол 1:13). Десять рогов представляют распространение господства дьявола (Дан 7:7, 24). Семь диадем представляют верховную власть дьявола над миром тьмы.
12:4 Это проявление силы дьявола. Дьявол стремится уничтожить христиан. Христианам надлежит править миром железным жезлом (Пс 2:9; Откр 2:27).
12:5 Это значит, что дьявол никогда не сможет уничтожить Церковь.
12:6 Это представляет защиту церкви и заботу Бога о ней (Откр 12:14-27).
12:7-9 Война на небесах символична; её не следует понимать буквально. Представляет постоянный конфликт между верными Богу и силами зла.
12:10-12 Спасение, которое искал мир, пришло через Иисуса.
12:11 Агнец - это Иисус. Верность христиан Иисусу значит больше, чем сама жизнь.
12:12 Борьба христиан с дьяволом не вечна. У дьявола мало времени до того, как он будет изгнан в ад.
12:13-17 Гонения на церковь.
12:13 Гонения - это наступление дьявола на церковь.
12:14. Крылья представляют возможность скрыться, которую Бог дает церкви. Пустыня- это защита и забота Бога. Этот символ пришел со времен, когда Бог заботился об Израиле во время 40- летнего странствия в пустыне Синай. Питание (Еф 1:3; 2 Тим 3:14-17; 2 Пет 1:3-4). Время, времена, пол-времени - представляют эру христианства со дня Пятидесятницы.
12:15-16 Вода символизирует лжеучение. Мир, поглощающий эту ересь, ясно представляет контраст с повиновением Церкви Новому завету.
12:17 Дьявол преследует отдельных христиан, чтобы сбить их с правильного пути, когда он не может повлиять на всю Церковь посредством лжеучений.
13:1-10 Зверь из моря - правительство, выступающее против Церкви Христа.
13:1 См. прим. о символах в Откр 12:3. Богохульство - это непринятие Бога. Возможно, оно представляет атеизм и антихристианские правительства стран (Откр 13:6; 17:3, 9).
13:2 Черты зверя. Зверь - это сочетание 4-х зверей в Книге Пророка Даниила (7:3-8, 15-27), которые представляют царства мира (Дан 7:23). Этот зверь - любое гражданское правительство, выступающее против Церкви Христа. Барс - быстрый, жаждущий крови, жестокий. Медведь - разрушающая сила. Лев - символ правления. Дракон (дьявол) дал зверю власть. Дьявол дал власть продажным гражданским правительствам.
13:3 Раненная голова - это следствие того, что продажное правительство почти соглашается с распространением христианства, но вместо этого победу одерживает моральное разложение.
13:4-8 Гражданское правительство выступает против Церкви Христа и Бога со дня Пятидесятницы.
13:8 Нехристиане поддержат выступление гражданского правительства против Церкви Христа. Книга жизни представляет верных христиан. Агнец, закланный от создания мира, означает, что замысел спасения человечества существовал с самого начала.
13:10 Христиане должны быть верными, несмотря на преследования 13:11-18 Зверь из земли представляет отступнические церкви и государственные религии (лжепророк Откр 16:13).
13:11 Зверь кажется безвредным, но говорит ложь, как и дьявол (дракон) (1 Фес 2:3-4; Откр 16:13; 19:20).
13:12 Отступнические церкви/религии получают одобрение дьявола.
13:13-17 Обман - это метод ненастоящих церквей (2 Фес 2:9-12; 2 Тим 3:13) для угнетения истинной церкви. Образ первого зверя - это система, поддерживаю антихристианские правительства, поэтому второй зверь не может преследовать тех, кто не подчиняются им. Ложные церкви будут преследовать Церковь Христа.Число зверя - это символ человеческих учреждений таких, как гражданские законы и преследование с целью ограничить или остановить христианство.
13:18 Число 666 представляет мирское в высшей степени - человеческое зло. Обман людей через религиозные ошибки. Авторитет Библии заменен авторитетом человека. Коммунизм и католицизм - это религиозные системы, созданные человеком, чтобы управлять массами Итог глав 12-13: Можно ожидать преследования верных христиан со стороны гражданских правительств, государственной религии и отступнических церквей. В главе 14 выражены две основные мысли: (1) поражение зверя и тех, кто подчиняются ему (2) Бог полностью преодолеет зло.
14:1-5 Агнец и спасенные христиане. Окончательная победа - это жизнь на небесах с Богом. Агнец - это Иисус. Гора Сион - один из холмов, на котором был построен Иерусалим. Это символизирует духовный Иерусалим - Церковь (Ис 35:8-10).Число 144 000 символизирует верных израильтян и христиан.
14:3 Новая песнь - песнь хвалы об окончательной победе - спасению Откр 5:9. Четыре животных - см. Прим. к Откр 4:6-11.
14:4 Те, кто не осквернились с жёнами - символ христиан, которые не совершили духовного прелюбодеяния. Они были верны учению Нового завета (Иер 3:1-11; Ин 2:15-17; Еф 5:27; Флип 2:15).
14:6-12 Воззвания трёх ангелов.
14:6-7 Первый Ангел провозглашает наступление последнего суда. Детали в главах 15-16.
14:8 Второй Ангел объявляет, что Вавилон пал. Вавилон - символ морального развращения. Зло навсегда свергнуто. Детали в главах 17-18
14:9-12 Третий Ангел возвещает о гибели зверя и его последователей. Детали в главах 19-20.
14:10 Агнец - это Иисус.
14:12 Ср. 13:10. Наказание зверя - это движущая сила христиан в преодолении всех трудностей и гонений против них.
14:13 Вечный покой для верных христиан. Блаженны мертвые ... отныне и вовеки. Видимо, Иоанн имеет в виду тех верных христиан, которые умерли во время, когда Иоанн писал и до сего дня. Они будут спасены. Детали в главах 21-22.
14:14-16 Суд над праведными. Золото не ржавеет, вот почему оно используется в качестве символа чего-то вечного.
14:17-20 Суд над неправедными. (ср. Ис 53:2-3; 34:3; Плач 1:15).
14:20 Символизирует размах и завершение суда Божьего.
15-16 Семь чаш Божьего гнева.
15-16:1 Вступление к семи чашам гнева. Семь труб (гл.8-11)- это предупреждение о грядущем суде; главы 15-16 - это исполнение наказания.
Обратите внимание на сходство символов.
Первая труба и чаша - на землю 8:7 и 16:2.
Вторая труба и чаша - на море 8:8 и 16:3.
Третья труба и чаша - в источники вод 8:10 и 16:4.
Четвертая труба и чаша - на солнце 8:12 и 16:8.
Пятая труба и чаша - в бездну 9:1 и 16:10.
Шестая труба и чаша - в реку Евфрат 9:14 и 16:12.
Седьмая труба и чаша - совершение тайны Божьей 10:7 и 16:17.
Трубы - это частичный и неполный суд. Они призывают к покаянию. Смерть одной трети человечества символизирует незавершенность суда (19:15, 18-19).
Суд чаш - последний и полный суд.
15:1 Семь последних язв - последний суд
15:2-4 Верные христиане восхваляют Бога на небесах.
15:2 Стеклянное море перед престолом Бога Откр 4:6.
15:3 Песнь Моисея - победная песнь (Исх 15:1-21).
15:5-8Семь Ангелов, имеющие семь язв.
15:5 Раскрывается присутствие Бога.
15:7 Четыре животных Откр 4:6-9. Семь чаш - последний суд.
15:8 Когда Суд закончится, спасенные войдут в присутствие Божие.
16:1-21 Семь чаш гнева показывают всеобщий и окончательный характер Божьего суда в последний день.
16:2 Первая чаша - суд над теми, кто последовал за лжерелигиями и отверг путь Божий.
16:3 Вторая чаша: суд над теми, кто отмечен знаком зверя.
16:4-7 Третья чаша: суд над теми, кто преследовал верных.
16:8-9Четвертая чаша: суд над теми, кто полностью отвергает Бога.
16:10-11 Пятая чаша: суд над зверем - правителем безбожников и нехристианских учреждений (гражданских и религиозных).
16:12-16 Шестая чаша: подготовка к последней чаше.
16:12 Река Евфрат была препятствием для армий с востока (Вавилон и Ассирия) во время завоеваний Сирии и Палестины. Реку осушили, чтобы армии могли сойтись в сражении.
16:13 Лжепророк - это зверь из земли (13:11), представляющий отступническую религию. Заметьте, что три силы зла, собираются вместе против Бога. Дракон (дьявол), морской зверь (антихристианское гражданское правительство) и лжепророк - земной зверь (отступническая религия).
16:14 Великий день Божий (2 Пет 3:10,12; 1 Фес 5:2; Флип 2:14).
16:15 Придет, как вор - Никто не знает, когда придет Бог (2 Пет 3:10; 1 Фес 5:2).
16:16 Армагеддон - это транслитерация древне- еврейского слова Хар- Мегиддо. В греческом языке оно буквально значит "гора Мегиддо". На этой горе есть перевал, по которому проходил древний торговый путь на Ближнем Востоке. Тот, кто контролировал этот перевал, контролировал большую часть мировой торговли во во времена Ветхого завета. Много битв произошло при Мегиддо, чтобы иметь контроль над перевалом. Эта чаша является символом кульминации всех духовных битв с Богом (Зах12:11; 2 Пар 35:20-22).
16:17-21 Седьмая чаша - кульминация последнего суда.
16:18 Землетрясения символизируют устрашающую Божью силу.
16:21 Град (Исх 9:22-26; Иус Н 10:8-11; Ис 30:30; Иез 38-22). Град величиной с талант символизирует полное разрушение судом Божьим.
17-18 Блудница, или Вавилон, представляет любую систему, предназначенную для того, чтобы склонить людей к безнравственности и увести от х христианства. Читатели I и II вв. сравнивали бы блудницу с Римом (17:9 - Рим построен на 7-мх холмах) (17:8 - Рим был мировым имперским городом). Город полон соблазнительной безнравственности. Однако, блудница представляет любое обольщение, ведущее от чистой жизни к аморальной.
17:3 Багряный зверь символизирует силы зла, которые поддерживают блудницу.
17:4-5 Богатый наряд, слава и похоть соблазняют многих людей.
17:6 Гонения на христиан.
17:7-14 Символизм зверя.
17:7 Семь голов зверя представляет полное число, т.е. безнравственные правительства Откр 17:9-10.
17:8-11 Власть этих правительств была временной в период, когда писал Иоанн. Зверь получает силу от дьявола. Зверь состоит из семи царей. Руки, горы, цари - символы самого зверя и, возможно, представляют разные аспекты его дьявольской работы.
17:15-18 Символизм блудницы.
17:15 Воды людей представляют всеобщую поддержку блудницы.
17:16 Партнеры по злу никогда не любят друг друга, даже если они объединяются против общего врага.
18:1-24 Падение Вавилона.
18:2 Жилище бесов - порок.
18:4 Призыв к покаянию.
18:7 Она блудница и сомневается, что будет уничтожена.
18:8 Скоро она будет полностью уничтожена.
18:9-19 Грешники скорбят о ней.
18:20 Радость на небесах, так как грех уничтожен.
18:21-24 Конец её уничтожения.
19-20 Небеса исполняют последний суд.
19:1-10 Радость на небесах. Три "аллилуйя": (1) стих 1 - за спасение; (2) стих 3 - за разрушение Вавилона; (3) стих 4 - за правление Бога.
19:7-9 Брак Агнца (Иисуса) и Его невесты (Церкви) (Рим 7:4; Еф 5:22-32).
19:9 Верные христиане - это Невеста и гости на свадьбе.
19:11-16 Царь-царей - Иисус готовится к последнему суду.
19:13 Одежда, обагренная кровью, символизирует борьбу Иисуса с Его врагами.
19:14 Армии в белом символизируют чистоту.
19:15 Справедливость в соответствии с Его словом (Еф 6:17; Евр 4:12; Ин 12:48; Ис 11:4).
19:16 Иисус называется (1) стих 1 - Верным и Истинным; (2) стих 13 - словом Божьим; (3) стих 16 - Царем царей; (4) стих 16 - Господом господствующих.
19:17-20:15 Окончательное и полное поражение зла.
19:17-21 Окончательное уничтожение зверя и лжепророка.
19:20 Огненное озеро (Мт 5:22, 29-30; 10:28; 13:42; 18:8-9; 25:46).
20:1-3 Дьявол связан. Власть зла ограничена 20:1 Дьявол связан. Это значит, что он больше не может заставить нас грешить против нашей воли. Он не может помешать евангелию спасать людей (Рим 1:16). Он не может искушать нас так, что мы не сможем избежать греха (1 Кор 10:13).
20:2 Тысяча лет символизирует завершенный период времени и не должна пониматься, как буквальное тысячелетие.
20:4-6 Святые (христиане) правят с Иисусом.
20:4 (1 Кор 6:2-3). Так как слово "душа" употребляется вместо слова "тело," это значит, что святые находятся в месте ожидания, и последнее воскресение еще не произошло (когда душе будет дано духовное тело) (1 Кор 15:44-46; 2 Фес 5:23).
20:5-6 Первое воскресение - это место ожидания для умерших праведников (Лк 16). Вторая смерть - Это вечное наказание в аду. Иоанн 5:28-29 (см. Прим. к 20:14).
20:7-10 Окончательное поражение дьявола.
20:8 Гог и Магог - Иез 38-39 говорит о Гоге и Магоге. Эти языческие народы пошли против Израиля, Богом избранного народа (Иез 38:17). В свою очередь Бог уничтожил Гог (Иез 38:18-23). Символически Гог и Магог представляют языческих врагов Божьего народа (Церкви Христа).
20:11-14 Суд над каждым человеком.
20:14 Вторая смерть. Смерть значит разделение.
Первая смерть - это разделение души с нашим телом, когда мы умираем физически. Вторая смерть - это вечное разделение с Богом.
21-22:6 Небеса.
21:1 Новые небеса и новая земля. Новые небеса и новая земля - это новый порядок вещей для спасенных. Это духовное, а не материальное царство (2 Пет 3:10-11). Нет моря (Откр 13:1; 20:13) - нет моря на небесах, и поэтому нет ни морского зверя, ни смерти на небесах.
21:2-27Новый Иерусалим.
21:2 Новый Иерусалим - это Церковь Христа, все спасенные христиане (Невеста - Откр 19:8; 21:9-27; 2 Кор 11:2; Еф 5:25-27).
21:7 Двенадцать обещаний для преодолевших грех и гонения - для верных христиан (Откр 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21; 21:7). Мы унаследуем вечную жизнь (Мт 19:29; Гал 4:7; 2 Тим 4:6-8; 1 Пет 1:4; Еф 1:14). Мы Божьи дети.
21:9 Жена Агнца - это Церковь Христа.
21:10 Великий город, святой Иерусалим - это праведная и чистая церковь. Заметьте контраст: Вавилон - это блудница, полная разврата.
21:11 Слава Божия знаменует присутствие Божие.
21:12 12 колен Израиля - верные во времена Ветхого завета.
21:14 12 апостолов - верные во времена Нового завета.
21:15-21 Небеса огромны и прекрасны.
21:22 Нет храма: Храм был местом жертвоприношений и поклонения Богу. Бог пребывал там во времена Старого соглашения. Новый Иерусалим, Церковь Христа, - это место, где пребывает Господь.
22:1-5 Река жизни.
22:1 (Ин 7:37-38).
22:2 Быт 2:10-14 - Заметьте сходство рек. Быт 3:22-23 - древо жизни.
22:3 (Быт 3:16-19).
22:4 (Пс 41:1; 1Ин 4:12; Исх 33:17-23; 1 Ин 3:2).
22:6-21 Правдивость и определенность Книги Откровения.
22:6, 7, 10 Исполнение пророчества книги близко - Иисус придет скоро, но не скоро по человеческим понятиям. Смысл контекста в том, что мы должны быть готовы к Его пришествию - быть верны Богу.
22:12-17 Последние увещевания Иисуса семи Церквам Христа в Азии.
22:14 Древо жизни (см. Прим. к Откр 22:2).
Врата в город - вход на небеса (Откр 21:12).
22:16 Корень и потомок Давида (Ис 11:1,10; Рим 15:12; Деян 2:30-32; Откр 5:5). Яркая утренняя звезда (Чис 24:17).
22:17 Святой Дух (через Новый Завет в письменной форме) и Невеста (Церковь Христа) приглашают всех стать христианами и отправиться на небеса. Вода жизни - Ин 4:13-14.
22:18-19 Предупреждение следовать только слову Божьему.
22:20-21 Будьте готовы к пришествию Иисуса.
From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)