Глава 21: РУКОВОДИТЕЛИ ХРИСТИАН
Организация Церкви
Новый Завет дает очень точное определение организации и управления Церкви Христа. Иисус говорил, что Ему дана вся власть (Мт 28:18). Он - Глава тела - Церкви (Еф 1:22-23). Как глава, Он дал нам инструкции об управлении Церкви.
Павел указывает молодому проповеднику Титу назначить старейшин в каждой церкви (Тит 1:5). Павел встречался со старейшинами из Ефеса по пути в Иерусалим (Деян 20:17). Старейшины - это руководители, которые несут ответственность за Церковь (Деян 20:28). В каждой общине должно быть несколько старейшин (2 или более). В Новом завете нет указаний назначать только одного старейшину. Человеку свойственно диктовать свои условия и быть тираном. Во избежание этого Бог дал указание назначать в общине несколько старейшин. Старейшины несут ответственность за свою общину. В Новом завете нет примера, чтобы старейшины отвечали более, чем за одну церковь.
Только во втором веке писатели ранней Церкви говорят об отходе от правил, установленных Богом. Тогда начали выбирать одного человека, который стоял над другими старейшинами в каждой церкви.
Вскоре, в 325 г. н.э., на встрече епископов (глав старейшин) были приняты учения, которые отличались от Нового завета. Так Церковь перестала быть Церковью Христа и стала учреждением, изобретенным человеком.
Бог определил качества, которыми должен обладать каждый мужчина, являющийся старейшиной. Их можно найти в Первом Послании к Тимофею 3:1-7 и Послании к Титу 1:5-9. У мужчины должно быть желание выполнять свои обязанности (1 Тим 3:1). Он должен быть мужем одной жены; его дети должны быть верующими христианами и повиноваться ему (1 Тим 3:3-4; Тит 1:6). Все эти характеристики указывают на зрелость мужчины. Старейшиной не может быть новообращенный (1 Тим 3:6). Старейшина не должен употреблять алкогольные напитки (1 Тим 3:3; Тит 1:7). Это человек высокой нравственности (1 Тим 3:23; Тит 1:6-7). Он должен уметь владеть собой, не раздражаться (1 Тим 3:3; Тит 1:7). Его сердце не должно преклоняться перед богатством (1 Тим 3:3; Тит 1:7). Он должен уметь учить (1 Тим 3:2; Тит 1:9). Это значит, что старейшина должен обладать хорошими знаниями Библии, чтобы учить других, увещевать Церковь, опровергать лжеучения и внедрять мудрость (Тит 1:9-16).
Старейшины выбираются и назначаются Церковью. Церковь избирает мужчин, которые обладают всеми характеристиками старейшин. Церковь должна быть готова подчиняться избранным старейшинам (Евр 13:17). Выбор старейшин - это очень серьезный шаг, и он не предпринимается, пока члены церкви не выростут в своей вере. Старейшина, не обладающий необходимыми качествами, не будет благословлен Богом, но принесет церкви одни неприятности.
Частью организации церкви является назначение дьяконов. Дьяконы не обладают властью; скорее, они являются слугами, которые выполняют различные поручения, данные старейшиной. Например: семь мужчин, назначенных, чтобы заботиться о вдовах (Деян 6:1-7). Бог также дал характеристики дьяконов. Это почти те же качества, что и для старейшин (1 Тим 3:8-13). То, что от дьякона не требуется иметь верующих детей, уметь учить и нет запрета против новообращенного, показывает, что дьяконами могут быть более молодые мужчины и даже новообращенные, если они отвечают другим требованиям.
Если в церкви нет старейшин, то решения о делах церкви принимают верные мужчины. Важно заметить, что проповедник - это учитель слова Божьего, а не пастор и не священник. Бог сказал, что все христиане являются священниками (1 Пет 2:5-9), а старейшины (их несколько) - пастырями общины.
Отрывки о старейшинстве:
Деян 11:30;14:23;15:2,6,22,23;16:4;20:17-32;21:18;
1 Тим 3:1-7;5:17-21; Тит 1:5-16; Иак 5:14; 1 Пет 5:1-4; Флим 1:1.
Божьи руководители - не иерархия священников Мирской взгляд на священников
Большинство верующих людей в мире считают священником:
1. Человека, который принадлежит к церковной иерархии.
2. Человека, который лучше, чем другие люди, и поэтому избран Богом.
3. Человека, который носит специальное одеяние и совершает специальные ритуалы.
4. Посредника между людьми и Богом.
Всё это чуждо Новому завету и является человеческим изобретением. Это добавление к Новому завету, а те, кто поддерживают эти идеи, будут осуждены (Откр 22:18-19).
Разделение правления в иерархии в Церкви началось в начале II в. Игнатий писал нескольким церковным общинам и убеждал их подчиниться "епископам" и "старейшинам". Таким образом, уже тогда один человек избирался, чтобы руководить старейшинами и Церковью. К 150 г. таковой вид организации был установлен во всей Церкви.
Это расхождение с Новым заветом привело к появлению учений, которые противоречат Новому завету.
Первые три года происходил рост иерархической организации. В IV в. сельские епископы были в подчинении у городских. С этого времени иерархия развивалась очень быстро. Городских епископов называли патриархами, а одного из них назвали Папой.
Иерархическая модель послужила причиной семи соборов, которые проходили в 325-787 гг. и определили учение и действия церкви (которая перестала быть истинной Церковью Христа). Первым патриархом, назначенным Папой в 590 г., был Георгий I (Георгий Великий). Любое иерархическое священство - это расхождение с Новым заветом, где речь идет лишь о старейшинах в местной общине.
Христиане - это священники
Слово "священник" значит - "человек, который посредничает или находится на службе у Бога". В Ветхом завете Бог установил священство, которое Он избрал из колена Левия, когда дал Израилю закон. Люди приносили Богу жертвы, но само действие жертвоприношения совершали священники. Священники являлись посредниками между Богом и людьми (Лев 1:2-7). Первосвященник был единственным, кто приносил ежегодную жертву искупления за грехи народа (Лев 16). Священники находились на службе у Бога и являлись ходатаями за людей.
Иисус является нашим Первосвященником (Евр 4:14). Он принес себя в жертву за наши грехи (Евр 7:26-27; 9:28). Иисус - наш Ходатай (Евр 8:6). Он изменил ветхозаветное священство (Кол 2:14). Как христиане, мы являемся священниками, и это выражается в том, что мы предлагаем себя на службу Богу. Апостол Петр называет христиан святым и царственным священством (1 Пет 2:5-9) Христиане приносят себя, как живую жертву для служения Богу (Рим 12:1-2). Все христиане являются священниками.
Руководители Церкви - это пастыри, а не сторожевые псы В советскую эпоху в экономике СССР господствовало плановое хозяйство. Всё планировалось и управлялось государством. Государство взяло на себя ответственность за благосостояние народа. Так как всё принадлежало всем, понятие об ответственности связывалось с обществом, а не с отдельным человеком. В действительности никто не нёс личной ответственности, в результате чего всем было всё равно. Поэтому общественный порядок в атеистическом коммунистическом обществе поддерживался единственной реальной нравственной категорией - страхом. С помощью страха авторитарное правление предохраняло общество от распада. Кроме того, для поддержания диктаторской формы правления, самостоятельные решения по меньшей мере не одобряли, если не запрещали. Вы ждали, что вам скажут делать. При коммунистической диктатуре личные и самостоятельные решения были неприемлемы. Последствия диктаторского правления в сочетании со страхом, недостатком личной ответственности и самостоятельных решений являются препятствием, которое должны преодолеть руководители церкви.
Бог дал мужчинам роль и ответственность руководителя. Мужчины должны руководить семьей и Церковью. В Библии мы видим, что Бог всегда давал мужчинам ответственность руководить народом. И только однажды, в течение периода Судей, по Божьему благословению Израилем руководила женщина. Это произошло потому, что на земле Израиля не было действительно благочестивых мужчин. Однако, это не меняет Божественный порядок, в котором руководителями должны быть мужчины.
Что такое руководство? В мире существует два основных типа правления. Первый из них - авторитарный стиль, при котором руководитель скорее оказывает давление, чем руководит. Его правление основывается на полиике силы и запугивания. Это создает почву для тирании. Мужчины естественно стремятся быть маленькими тиранами, хотя они не видят себя такими. Это касается и русской культуры, где единственным примером руководства было диктаторское правление тиранов на протяжении 75-ти лет. Настоящие мужчины не запугивают и не командуют, а направляют.
Для всего мира руководство, осуществляемое в соответствии с Божественным порядком, является наивысшим примером того, каким должно быть настоящее руководство. Христианство добровольно по своей природе. Никто не заставляет кого-либо стать христианином или оставаться верным христианином. В свете этого, чтобы Церковь могла расти духовно и численно, руководство общины играет чрезвычайно важную роль. Община редко превосходит видение и действия руководства. Если оно плохое, то пострадает община. В действительности плохое руководство является началом серьезных проблем. В общине будут ссоры и разделения. В конечном счете, если руководство плохое, а братья, вызывающие разделения, не дисциплинируются, то данная церковь умрет. Мужчина, который сразу критикует людей и действия церкви и склонен к частым спорам и ищет в людях плохое, не подходит на роль руководителя. Такой мужчина разрушит Церковь. Но если руководители придерживаются Божьих заповедей, то Церковь пребудет в мире и будет расти. Авторитарный стиль правления противоречит Библейским принципам и не имеет абсолютно никакого места в Церкви Господа.
Второй стиль руководства - умение вести своим примером. Иисус является высшим примером того, каким должен быть руководитель от Бога. Пример руководителя заставляет людей доверять ему и желать следовать за ним. Если мужчины действительно направляют, а не оказывают давление, не запугивают и не заставляют людей силой, то церковь достигает намного больше. Возможность тирании, которая часто является результатом того, что организацией руководит только один мужчина, значительно уменьшается в Церкви Христа. Бог повелел, чтобы церковью руководили несколько старейшин. Руководителями должны быть высокопринципиальные и бескопромиссные мужчины. Это должны быть мужчины, обладающие самоконтролем и подчинившие свою импульсивность, гордыню и гнев. Они должны быть людьми мягкими, готовыми слушать. В первую очередь они должны думать о других. Такой тип самоконтроля является сутью руководителей. Настоящая власть заключается в умении управлять собой.
Первым качеством руководителя является его готовность быть последователем. Способность следовать за кем-то предшествует способности руководить. Пока мужчина не научится разделять чужие взгляды, он никогда не станет настоящим руководителем. Мужчина-христианин должен полностью подчинить себя Божьей воле, или он никогда не станет эффективным руководителем. Например, на мужском занятии, проводившемся с целью подготовки мужчин, которые бы хотели и могли проповедовать, первым заданием было запомнить порядок книг в Новом завете. И сразу же один мужчина, который был "младенцем" во Христе, сказал, что в этом нет необходимости. Даже этот, кажущийся незначительным, пример отражает многие черты характера человека. Во-первых, он показывает нежелание следовать наставлению. Он показывает, что учащийся по своему незнанию думает, что знает лучше, чем учитель. То, что этот мужчина не спросил о цели задания, указывает на его импульсивность и дух неповиновения. Данный пример раскрывает человека, который намерен идти своим путем, и это его единственный путь. Это говорит, что человек не обуздал свою гордыню. Обычно, пока люди не научатся следовать, их попытки руководить терпят неудачу или ведут к потерям. Их успехи будут достигаться, по меньшей мере, с помощью лести или сладкоречия и ложной доброты, но, что более вероятно, с помощью запугивания и даже давления. Всё это противоречит духу добровольности в христианстве.
Другим аспектом способности следовать является умение работать в группах. Существует не просто один старейшина, а группа старейшин. Прежде чем работать как старейшина или действовать в качестве руководителя, мужчина должен быть способен согласованно работать в группе с другими людьми. Являясь христианином на протяжении многих лет, я встречался с мужчинами, которые хотели, чтобы группа действовала в соответствии с их желаниями. Они не приспосабливались ни к одному из методов работы Господа. Обычно это является отражением их гордыни. Такое отношение становится очевидным, потому что они отстраняются от того, с чем они не соглашаются. Иногда такие мужчины оставляют общину. Они могут делать это по совести; но если поступком руководит гордыня, то часто это является формой скрытого бунта. Каждый раз, когда мужчина отстраняется от работы Господа не по причине её противоречия учению Нового завета, он демонстрирует отношение эгоистичности и незрелости. Оно подобно отношению ребенка, который берет свои игрушки и идет домой, если на детской площадке не подчиняются ему. Его намерение - наказать других детей, а не запретить им играть его игрушками. Если такое отношение не победить, то позволяя руководить мужчинам с такими качествами, община открывает дверь разделениям.
Руководители должны обладать непоколебимой преданностью своим обязанностям. Они должны осознавать, что несут ответственность за духовное благосостояние общины. Они несут ответственность за преподавание учения и за работу местной общины (обучение церкви, возвращение заблуждающихся, евангелизацию, заботу о нуждающихся). На руководителях лежит ответственность призывать своенравных членов общины к верности. Они несут ответственность за обличение лжеучителей и убеждение церкви лишить общения тех, кто противоречат Писанию и отказываются покаяться. Старейшины являются Божьими пастырями на земле.
Руководство в первую очередь видно на человеческом примере, подкрепленном Библейскими принципами управления. Именно поэтому Бог дал конкретные характеристики руководителя, которым должны отвечать старейшины - те, кто заботятся и руководят Церковью (1 Тим 3:1-7; Тит 1:5-9). Мужчины, которые вырабатывают в себе эти качества, являются лучшими служителями в Царстве и в наивысшей степени подходят для руководства Церковью. Все мужчины-христиане должны поставить своей личной целью достижение этих качеств. Даже если мужчина не сможет отвечать всем характеристикам, те из них, которые он сможет воспитать в себе, сделают его более похожим на Иисуса, лучшим примером и влиянием как на братьев и сестер, так и на нехристиан.
Для того, чтобы назначить мужчин старейшинами или дать им роль руководителей, необходимо доказать, что они обладают необходимыми качествами. Это значит, что они должны пройти испытание на руководство. Например: Бог избрал Иисуса Навина, как замену Моисея. Иисус Навин ввёл Израиль в землю обетованную. Он подвергся нескольким испытаниям, прежде чем стало известно, что отвечает необходимым требованиям. Один раз он успешно руководил сражением против амаликитян (Исх 17:9). Иисус Навин был главой колена Ефремова (Чис 13:9). Он был одним из двенадцати мужчин, которых послали в разведку в Ханаан (Чис 13:17; 14:6). Только Иисус Навин и Халев дали благоприятный отчет о разведывательной миссии. Сорок лет спустя он был избран вождем народа. Иисус Навин выдержал испытания, и Бог счел, что он отвечал необходимым требованиям. Все мужчины, являющиеся настоящими руководителями, т.е. те, кто полностью подчинили себя Богу, должны помнить об обещаниях, которые Бог дал Иисусу Навину, когда избрал его, чтобы ввести Израиль в Ханаан (Иус Н 1:5-8). Бог пообещал, что (1) никто не одолеет его; (2) Он будет поддерживать Иисуса Навина; (3) Он сдержит Свои обещания; (4) Он всегда будет с Иисусом Навином. Далее Бог повелел Иисусу Навину (1) быть сильным - не отступать от Божьей стези; (2) быть мужественным - не бояться неправедных противников; (3) повиноваться Божьим заповедям; (4) изучать слово Божие; (5) не бояться - доверять Богу.
Бог дал характеристики старейшин (пастырей) в Своей Церкви. Каждый мужчина, собирающийся стать старейшиной, должен обладать всеми характеристиками, прежде чем его кандидатуру можно рассматривать на должность старейшины. Он должен выдержать испытания. Если община выбирает старейшинами мужчин, которые не обладают всеми характеристиками, она открывает двери для серьезных проблем и выступает против Божьих заповедей. Когда мы думаем о том, что христиане должны подчиняться старейшинам, а старейшины должны заботиться о наших душах, то избрание старейшиной того, кто не отвечает всем требованиям, определенным Богом, является просто немыслимым (Евр 13:17).
Старейшины в роли пастырей Для описания руководителей Церкви Христа Бог использует три слова: старейшины, епископы и пасторы (пастыри). Из текста греческого оригинала мы узнаём, что старейшиной был человек старшего возраста. Это становится очевидным, когда мы рассматриваем характеристики старейшин. У мужчины могут быть верующие дети только после 18-20 лет семейной жизни. Характеристики показывают, что старейшина - это человек достаточной зрелости, которая приходит после десятков лет взрослой жизни. На языке оригинала слово "епископ" означает человека, который присматривает за чем-либо. Сочетание двух слов показывает, что старейшина - это человек более старшего возраста, присматривающий за церковью. Слово "пастор" буквально значит "пастырь". Проповедников и благовестников не следует путать со старейшиной в роли пастора. Это два разных вида работы в церкви. Роль и работа пастыря дает нам ясное представление о том, что значит быть старейшиной. К сожалению, многие старейшины смотрят на свою роль, как на совет директоров, на котором принимаются решения, а затем извещают о них церковь. Если дело обстоит подобным образом, старейшины часто находятся в стороне от Церкви и мало общаются с отдельными христианами. Результатом этого является слабая и часто неправильно понимаемая связь между старейшинами и христианами. Недостаточное общение вызывает путаницу в понимании направления, в котором двигается церковь. Нередко церковь ощущает, что она движется, не имея направления, подобно лодке без руля. В дополнение к этому между старейшинами и церковью устанавливается атмосфера "мы и они". Она становится больше похожей на отношения между руководителем и работником. Но представление о старейшине в отношениях "паства - пастырь" является совершенно иным. Пока старейшины не станут пастырями паствы, Церковь никогда не будет такой, какой её задумал Бог. Давайте посмотрим, что значит быть пастырем. Хотя современное индустриальное общество в основном состоит из городских жителей и относительно оторвано от сельской общины, большая часть мира тесно связана с сельским хозяйством. Во многих странах в сельской местности есть пастухи, которые заботятся о стаде точно также, как это делал пастух в Палестине в I веке. Господь в Своей мудрости дал нам в Писании несколько примеров пастухов (пастырей).
Портретом пастыря является Иисус. Он называл Себя добрым пастырем (Ин 10:11). В Евангелии от Иоанна 10 мотив пастыря был типичным для палестинского пастуха в первом веке. Занятие пастухов на Ближнем Востоке не изменилось с течением времени. Овцы остались такими же упрямыми животными, которые по- прежнему нуждаются в пастухе. Я задавался вопросом, не создал ли Бог овец специально для того, чтобы показать людям, насколько мы похожи на них и отчаянно нуждаемся в пастыре. Овцы - это любопытные животные. Любопытство часто уводит их от стада, и они теряются. Овцы легко пугаются, что приводит к панике. Хотя в XX веке одомашненные овцы, если они напуганы, собираются вместе, овцы древней месопотамской породы разбегались в стороны. Фактически овцы беззащитны, поэтому в случае паники они разбегаются в стороны. Ввиду этого, овцы нуждаются в пастыре, который бы направлял, защищал, успокаивал их и заботился об их потребностях. Буквально, чтобы овцам прожить длинную жизнь, им нужен пастух.
В теме "пастырь-овцы" присутствует враг овец - волк. Волки - это умные и хитрые животные. Обычно они живут стаями. Нападая на животное, они придерживаются определенной стратегии, в которой каждый волк занимает свою позицию, чтобы нападение было успешным. Волки выискивают в стаде слабых и больных животных. Помните о том, что если "волки" нападают на Церковь, то во время охоты они пользуются такой же стратегией и обычно ищут слабых в вере.
Пастырь несет огромную ответственность за стадо. Иисус говорил о двери в овчий двор (Ин 10:1). Овчий двор (овчарня) - это место, куда пастух на ночь приводил стадо. Он строил овчарню на месте выпаса овец. Она была окружена каменной стеной высотой примерно 1,5 метра. В овчарне был только один вход. Овчарня служила двум целям. Во-первых, чтобы держать овец вместе в ночное время. Во-вторых, чтобы не дать волкам и ворам напасть на стадо. Пастух спал в дверях, поэтому никто не мог войти в овчарню, не убив или не искалечив его. Иисус называл Себя дверью в овчий двор (Ин 10:7-9). Он говорит, что никто не входит в стадо, как только через Него. Иисус говорит, что никто не входит в Церковь (становится христианином), как только через Него (через веру и повиновение Иисусу). Он противопоставляет Себя тем, кто приходили до Него и называли себя спасителями. Это указывает на роль Божьего пастыря - он спасает овец. Он спасает их от волков и воров (зла) и от их собственной слабости. Пастырь должен постоянно следить за теми, кто питается за счет паствы. Они будут вызывать беспорядки и разгонят паству (разделят Церковь). Слишком часто пастыри либо спят у входа в овчарню, либо наблюдают за тем, как волки пожирают стадо. Усердные пастыри сразу же остановят волков и воров. Кто будет наблюдать за тем, как вор уносит вещи из дома и не попытается остановить его? Примерный пастырь должен немедленно остановить тех, кто вызывает в Церкви споры.
Пастырь знает своих овец по именам (Ин 10:3). Внимательное чтение этого отрывка может привести к мысли, что старейшина должен знать имена всех христиан в общине. Это только начало "знания имен овец". Когда я рос мальчиком на ферме, мы выращивали скот. Каждый год мы выставляли на региональных соревнованиях наших бычков-одногодков. Два моих брата и я покупали 12 бычков. Это были черные ангусские бычки. Они были совершенно черными и примерно одинакового размера. Спустя некоторое время мы давали животным имена. Нет, это не были имена вроде "Наташа" или "Роза", но "Любопытный", "Привидение", "Толчок" и "Игривый". Почему? - Мы давали имена в соответствии с особенностями их поведения. Знание их повадок - единственный способ отличить одного бычка от других. Когда к нам на уик-энд приезжали друзья из города, они поражались тому, как мы отличали бычков друг от друга. Они всегда спрашивали: "Как вы можете отличить одного бычка от другого, ведь они все одинаковые?" По их повадкам. Единственным способом узнать бычков было проводить с ними время и много времени. Два раза в день мы кормили их, проверяли и чистили их шкуры. Ключом к узнаванию бычков было время. Пастух знал своих овец по именам, потому что он проводил с ними свою жизнь. Он знал их повадки и слабые стороны. Пастух знал, какая из овец скорее всего отобьется и попадет в беду. Почему? Потому что он проводил с ними своё время. Точно так же пастырь паствы Господа не может наблюдать за душами людей, если не знает каждого христианина. Он может узнать их, только если будет проводить с ними время, посещать их дома и оказывать им гостеприимство. Узнав христиан, он сможет давать им советы относительно христианской жизни. Поступки пастыря показывают христианам, что он заботится о них. Христианин начнет доверять пастырю. Иисус сказал, что пастырь направляет овец, и они следуют за ним (Ин 10:3,4). Овцы будут следовать за пастырем, если они доверяют ему. Они доверяют ему, потому что, заботясь о них, он проводит с ними так много времени (24 часа в сутки). Христиане будут следовать за старейшинами, если у них будет к ним такое же доверие. Такое доверие можно развить со временем, проводя его с христианами. Один из моих друзей основал несколько общин уже когда ему было 60 лет, а на протяжении нескольких лет он был старейшиной. Его жена сказала мне, что когда он был старейшиной, он никогда не приходил домой раньше 23-х часов. Друг сказал мне, что 10 процентов членов общины требовали 90 процентов времени, которое отводилось на заботу о пастве. Этот пастырь был предан заботе о пастве.
Один австралийский пастух описал свой опыт работы со стадом. У него не было овчарни для содержания стада в ночное время. Он поставил палатку, а стадо расположилось рядом. Ночью хищник побеспокоил стадо. Пастух взял ружье, ходил среди овец и разговаривал с ними. Вскоре овцы успокоились. Поэтому он положил свой спальный мешок посреди овец, чтобы они были спокойны всю ночь. Овцы были успокоены его присутствием. Они доверяли ему и верили в него. Из своего прошлого опыта они знали, что он заботится и защищает их.
Существует три вида "волков и воров", нападающих на паству. Первый из них - это грех в общем. Если грех распространяется в Церкви и его не останавливают, он уничтожит её. Иаков утверждал, что чистая религия включает неоскверненность от мира (Иак 1:27). Пастырь не может позволить "волку" греха, в котором не покаялись, уничтожить паству. Вскоре после того, как Израиль вступил в землю обетованную и завоевал Иерихон, он потерпел поражение при Гае. Иисус Навин оплакивал поражение и молился Богу (Иус Н 7:6-9). Бог ответил, что в лагере Израиля был грех (Ии Н 7:10-15). Бог повелел Иисусу Навину избавиться от этого греха. Ахан и его семья были казнены за нарушение Божьей заповеди. Апостол Павел наставлял церковь в Коринфе лишить общения тех, кто продолжал оставаться в грехе (1 Кор 5:1-11). Пастырь должен направлять Церковь на избавление паствы от греха. Бог не улыбается церкви, которая допускает в своей среде грешное непокорство.
Вторым "волком", от которого пастырь должен охранять паству, являются ссоры и разделения. Ссоры обычно начинаются с сердец, преисполненных гордыни. Павел увещевал Церковь в Риме обращать внимание на тех, кто вызывает разделение и избегать их (Рим 16:17-18). На пастыре лежит ответственность защищать паству от тех, кто вызывает в Церкви ссоры и разногласия.
Третий вид "волков" больше похож на воров. Это лжеучение. Лжеучитель обычно ведет тихую работу среди неподозревающих и слабых в вере. Он подобен термиту, который поедает сердцевину дерева. Часто бывает так, что зданию наносится вред, и оно падает до того, как становится известно о термитах. Подобным образом лжеучителя наносят вред церкви до того, как её руководителям становится известно об этом. Иуда сказал, что лжеучителя вкрались в Церковь незамеченными (Иуд 4). Фраза "вкраться незамеченными" буквально значит "вползти, пятясь, как рак". Если лжеучитель обосновался в Церкви, он разделит её. Пастырь должен всегда быть в курсе деятельности, проводимой среди христиан, чтобы защитить паству от этого "волка". Пятнадцать лет назад, в одну общину перешел брат из другого города. Когда я встретил его в первый раз, он говорил такие вещи, которые заставили меня подумать, что он верил в некоторые лжеучения. Через две недели ко мне пришли несколько молодых людей и задали вопросы о том, чему он учил их в частном порядке. Я пошел к старейшинам и сказал им, что этот брат пытался увести церковь в сторону или разделить её. Они ничего не сделали. Три месяца спустя этот "волк пожрал" семь семей. Пастыри должны тщательно присматривать за "волками"- лжеучителями.
Чтобы вести эффективный надзор за "волками", пастырь должен быть настороже и вооружен для борьбы. Если он не готов к этому, паству "поглотят" и разгонят. Точно также старейшина должен быть бдительным и постоянно искать признаки опасности. Он должен знать слово Божие, чтобы определить лжеучение.
Иисус сравнивал пастыря с наемным работником. Пастырь был готов отдать за стадо свою жизнь (Ин 10:15). Давид, младший сын Иессея, пас семейные стада (1 Цар 16:11). Хотя его избрали оруженосцем царя Саула (1 Цар 16:21), он возвращался в Вифлеем (3-4-хчасовой путь), чтобы пасти овец (1 Цар 17:15). Преданность Давида стаду очевидна. Он был всецело предан благополучию каждой овцы. Говоря царю Саулу о том, что может сразиться с филистимлянами, Давид рассказал ему о том, как убил льва и медведя, которые напали на беззащитных ягнят (1 Цар 17:34-37). Жизнь Давида-пастуха показывает глубокую преданность, которая должна быть у каждого старейшины, пасущего стадо, вплоть до риска своей жизнью. Иоанн говорил, что христиане должны быть готовы отдать свою жизнь друг за друга (1 Ин 3:16). Насколько более глубокой должна быть эта преданность, если Божьи пастыри должны быть наилучшим примером христиан. Иисус говорил, что наемные работники убегут от стада, если ему будут угрожать волки (Ин 19:12-13). Мужчин, которые не преданы защите паствы от лжеучителей и греха, не следует рассматривать на должность старейшины. Павел предостерегал старейшин в Ефесе, что волки из среды старейшин будут угрожать Церкви (Деян 20:28-30). Мужчины, которые думают о должности старейшины, должны спросить себя: "Готов ли я сражаться против "волков", нападающих на стадо?" "Готов ли я посвятить мою жизнь защите и питанию стада?"
Осуждая безответственных пастырей, Господь сказал, что на пастырях лежит ответственность кормить стадо (Иез 34:2). Пастырь должен уметь отличать хорошую траву от ядовитой. Старейшина должен знать слово Божие, чтобы уметь направлять Церковь по пути истины и уводить от лжеучений. Характеристики старейшины утверждают, что он должен уметь учить (1 Тим 3:2). Это значит, что, чтобы учить, он должен знать слово Божие.
Господь также утверждал, что пастырь обязан укреплять слабых в вере и лечить раненых и больных овец. На старейшине лежит ответственность поддерживать и укреплять слабых в вере, помогать бороться с искушениями и преодолевать болезнь греха.
Глава 34 в Книге Пророка Иезекииля приводит отличный пример плохого пастыря и Бога - Доброго Пастыря. Старейшин призывают часто читать этот отрывок в качестве напоминания быть бдительными и усердными в выполнении обязанностей пастырей.
Обязанности и работа пастыря не могут быть переданы другим людям. Возможно, эта короткая история правильно иллюстрирует данный серьезный аспект работы старейшины. Стадо одного пастуха росло, поэтому он решил купить овчарку. Вначале всё шло хорошо, но затем пропало несколько овец. Поэтому пастух купил другую овчарку. Сам пастух был занят приведением в порядок бухгалтерских книг и починкой колес его фургона. Но пропало еще больше овец. Тогда пастух купил овчарку с очень высокими достоинствами и был уверен, что овцы будут под охраной. Пока пастух ремонтировал крышу своего фургона, собака прилежно работала, но вскоре волки напали на стадо и убили собаку и много овец. Поэтому пастух купил несколько овчарок. Он был доволен своим решением. Он оставил стадо на несколько дней, уехав за продуктами. Одна из собак напилась воды из отравленного водоема и умерла. И снова пропало много овец. Некоторое время овцы чувствовали себя в безопасности, но затем снова начали пропадать. В один день пастух подсчитал овец и увидел, что 40% стада пропало. Он обдумал свои поступки, но не мог понять, почему пропало так много овец, хотя он нанял очарок с такими хорошими рекомендациями. И он снова пошел искать надежную овчарку ...
Этот пастух не смог понять, что ответственность за заботу об овцах лежала только на нём. Он пытался переложить эту ответственность на своих собак и таким образом уничтожил своё стадо. Интересно заметить, что в Библии не говорится об овчарках. Ответственность за выпас овец лежит только на пастухе. Нет никакого указания, что её можно передать кому-либо из стада. Ответственность за заботу о Церкви Христа, которую Бог дал старейшине, нельзя передать кому-то другому, например, дьякону или проповеднику. Это ответственность пастыря.
Характеристики личностей руководителей Библия, и особенно Ветхий завет, рассказывает о многих действующих лицах, которые выполняли роль вождя. Тем, кто осуществляют любое руководство, важно изучить эти примеры, чтобы избежать ошибок плохого руководства и расти на примерах благочестивого руководства. Приведенный ниже образец характеристики личностей нескольких персонажей лиц даст вам понятие о положительных и отрицательных чертах их руководства. Эти личностные характеристики не являются исчерпывающими, но, скорее, краткими утверждениями о сильных сторонах каждой личности. Они предназначены для того, чтобы дать направление вашим занятиям. В большинстве случаев за характеристиками следует список "Усвоенные уроки", предназначенный для тех, кто хочет стать наилучшим возможным руководителем для Господа.
Моисей: испытание на способность руководить Моисей воспитывался во дворце египетского фараона. В возрасте 40-ка лет, убив надсмотрщика за рабами, Моисей оставил Египет. После 40-ка лет, которые Моисей провел в Синайской пустыне, работая пастухом, Бог послал его освободить Израиль из египетского рабства. Моисей провел последние 40 лет своей жизни, руководя непокорным Израилем в Синайской пустыне.
Наблюдения из книг Исхода, Левита, Чисел и Второзакония: Моисея испытывали, чтобы увидеть, примет ли он обязанности руководителя (Исх 3-4). Моисея послали к израильтянам (Исх 3:13-16). Он был сильнее фараона. Моисея испытывали в противостоянии с фараоном, в компромиссе в поклонении Богу (Исх 8:25-28). Моисей не пошел на этот компромисс (Исх 10:11,24,26). Переход через Красное море казался невозможной преградой, поэтому народ хотел повернуть обратно в Египет (Исх 14:11-13). Жалобы Израиля не помешали Моисею исполнить доброе дело (Исх 16:11-15). Моисея испытывала его собственная семья (Чис 12). Он был испытуем неповиновением Израиля (Исх 12). Духовные вожди остаются верными Богу. Моисея испытывали враги за пределами народа Израиля (амаликитяне - Исх 17:8 и далее; хананеи - Чис 21:21-35; моавитяне - Чис 25:1-18). Моисей постоянно был испытуем Божьими повелениями. День за днем израильтяне испытывали терпение Моисея. Его мужество подвергалось испытанию перед лицом непокорного народа, пустыни и врагов. Испытанию подвергалась любовь Моисея к своему народу (Чис 16:41-50). Моисей был организатором (Чис 1,2). Он никогда не сдавался. Он умер, руководя народом (Втор 34:1-9). Вера Моисея постоянно подвергалась испытаниям (Евр 1:23-29). Моисей полагался на Бога (Чис 16:41-50). Он молился о своём народе (Чис 11:11-15; 13:13).
Усвоенные уроки: (1) Каждый руководитель будет подвергаться испытаниям. (2) Главным испытанием будет решение следовать либо за Богом, либо за людьми. (3) Испытания могут происходить из неожиданных источников - семьи, друзей, соруководителей. (4) Верным руководителям Бог даст силы. (5) Неудача не должна мешать делу руководителя или заставлять его сдаться. (6) Испытания укрепляют нас (Иак 1:1-3; Рим 5:3). (7) Сатана хочет, чтобы вы потерпели неудачу и сдались (Иак 1:14-17; 1 Пет 5:8). (8) Не каждое испытание плохое. Всегда старайтесь увидеть в испытаниях Божью цель и благословение. (9) Руководитель, не прошедший через испытания, - это руководитель, не доказавший своё лидерство. (10) Каждое испытание приносит пользу. (11) К 40-летнему исполнению обязанностей вождя Моисей готовился 80 лет.
Иофор (Исход 18:8-26) Иофор был священником мадиамским, известным также как Рагуил. Он был тестем Моисея.
Наблюдения по тексту: стих 9 - он радуется доброте Бога, избавившего Израиль от египетского рабства. Стих 10 - он восхваляет Господа за избавление Израиля. Стих 11 - он знает, что Бог превыше всех богов. Стих 12 - он совершает жертвоприношение. Стих 14 - он видит проблему. Стих 19 - он даёт Моисею совет. Делая это, он говорит прямо. Стихи 21-22 - он решает избрать людей (1) способных, (2) уважающих Бога, (3) правдивых, (4) ненавидящих корысть, (5) доступных для народа.
Уроки, усвоенные от Иофора: (1) Будьте бдительными. Не ищите проблем, но знайте о них, когда видите их. (2) Будьте готовы слушать. Моисей был опытным вождем, и он прислушивался к неожиданным источникам совета. (3) Мы все совершаем ошибки и нуждаемся в совете. (4) Не бойтесь определить проблему. (5) Иногда необходимо сделать выговор (стих 14). Делайте это с добротой и любовью. (6) Будьте всегда уверены, что даёте правильный совет. (7) Решение должно относиться к данной проблеме. (8) Не бойтесь поговорить о проблеме, с которой сталкиваются те, с кем Вы находитесь в тесных отношениях. (9) Правильным мотивом является любовь к Господу и людям. (10) Имейте доброе и положительное отношение к людям.
Иисус Навин Подготовительным чтением являются книги Исхода 17; Чисел 14; 26:65-27:22; Второзакония 3; 31. Израиль находился у границ земли обетованной. Грешное поколение умерло в течение сорока лет, проведенных в Синайской пустыне. Моисей тоже умер. Бог избрал Иисуса Навина и наделил его такой же властью, как и Моисея, вести Израиль (Чис 27:18).
Наблюдения над руководящими качествами Иисуса Навина по Книге Иисуса Навина. Он был человеком действия (1:10). Иисус Навин вставал рано утром (3:1; 6:12). Он серьезно и прилежно относился к роли и работе вождя. Он доверял Богу (3:5; 24:15). Иисус Навин имел репутацию честного человека, который следовал за Богом (6:27). Он глубоко заботился о своём народе и любил его. Он печалился о грехе Израиля (7:6-11). Иисус Навин помогал дисциплинировать народ (7:22-26). Бог не благословляет грешный народ. Иисус Навин вёл Израиль к победе (8:26). Он поклонялся Богу (8:30). Иисус Навин был заботливым мужем и отцом (24:31). Он поддерживал равновесие между семейными обязанностями и обязанностями вождя.
Усвоенные уроки: (1) вожди не появляются просто так. Они воспитываются в испытаниях. (2) Бог будет поддерживать верных вождей. (3) Репутацию руководителя необходимо беречь. (4) Руководители активны, а не пассивны. Они усердны, серьезны и настойчивы в своей работе. (5) Вожди не ленивы. Они встают и начинают работать. (6) Руководители не пренебрегают своей семьей. (7) Цель вождя - верное служение Божьего народа Богу. (8) Главной заботой Божьих руководителей является духовное благополучие Божьего народа.
Неемия Неемия является лучшим примером вождя в Ветхом завете, о котором мы читаем в Книге Неемии. Евреи вернулись в Иудею и перестроили храм, но сам Иерусалим оставался в руинах. Неемия был правительственным чиновником в Персидской империи; он был избран правителем Иудеи, Персидской провинции.
Наблюдения по Книге Неемии. У Неемии была единственная цель - перестроить город. Он не отступал от своей цели. Он был молитвенником (1:4, 66; 2:4; 4:4, 9; 5:19; 6:14, 22, 29). Неемия заботился о людях (1:4-6; 2:10). Он был человеком действия. Мы видим это в его желании завершить работу. Он не позволял препятствиям помешать его работе (2:7,8). Неемия вдохновлял народ (2:20; 4:14,20). Неемия с глубоким почтением относился к слову Божьему (8:14; 9:1-5; 13:5, 9; 13:15,2 3, 25). Он был нелицеприятен (5:7). Он прислушивался к людям (4:10-12; 5:1-5).
Иоанн Креститель - руководитель, готовивший путь Подготовительное чтение: евангелия от Матфея 3:1-17; Марка 1:1-11; Луки 3:1-22; Иоанна 1:12-34. Хотя руководители и руководство - это нечто видимое, многое из того, что делает руководитель, остается незамеченным. Иногда руководители делают то, что не является очевидным на протяжении нескольких лет или десятилетий. Иоанн Креститель подготовил путь для Иисуса. Иоанн был смиренным, храбрым и честным. Он никогда не отступал перед сопротивлением, но твердо стоял за истину. Он был проповедником и учителем.
Усвоенные уроки: (1) подготовительная работа всегда необходима, хотя она может быть непопулярной. (2) Кто-нибудь должен заложить основание, на котором будут строить. (3) Самую лучшую работу руководителя могут так и не заметить. (4) Скромность необходима для успешного руководства. (5) Руководители должны быть настойчивыми в защите истины. (6) Руководители должны знать, когда необходимо отойти в сторону для пользы Божьей воли. (7) Цель любой работы в Церкви Господа - вдохновлять каждого человека повиноваться Иисусу.
Даниил - бескомпромиссный руководитель Прочитайте Книгу Пророка Даниила и проследите за личностью Даниила.
Даниил был молодым иудейским князем, когда его захватили в вавилонский плен; позднее его избрали царским слугой. Царь изменил имя Даниила и предложил ему лучшую царскую жизнь (Дан 1:3-5). Даниил был умным, красивым, образованным и культурным человеком. Имея данное ему положение, он мог бы достичь политического и экономического успеха, если бы пошел на компромисс в ущерб Божьей воле. Даниил служил Вавилонским и Персидским царям на протяжении 70-ти лет, но никогда не отступал от истины. В результате этого враги Даниила устроили против него заговор, и в преклонном возрасте он был брошен в яму со львами.
Усвоенные уроки: (1) для достижения Своей воли Бог использует как молодых, так и старых людей. (2) Если мы ведем верную жизнь, мы будем подвергаться гонениям (2 Тим 3:12). (3) Праведность сталкивается с неправедностью. (4) Руководитель, который служит Богу, всегда победит. (5) Чтобы достичь успеха, человеку не надо быть недобрым или беспринципным. (6) Бог никогда не покидает Свой народ. (7) Правдивость всегда приносит награду. (8) Лучше повиноваться Богу, нежели людям.
Иеремия - разочарованный пророк Прочитайте Книгу Пророка Иеремии и проследите за личностью и упорством Иеремии и обстоятельствами, которые испытывали его.
Иеремия был пророком в Иуде в период её наибольшего неповиновения. Он проповедовал на протяжении 40-ка лет, но не было никакого указания на то, что хоть кто-нибудь покаялся. Действительно, Иеремия жил в один из самых унылых периодов. Бог послал Иеремию убедить Иуду отвернуться от идолопоклонства, вернуться к Богу и избежать разрушения.
Когда Бог призвал Иеремию стать пророком, тот не был уверен, что хотел делать это (Иер 1:6). Однако, после вдохновения Иеремия стал пророком и никогда не сдавался, хотя это почти всегда приводило его в уныние. Бог сказал ему, что многие будут сопротивляться его проповедованию (Иер 1:19). Иеремия столкнулся со многими обескураживающими обстоятельствами. Правители, пророки и священники Иуды не следовали за Богом (Иер 2:8) и давно забыли Его (Иер 2:32). Иуда отступила от веры (Иер 3:14). Она поглупела (Иер 4:22). Люди были бесчестными и несправедливыми (Иер 5:1-3). У Иуды было мятежное сердце (Иер 5:23), которое не слушало Бога (Иер 5:24). Народ любил лжепророков (Иер 5:30,31). Иудеи поклонялись идолам (Иер 7:9,10). Они отказывались покаяться (Иер 8:4-6). Плач Иеремии (Иер 9:1,2) и спор с самим собой о том, стоит ли продолжать пророчествовать (Иер 20:9), указывают на его обескураженность. Конфликт с лжепророком Ананией (Иер 28:15-17), конечно же, усилил его сомнения. Настойчивая защита истины привела Иеремию к заключению в подземной тюрьме (Иер 40).
Усвоенные уроки: (1) Божий народ иногда бывает мятежным. (2) Самые лучшие руководители могут быть разочарованы. (3) Избегайте самоосуждения, когда Вы обескуражены. (4) Божью волю необходимо исполнять независимо от воли людей. (5) Будьте терпеливы; Бог исполнит Свою волю, несмотря на препятствия. (6) Руководители никогда не сдаются. (7) Слово Божие должно быть нашим единственным руководством. (8) Руководители говорят, а затем делают. За словами должны следовать действия. (9) Другие руководители иногда терпят неудачу в своей работе. (10) Не позволяйте разочарованию превращаться в поражение.
Михей - мужественный пророк (1 Царств 22:1-28) Уинстон Черчилль сказал: "Мужество - это та добродетель, которая делает возможными все другие добродетели". Мужество является лучшей чертой характера Михея. Нечестивый царь Ахав советовался по поводу войны с Сирией. Четыреста пророков, которые боялись его гнева, сказали то, что он хотел услышать: "Бог даст тебе победу". Однако, добрый царь Иудейский Иосафат, находившийся в союзе с Ахавом, обратился за советом к истинному пророку Михею. Михей знал, что Ахав ненавидел его за то, что слово Божие всегда было против Ахава. В отличие от мнения 400 лжепророков, Михей сказал истину - Ахав будет убит в сражении (3 Цар 22:17). Это разгневало Ахава, который бросил Михея в темницу.
Усвоенные уроки: (1) Большинство может ошибаться. Церковная и светская история показывает, что большинство обычно ошибается, потому что сердцами людей и, как следствие, их решениями и суждениями о людях руководят эгоизм и алчность, а не праведность. (2) Люди будут пытаться использовать руководителей для собственных, а не Божьих целей. (3) Вождей будут призывать принять популярное мнение, а не Божью волю. (4) Стоящие у власти могут не захотеть слушать истину. (5) Руководитель должен говорить истину независимо от обстоятельств. (6) В борьбе за истину руководители могут остаться одни. (7) Люди могут стать враждебными и мстительными, потому что Вы говорите и исполняете Божью волю. (8) Никогда не отступайте от истины. (9) За защиту истины вожди могут быть лишены их руководящей роли. (10) В трудных ситуациях у руководителя будут Божья помощь и благословения.
Петр Подготовительным чтением для изучения личности Петра являются евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Книга Деяний 1-12 и 1 и 2 Послания Петра.
Петр, наряду с Иаковом и Иоанном, был одним из самых близких учеников Иисуса. Большинство из нас готово отождествить себя с Петром, потому что у него были все человеческие проблемы. Он был порывистым, лживым, грубым и трусливым. Он был великим и бесстрашным; добрым, но предрассудочным; решительным, но верным. Несмотря на слабые стороны, у Петра было много хороших качеств руководителя. Возможно, его величайшим качеством была решимость стать подобным Иисусу. В более поздние годы он писал, что был старейшиной. Мужчина может стать старейшиной только после того, как он поборол свои недостатки.
Петр был человеком трудящимся (рыбаком). Как и все другие апостолы, Петр был не ленивым, но усердным работником. Вскоре после того, как он стал учеником Иисуса, его покорность и преданность Иисусу становятся очевидными. Он отказался от всего, чтобы следовать за Иисусом (Лк 5:5). Петр бесстрашно и мужественно проповедовал евангелие и переносил преследования со стороны иудейских вождей (Деян 4:1-20 и 31). У Петра был пытливый ум. Он хотел знать и поэтому задавал много вопросов (напр., Мт 18:21,22; 19:27).
У Петра было много слабых сторон, которые мы, и особенно руководители, должны научиться преодолевать. Главной слабостью, с которой боролся Петр, была порывистость. Когда он увидел фигуры Илии и Моисея, он был готов немедленно поставить в их честь шатры (Мт 17:4). Когда воины пришли арестовать Иисуса, Петр отсёк ухо у одного из них (Ин 18:10). Его рвение бежало впереди его здравого смысла. Когда Иисус сказал Петру идти по воде, Петр начал идти, но затем стал тонуть. Он потерял свою веру в Иисуса. Наблюдая за властью Иисуса в течение двух лет, Петр всё же сомневался в Нём (Мт 14:22-33).
Отречение Петра от Иисуса сразу же указывает на многие его слабые стороны. Его гордыня, гнев, нежелание полностью следовать за Иисусом и ложь, которой он хотел защитить себя, очевидны (Мт 26:69-75). Петр был слишком самонадеянным. Основной причиной этого является гордыня - главное орудие дьявола в жизни каждого человека. Наилучшим примером проявления его гордыни является ночь перед смертью Иисуса на кресте. Иисус предсказал, что Петр отречется от Него в ту ночь три раза, но тот яростно отрицал утверждение Иисуса (Мт 26:33). Только гордыня заставляет человека быть чрезмерно уверенным в себе перед лицом слова Иисуса. Порывистость Петра была тем хуже, что её сопровождали взрывы жестокости. Иисус учил непротивлению в случае столкновения с жестокостью. Тем не менее, другой была первая реакция Петра. В приступе гнева он отсёк человеку ухо. С отречением Петра связан и вопрос о том, насколько точно хотел Петр следовать Иисусу? Ранее Петр говорил, что никогда не отречется от Иисуса. Однако, когда появилась угроза личного наказания, он оставил Иисуса. Петр хотел следовать за Иисусом на расстоянии (Мк 14:54). Он хотел быть близко к Иисусу, но не настолько, чтобы рисковать личным благополучием. Даже после дня Пятидесятницы, будучи таким бесстрашным, он и через 10-15 лет страдал от этой слабости. Вместо того, чтобы страдать от насмешек и отвержения, в церкви в Антиохии он принял сторону учителей иудео-христиан, которые утверждали, что прежде чем стать христианином, человек должен стать иудеем (Гал 2:11-13).
После дня Пятидесятницы Петр чрезвычайно вырос в вере. Он дерзновенно провозглашал евангелие (Деян 2:14-40). Он был сострадательным (Деян 3:1-11). Петр был твердо настроен следовать за Иисусом. Он более не отрекался от Иисуса, но откровенно защищал Его, за что подвергался гонениям (Деян 4:18-22). Петр осуждал грешников. Он был настроен следовать за Богом, а не за людьми (Деян 5:29). Он отказался от своих предубеждений и учил язычников (Деян 10-11). Петр был человеком сильной веры и молитвы (Деян 12). Он был занят решением проблем, которые угрожали Церкви (Деян 15:7-11).
Спустя 30 лет после дня Пятидесятницы вера Петра стала зрелой. Он писал, что был старейшиной в церкви (1 Пет 5:14). Он справился со своими прежними проблемами и стал подобным Иисусу. Он хотел, чтобы люди учились быть смиренными (1 Пет 5:6). Он призывал христиан расти во всех отношениях, чтобы и они могли быть подобными Иисусу (2 Пет 1:2-7; 3:18). Он предостерегал людей не сдаваться даже в случае гонений (2 Пет 3:13-17). Он обличал лжеучителей (2 Пет 2:1- 22). Несмотря на все свои слабые стороны, Петр преодолел их и стал старейшиной. Величайший урок из жизни Петра - не сдаваться, но быть стойкими в вере и усердно стараться быть подобными Иисусу.
Павел Подготовительным чтением являются Книга Деяний 8-28 и послания Павла. Апостол Павел стал христианином, когда находился на пути в Дамаск для проведения гонений на христиан (Деян 9:1-9). Он поощрял убийства христиан (Деян 8:1). Позднее Павел признался, что был величайшим из грешников (1 Тим 1:1-15). Апостол Павел был образцовым фарисеем, преисполненным гордыни и типичных предубеждений. И, тем не менее, он стал благословением для языческого мира. То же рвение, с которым Павел относился к иудаизму и уничтожению его противников, он проявил в евангелизации мира. У нас есть описания его миссионерских путешествий. В его посланиях есть указания на то, что между первым и вторым заключениями он планировал своё четвертое путешествие. В ожидании суда в Риме (Деян 28:17-31) он продолжал благовествовать и даже обратил некоторых из слуг цезаря (Флип 4:22).
Павлу нужно было преодолеть много трудностей. Первым препятствием было то, что он был известным гонителем христиан. Он должен был завоевать доверие церкви. Павел стремился к достижению успеха и его нелегко было привести в отчаяние. Через тридцать лет после своего обращения Павел писал, что всё еще не считал себя совершенным и продолжал стремиться к этой цели (Флип 3:12-14). Его смиренность и настойчивость очевидны. Обратите внимание, что он сказал: "Я поставил себе за правило" (Фил 3:13). Павел был полон решимости отправиться на Небеса. Его целью было стать подобным Иисусу и быть с Ним на Небесах. Ничто не отвлекало его от этой цели. Павел не жил своим жестоким прошлым (Флип 3:13) и неудачами, но покаялся и принес клятву быть, как Иисус. Он смотрел не назад, а на цель впереди - на Небеса. Это значит, что он искал возможность прославлять в своей жизни Бога. Павел писал слова Послания к Филиппийцам, ожидая суда в верховном суде в Риме. Он не позволял этим обстоятельствам ослаблять его рвение в служении Иисусу. Напротив, в это время он продолжал благовествовать и написал четыре послания.
Слова Павла "я продолжаю стремиться к цели" указывают на его готовность много работать и даже испытывать страдания в стремлении попасть на небеса. Чтобы достичь этого, требуется великая решимость и самодисциплина. Павел смотрел на награду, как на достижимую цель.
Многим руководителям не удается воспитать в себе качества Павла. И, как следствие этого, многие добрые дела в помощь людям и в евангелизации мира либо загублены, либо так и не начаты. Руководители должны походить на Павла. У них должна быть сильная, непоколебимая вера в Иисуса и единственная цель - отправиться на Небеса. У них должно быть желание спасти каждого. Руководители не должны быть пессимистами. Они никогда не должны сдаваться.
Отношение Павла выражено в словах: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим 8:31). Павел полагался на Иисуса в том, что Он проведет его через эту жизнь по всему пути к дому на Небесах (Флип 4:13). Приготовившись к смертной казни он писал: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его ..." (2 Тим 4:7,8).
Усвоенные уроки: (1) Павел был благодарен за своих братьев и сестер-христиан (Флип 1:3). (2) Он был смиренным (Еф 3:8). (3) Павел искренне заботился о людях (Рим 9:3). (4) Он понимал, что был служителем, а не надсмотрщиком (Рим 1:1). (5) Павел был смелым (1 Фес 2:2). (6) Он был мужественным перед лицом сопротивления (Гал 2:11). (7) В первую очередь Павел думал о благополучии других людей, а потом уже о себе (1 Кор 8:13). (8) У него была великая радость (Рим 15:32). (9) Павел сознавал свою греховность (1 Тим 1:15). (10) Он был доволен (Флип 4:11). (11) Павел знал, что он спасен (2 Тим 4:7,8). (12) Он обладал самоконтролем (1 Кор 9:27). (13) У него была глубокая вера в Иисуса (2 Тим 4:18). (15) У Павла было великое рвение, и он был настроен на достижение успеха. Он не позволял враждебным обстоятельствам мешать ему, как миссионеру, служить Богу (2 Кор 11:23-33).
Аполлос Подготовительным чтением являются Книга Деяний 18:24-19:1; 1 Послание к Коринфянам 1:12-4:6; 16:12; Послание к Титу 3:13. Новый завет мало говорит об Аполлосе, но из того, что о нем написал Лука, можно сделать несколько выводов. Аполлос работал с церковью в Коринфе либо с Павлом, либо после того, как он побывал там (1 Кор). Аполлос был родом из Александрии. Он хорошо знал Писание (Ветхий завет) (Деян 18:24). Греческое слово "логиос" переводится как "красноречивый". Буквально это слово значит "человек, образованный в литературе и искусствах и обладающий способностью убедительно говорить об этом". Так как Александрия была мировым центром образования с крупнейшей в мире библиотекой (700 000 томов), образованность Аполлоса становится очевидной. Далее Лука писал, что Аполлос был очень силён в Писании. Это значит, что он в совершенстве знал Ветхий завет и мог преподавать и вести споры по Библейским вопросам.
Аполлос был убедительным глашатаем слова Божьего. Так как ему "объяснили путь Господень" (Деян 18:25), очевидно, что он сидел у ног других людей, обучавших его Новому соглашению Иисуса. У него было великое усердие к слову Божьему. Образование и наставления подготовили Аполлоса к обучению других. Он учил в синагоге в Ефесе (Деян 18:26). Он не просто точно преподавал, но делал это дерзко и убежденно. Аполлос был скромным человеком; им не руководила гордыня. Он желал быть правым перед Богом и поэтому был готов исправиться и принять дальнейшее наставление (Деян 18:26).
Знание Аполлосом Писания и умение публично выступать и вести дискуссии очевидны в его опровержении ошибок иудеев (Деян 18:28). Одной из самых серьезных опасностей для духовного здоровья Церкви Христа являются неподготовленные учителя. Иаков увещевал: "Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак 3:1). Несколько отрывков в Библии дают указания не прибавлять и не отнимать от слова Божьего (Втор 4:2; 12:32; Иус Н 1:7; Прит 30:5,6; 1 Кор 4:6; Откр 22:18-20). Это отрезвляющие мысли для тех, кто думает о работе учителя Писания. К сожалению, многие неподготовленные люди преподают. В результате этого проповедуется ошибочное учение. Еще более грустно то, что неподготовленные для преподавания, думают по- другому и отказываются принять наставления. Их сердцами руководит гордыня. Лжеучения, раздоры и разделения - следствия неподготовленности учителей.
Аполлос не был ни апостолом, ни вдохновленным человеком, но сегодня он является прекрасным примером для тех христиан, которые хотят учить. Он был наставлен в Писании и был готов учиться, если ошибался. Тимофей был современником Аполлоса. Апостол Павел поучал Тимофея представить себя усердным работником, верно преподающим Писание (2 Тим 2:15). Это обязательно значит, что пройдут годы обучения, прежде чем человек может встать перед классом и учить.
Характеристики личностей плохих руководителей
Десять соглядатаев (Книга Чисел 13-14:38)
Через год после освобождения из Египта Бог повелел Израилю вступить в землю обетованную - Ханаан. Моисей послал в землю 12 соглядатаев (разведчиков) на 40 дней. Когда они вернулись, десять разведчиков разубедили израильтян. Народ не вошел в обетованную землю и был наказан 40-летним скитанием по Синайской пустыне.
Наблюдения по тексту. Все разведчики были испытанными вождями своих колен (Чис 13:2,3). Нет свидетельств того, что они были плохими руководителями. Они следовали указаниям Моисея (Чис 13:21-24). Они выполнили свою разведывательную миссию. Десять разведчиков выступили против мнения двух разведчиков (Иисуса Навина и Халева). Эти десять разведчиков боялись ввести Израиль в Ханаан. Бог наказал их. Десять разведчиков, давших неблагоприятный отчет, умерли (Чис 14:36- 37). Всем, кто были старше 20-ти лет, не разрешили войти в землю обетованную из- за их отказа пойти туда. Они скитались в Синайской пустыне 40 лет.
Усвоенные уроки: (1) Руководители могут оступиться в грехе. (2) Повиновение не гарантирует непоколебимую веру у руководства (Чис 13:21-24). (3) Видимая активность не означает, что работа завершена (Чис 13:25-26). (4) Оценка является важной часть руководства (Чис 13:28). Иногда неправильная оценка означает, что человек не полагается на Бога. (5) Большинство может не быть правым, в действительности так часто бывает (Чис 13:30). (6) Руководители могут не соглашаться между собой. (7) Страх - это главный враг истины и оптимизма (Чис 13:31; 2 Тим 1:7). Страх - это главное орудие дьявола. (8) Грех может проявиться в любой ситуации (1 Пет 5:8). (9) Негативизм - обладает сильным влиянием (Чис 14:1- 3). (10) Уход от ответственности является популярной альтернативой верному повиновению Богу (Чис 14:4). (11) Если преобладает негативизм, Библейские доводы могут быть не приняты (Чис 14:6-9,10). (12) Негативизм и неподчинение будут наказаны (Чис 14:24-37).
Ровоам (3 Книга Царств 11-12) Ровоам был сыном Соломона. Он стал царем Израильским. Соломонов начальник Иеровоам хотел ослабить для народа бремя налогов (12:24). Ровоам же решил увеличить налоги. Его действия привели к разделению народа на Северное царство, Израиль, и Южное царство, Иуду.
Наблюдения по тексту: Положительной чертой Ровоама является то, что он захотел повременить, чтобы оценить ситуацию, а не проводить быстрые изменения. Он обратился к старцам за советом (12:6), однако, принял совет молодых неопытных людей (12:8-11). Ровоам был груб с людьми (12:13). Рузультаты его плохого решения: (1) восстание людей (12:16-17). (2) Разделение народа (12:17). (3) Невосполнимый вред, вызванный разделением (12:18). (4) Ровоам намеревался воевать против собственного народа (12:21-24). Он не искал Божьей помощи (2 Пар 12:14). Ровоам был причиной бед своего народа на протяжении 17-ти лет (14:30). Он оказывал плохое влияние на своего сына Авия (15:1-8).
Усвоенные уроки: (1) руководящее положение человека не означает, что он подготовлен к руководству. (2) Руководители должны быть осторожными в выборе тех, у кого они ищут совета. (3) Решения должны объявляться народу в уважительной манере. (4) Любовь и доброта являются составляющими частями благочестивого руководства.
Иона Бог послал Иону в Ниневию, столицу Ассирии - врага Израиля. Иона знал, что если жители Ниневии покаются, Бог благословит их. Сначала Иона не подчинился Богу и отказался идти в Ниневию. Когда же он пошел, его гордыня вызвала в нём хандру и эгоизм, потому что Ниневия покаялась. Наблюдения показывают последствия отказа человека принять ту ответственность, которую Бог дает ему.
Наблюдения по Книге Ионы: Бог дал Ионе обязанность (1:2). Иона отказался от своей обязанности (1:3). У него было неправильное представление о Боге. Бог любит всех людей. Иона не понимал вездесущность Бога (1:3). Иона был готов рискнуть жизнью невинных людей, потому что был эгоистом (1:4). У него было жестокое сердце (1:4-6). Это очевидно, потому что он мог спать посреди бедствия (неповиновения Божьему приказу и шторма). Иона стыдится или боится Бога (1:6).
Усвоенные уроки: (1) Бог любит всех людей, поэтому и руководители должны любить всех людей (Деян 17:26). (2) Вы можете убежать от Бога, но не можете спрятаться от Него. (3) Бог всегда имеет в виду то, что Он говорит, - Он ожидает повиновения. (4) Бог знает, что является наилучшим для человека. (5) Что посеешь, то и пожнешь. (6) Наш грех может иметь последствия для других. (7) Эффективное обучение начинается с подчинения Богу. (8) Бегство не отменяет вашей ответственности. (9) Каждый из нас отвечает за свои действия перед Богом. (10) Люди намного важнее наших личных удобств. (11) Руководители могут пасть. (12) Покаяние - это дорога обратно к Богу.
Проповедник и учитель Апостол Павел писал, что Бог установил определенный порядок, согласно которому Церковь будут наставлять таким образом, чтобы христиане могли быть подобными Иисусу (Еф 4:11-14). И хотя сегодня у нас нет апостолов и пророков, роли проповедника, старейшины и учителя очень важны для возрастания и духовного здоровья Церкви. Мы рассматривали руководство Церкви, уделив особое внимание старейшине. Библия ясно учит, что у проповедников, учителей и старейшин разные обязанности; но для успешного выполнения своей роли проповедники и учителя должны обладать такими же чертами руководителя.
Часто говорят: "Я предпочту воочию увидеть проповедь, нежели слышать её каждый деньÝ. В этом утверждении подчеркивается важность образа и стиля жизни христианина - учителя и проповедника. Учителя должны не только передавать знание слова Божего (2 Тим 4:12), но они должны быть живым примером этого (Флип 3:17; 1 Тим 4:12).
Кто будет уважать политика, который говорит людям, что народ должен пойти на определенные жертвы для достижения национального благосостояния и вслед за этим увеличивает своё жалование? Какой ребенок будет уважать отца, который поучает его не быть эгоистичным, но при этом отказывается помогать другим? Этот принцип в первую очередь и в большой степени применим к учителям. Из моего детства я помню занятия по Библии, но не столько то, чему там учили, а благодаря их примеру. Образец, являющейся отражением жизни христианина, будет непосредственно влиять на эффективность его преподования.
Насколько это возможно, учитель-христианин должен быть во всём подобен Иисусу (Ин 13:15; 1 Кор 11:1; Флип 2:5). Помимо знания Библии, подготовка учителя начинается со стремления достигнуть тех же качеств, которыми должны обладать старейшины (1 Тим 3:1-7; Тит 1:5-9). Женщины, которые хотят стать учителями, должны стремиться делать то, чему по желанию Бога, им следует учить других (Тит 2:3-5). Когда Иисус омыл ноги своих учеников, Он сказал, что сделал это им в пример, чтобы они служили друг другу (Ин 13:15). Учитель должен быть слугой, помогающим другим.
Почти само собой разумеется, что учитель/проповедник в первую очередь должен иметь сильное желание устранить грех из своей жизни. Учитель, который любит властвовать или гневлив, использует бранную речь, лжет, совершает такие грехи, как употребление алкоголя или прелюбодеяние, никогда не добьется успеха. Фактически, своей греховной жизнью он может легко погубить церковь, уничтожив веру тех, кого учит.
Вторым качеством учителя/ проповедника, имеющего успех, является умение сосредоточиться на воспитании любви в своих поступках (1 Кор 13:4-7). Даже если человек благожелателен и хочет помочь, но его побудительные мотивы неправильны, то это лицемерие, и в конечном счете его увидят те, кого он учит. Поступками учителей должна руководить любовь.
Третьим качеством учителя/проповедника, имеющего успех, является его общительность и товарищеские отношения с христианами. Немыслимо, чтобы христиане не посещали занятия по Библии; однако, многие поступают именно так. Что бы вы подумали об учителе, если бы он не пришел на урок? Невероятно, чтобы такое могло случиться! У христиан должно быть большое желание и стремление к общению друг с другом вне занятий по Библии и богослужений (Деян 2:46); однако, многие часто не посещают собрания церкви. Именно в непринужденной обстановке христиане ближе знакомятся друг с другом, и развивается тесная дружба, которая так необходима для гармоничных отношений и функционирования церкви как тела (Рим 12:10; 1 Кор 12:25-27; 1 Пет 4:8). Немыслимо, чтобы христиане намеренно пропускали такие собрания. Каково же влияние учителя/проповедника, который предпочтет сделать что-то другое, чем собраться с христианами? Собратья будут воспринимать его, как равнодушного, возможно, замкнутого, нелюбящего их человека или думающего, что он лучше их. Это лишь некоторые из мыслей, которые появляются у людей. Если проповедник/учитель не общается с христианами как можно больше, то он невольно возводит стену отчуждения между собой и теми, кого он учит. Он и его учение не будут располагать к уважению. Новый завет рисует портрет Церкви, используя образы здания, тела и семьи. Все они косвенным образом указывают на тесное и постоянное общение между христианами.
Знание Библии, избавление от жизни в грехе, принятие умонастроения Иисуса в повседневной жизни со стремлением быть кротким, любящим, благожелательным слугой способным на жертвы (2 Тим 2:24-25), тесное общение с братьями- христианами является основой для эффективной работы учителя или проповедника. Только тот, кто верен во всех этих отношениях, может рассматриваться общиной на роль учителя и проповедника (2 Тим 2:2).
Церковь через 35 лет Ниже следуют наблюдения одного из братьев во Христе, который в течение 35-ти лет прочитал 8400 проповедей и работал с общинами Церкви Христа в 16-ти местах.
1. В каждой церкви есть надежные, много работающие люди, которых почти не замечают.
2. Церковь постоянно меняется (смерти, переезды людей, новые христиане). Церкви, которые с готовностью приспосабливаются к этим изменениям, остаются сильными.
3. Слово Божие является бесконечным источником материала для проповедей, и мне так много необходимо узнать (сказано после 8400 проповедей и 35-ти лет работы).
4. Хорошая жена - это самое лучшее, что когда-либо случалось с мужчиной. Я благодарен Богу за мою жену. Она помогала мне лучше, чем проповедник. Она увела меня в сторону от массы проблем и плохих решений.
5. Никогда невозможно удовлетворить всех. Иногда невозможно удовлетворить никого, кроме Бога.
6. Есть люди, которые никогда не проповедовали, но думают, что знают об этом больше, чем опытный проповедник.
7. Каждое поколение в Церкви столкнется с проблемами и должно справляться с ними, как это делало предшествующее поколение.
8. Каждое поколение необходимо учить основам Библии. Если вы хотите, чтобы у молодых людей была та же вера и сила, то их необходимо учить той же основополагающей истине.
9. В каждой церкви есть люди, склонные создавать проблемы и вызывать раздоры.
10. Некоторые проблемы и разделения в Церкви не умирают, пока не умрут некоторые люди.
11. С течением времени у каждой церкви бывают духовные взлеты и падения.
12. Некоторые люди никогда не видят в Церкви ничего хорошего. Некоторые люди никогда не видят в Церкви ничего плохого.
13. Эгоизм и гордыня - это два самых распространенных греха в Церкви.
14. Истинные христиане - это самые замечательные люди из всех живущих. С истинно любящими Господа работать - удовольствие.
15. Я никогда не смотрел на проповедование, как на положение, дающее власть или звание. Это одна из возможностей служить Богу, передавая умирающим мужчинам и женщинам спасающее евангелие.
From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)