Глава 22: КАК НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ

Понимание вашей ответственности в евангелизации мира

Павел написал церкви в Коринфе: "вот теперь день спасения" (2 Кор 6:2). Спасение человека не является чем-то таким, чем можно пренебречь или размышлять об этом годами. Сказанное Павлом отражает безотлагательность следования за Богом сегодня. Это также указывает на настоятельность и огромную потребность всего мира в получении евангелия Иисуса. Кто же несет ответственность за то, чтобы дать возможность каждому услышать истину об Иисусе? Многие люди считают, что благовествование - это дело только проповедника или миссионера. Несомненно, Павел повелел молодому проповеднику Тимофею совершать дело благовестника (2 Тим 5:4). Его работой было не только наставлять церковь и помогать ей в духовном возрастании, но также находить потерянных грешников. Проповедники - не единственные люди, которые должны благовествовать. Так как главной целью каждого христианина является прославление Иисуса тем, что человек становится похожим на Него во всём, то каждый из нас должен принять ответственность за благовествование миру. Конечно, мы делаем это, пользуясь благословлениями Библии, печатных материалов, благодаря телевидению, радиовещанию, публичным выступлениям. Всё это пробуждает у людей интерес к духовным вопросам и заставляет их задуматься о своём предназначении. Но к обращению в Иисуса приводят занятия христианина с потерянной душой. У вас есть знакомые (семья, друзья, сотрудники и т.д.) к которым только вы можете прийти с евангелием. По моим наблюдениям, численный рост церкви происходит за счет двух категорий людей в церкви. Первая из них - это новообращенный христианин. Он так радуется своему спасению, что желает, чтобы все, кого он знает, тоже услышали об этом. В результате этого к Иисусу приводится больше людей. Вторая категория - это христианин, который видит потерянных в грехе и чувствует обязанность рассказать им об Иисусе. Павел писал: "... горе мне, если не благовествую!Ý (1 Кор 9:16). Те из нас, кто не стремится завоевать души для Спасителя, имеют печальное осуждение (2 Фес 1:7-9).

Для всех нас характерно откладывать что-либо со дня на день. Мы откладываем выполнение планов на завтра, а завтра никогда не наступает. А исполнение всех этих вечноожидающих планов так и не начинается или не заканчивается. Промедление - это наше отношение к тем вещам, которые мы не считаем важными в данный момент. Например, кто из вас отложит на несколько недель получение своей зарплаты? Никто, потому что это важно для повседневной жизни. Тем не менее, мытье окон или ремонт штукатурки на стене могут откладываться бесконечно. Только те вещи, которые мы рассматриваем как важные, требуют нашего немедленного внимания. Величайший грех в Церкви - промедление, особенно в отношении к благовествованию. Почему? Потому что это значит, что мы не проявляем усердия ради Иисуса и Его евангелия или любви к потерянным душам. Некоторые из нас позволяют чему угодно помешать нашему благовествованию. Ранняя Церковь ничему не позволяла останавливать её на пути благовествования в силу их любви к потерянным и к Спасителю. Когда церковь в Иерусалиме впервые подверглась гонениям, разве христиане умолкли, разве они скрывали, что были христианами (Деян 8:1-3)? Нет! На самом деле, они ходили повсюду, уча об Иисусе (Деян 8:4). Они не стыдились евангелия Христа, потому что знали, что - это сила Божия ко спасению всех людей (Рим 1:16). Павел подвергался насмешкам, его изгоняли из городов, бросали в темницу, бичевали, побивали камнями за учение о воскресшем Иисусе и о вечной жизни, обещанной Им. И не имело значения, были ли условия для благовествования благоприятными или нет, потому что ранняя Церковь приняла Великое поручение Иисуса идти по всему миру, учить евангелию, крестить верующих и затем учить их быть христианами (Мт 28:19-20). И они делали это, даже рискуя потерять свою жизнь (2 Тим 1:7-8). Идите! Учите! Крестите! Научите!

Человека необходимо учить

Иисус сказал: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:32). Контекст (Ин 8:31-36) показывает, что истина освобождает нас от греха. Но обратите внимание, что человек должен "познать" истину, чтобы быть свободным от греха. Этот процесс познания истины начинается со слышания слова Божьего. Павел задал серию риторических вопросов, которые, по сути, являются последовательными шагами развития веры человека в то, что Иисус есть Сын Божий. Вот эти вопросы: (1) Как человек может призвать Того, в кого он не верит? (2) Как человек может верить в того, кого он не знает? (3) Как человек получит знание об Иисусе, чтобы поверить в Него, а затем призвать (ответить) Иисуса(у) спасти его? (Рим 10:13-17). Павел также писал, что евангелие есть "сила Божия ко спасению" (Рим 1:16). Это благая весть о смерти, погребении и воскресении Иисуса (1 Кор 15:1-4). Благая весть заключается в том, что в Своей смерти и воскресении из мертвых Иисус понес наказание за грехи, отменил Старый закон и его проклятия. Иисус показал нам, что Он есть Бог, и что после смерти есть жизнь. Человек, которого вы учите, должен верить в Иисуса, как Сына Божьего. Перед вами стоит задача доказать, что Иисус есть Бог. Большинство людей верят, что Иисус был реальной исторической личностью. Многие верят, что Он есть Бог, но не полагаются на Него (не доверяют Ему). Чтобы обрести спасение, человек должен верить в Иисуса; верить, что Иисус есть Бог (Ин 8:24; Евр 11:6). Занимаясь с человеком, обязательно просите его читать для вас отрывки из Библии. Пусть с ним разговаривает слово Божие. Проводя занятия, имейте при себе "Библейский словарь" и "Симфонию".

При обучении человека в первую очередь необходимо выяснить верит ли он, что Бог существует. В обучении это всегда является начальным пунктом. Рекомендуется развить привычку в самом начале занятий задать серию последовательных вопросов. Это даст вам представление о духовных верованиях человека и его знаниях. Объясните вашему ученику, что ответы на эти вопросы должны помочь вам понять, с чего начать обучение.
1. Существует ли высшее существо?
2. Скажите, что Вы знаете о существовании высшего существа?
3. Скажите, что Вы думаете о Боге на небесах?
4. Скажите, что Вы знаете о Библии?
5. Откуда появилась Библия?
6. Скажите, откуда Вы знаете, что Библия - это слово Божие?
7. Почему в Библии два завета?
8. Скажите, что Вы знаете об Иисусе из Назарета?
9. Скажите, почему Вы верите (не верите) в то, что Он есть Бог?
10. Скажите, откуда Вы знаете, что Он есть Бог?
11. Скажите, что Вы думаете о христианстве?

Избегайте вопросов типа "Вы верите ...?", которые требуют ответа "да" или "нет". Они считаются наводящими вопросами, и человек даст вам тот ответ, который, как ему кажется, вы хотите услышать. Лучше спрашивать "Скажите мне, что Вы думаете ...". Подобные вопросы требуют вдумчивых ответов и раскрывают знания и верования человека. Такие вопросы предназначены для того, чтобы дать вам отправной момент в обучении. В тот момент, когда дается ответ "Нет" или "Я не знаю" или "Вы знаете, что ответ неправильный", вы и начинаете обучение.

Спросите ученика, были ли он крещен. Если да, то поинтересуйтесь, когда и с какой целью он принял крещение. Попросите его написать об этом на листе бумаги. В начале занятий по Библии с баптистами или людьми, которые проводят крещение, я пользуюсь таким методом. Я прошу человека письменно ответить на вопросы об их предполагаемом обращении. Причина заключается, в том, что сердце является обманщиком. Я открыл, что в начале занятий по Библии люди пишут на бумаге правду, но по мере изучения темы крещения, человек меняет свой рассказ так, чтобы он соответствовал Библии. Человеческая гордыня мешает им признать, что они обманулись, думая, что спасены. Это обязательно значит, что люди, которых они знают или которые учили их до этого, являются обманщиками. Нам трудно признаться, что близкий нам человек сказал ложь о самом важном в нашей жизни - о спасении.

На вас, как на учителе, лежит огромная ответственность быть уверенным в том, что вы учите истине. Учитель "подвергнется большему осуждению" (Иак 3:1). (Необходимо подчеркнуть, что перед вами стоит цель привести вашего друга к вере в Иисуса, как Сына Божьего.) Помните, что вера - это не просто верование, а глубокое доверие, которое заставит человека следовать за Иисусом в соответствии с Новым заветом. Все ваши занятия должны в конечном счете сосредоточиваться на доверии к Иисусу. Не сосредоточивайтесь на крещении. Будет разумнее даже не упоминать о нём, пока ваш друг не выразит желание по этому поводу и не захочет принести клятву следовать за Иисусом до конца своей жизни. Когда он выразит это желание, будет разумно еще раз задать ему перечисленные выше вопросы. На этот раз они задаются для того, чтобы удостовериться, что ваш рассказ об Иисусе был действенным, и что у вашего ученика правильное представление о том, как становятся христианином. Чтобы убедиться, что он понимает, что значит стать христианином, разумно задать следующие вопросы:
1. Что такое вера в Иисуса?
2. Что значит покаться в грехах?
3. Что представляет акт крещения?
4. Какие милости и обязательства сопутствуют крещению?
5. Что значит жить как верный христианин?
6. Что такое Церковь Христа?

Могут быть и другие вопросы, которые вы бы хотели задать, исходя из того, о чем спрашивал или что говорил ваш ученик на серии проведенных занятий. Всегда помните, что эти вопросы являются средством оценки эффективности ваших занятий и правильного понимания вашим учеником всего пройденного материала. Когда Филипп учил эфиопского евнуха, и они приблизились к воде по дороге в Газу, евнух спросил: "Вот вода, что препятствует мне креститься?" Филипп ответил ему: "Если веруешь всем сердцем, то можешь". Лука не приводит перечень вопросов, которые задал Филипп, чтобы выяснить, что евнух понял то, чему его учили. Тем не менее, из ответа, который мы находим в словах евнуха, мы можем знать о заключительных вопросах, заданных Филиппом. Веришь ли ты, что Иисус есть сын Божий? Хочешь ли ты отвернуться от греха? Готов ли ты передать Ему заботу о себе, следуя Новому завету? Помните, что вы можете только оценивать знания. Никогда не пытайтесь судить о мотивах. Это сфера действия Бога, потому что только Он видит сердце.

Ниже следует пример свидетельств и объяснений, которые помогут вам привести вашего друга к такой вере в Иисуса, которая заставит полагаться на Него.

Существует ли Бог?

Библия признает, что Бог существует. Начальный отрывок говорит: "В начале Бог ...". Библия утверждает, что человек обладает достаточным разумом, чтобы знать, что Бог существует. Однако, начиная с Эдемского сада человека было легко обмануть. Гордыня человека ослепляет его и мешает принимать разумные решения (2 Тим 3:13; Авд 3). Часто из-за атеистического воспитания вашего ученика и его знаний о теории органической эволюции вам придется доказывать существование Бога. Первой попыткой доказать существование Бога являются аргументы о существовании замысла во Вселенной. Разумный замысел предполагает существование разумного "конструктора". Логическим началом является доказательство того, что Бог является этим "Конструктором"-Творцом. Попросите вашего ученика сказать вам, откуда появился этот мир (или сам ученик). Выберите неодушевленный предмет, например стул или стол, и спросите, если он мог возникнуть в результате чистой случайности. Человеческий организм является наивысшим примером разумного замысла и цели, и, таким образом, свидетельством разумного "конструктора" и творца. Чем больше открытий о сложном строении человеческого организма (например, о ДНК) делается в области медицины, тем более поразительны свидетельства существования Бога. Двумя относительно простыми для понимания свидетельствами являются строение легких и глаза. Кровь перекачивается в чрезвычайно пористую ткань легких. Эта ткань имеет такую плотность, которая позволяет кислороду поступать через ткань в поток крови, а двуокиси углерода и другим отработанным веществам - переходить из крови через эту же ткань, чтобы быть выдохнутыми из организма. При этом кровь имеет такую плотность, что она остается в кровеносных сосудах легочной ткани. Другим примером является глаз. Когда вы видите предмет, хрусталик глаза передает его образ на зрительный нерв, который передает электроимпульс к мозгу. В свою очередь мозг говорит вам, что вы видите определенный предмет, и у вас возникает его образ в уме. Всё это происходит почти мгновенно. Возможно, самым удивительным и сложным открытием является молекула ДНК. Эта макромолекула передает генетическую информацию необходимую для воспроизведения клеток. Каждая клетка имеет нити ДНК длиной около двух метров и толщиной в одну триллионную долю сантиметра. Если соединить нити ДНК всех людей, то их можно было бы протянуть от Земли до Солнца и обратно 400 раз. Если информацию ДНК, содержащуюся в одной клетке, декодировать на русский язык, то она займет 1000 томов с 600-ми страницами в каждом. Тем не менее, всю зиготу (от греч. zygotos - соединенный вместе) - диплоидная клетка, образующаяся у млекопитающих и растений в результате слияния мужских и женских половых клеток; из зиготы развивается новая особь - прим. перевод.) ДНК, необходимую для воспрозведения каждого человека на земле сегодня (5 млрд человек), можно было бы поместить в контейнер размером примерно с таблетку аспирина. Составляющие ДНК у деревьев, животных и человека являются одинаковыми. Однако, клетки деревьев воспроизводят только клетки деревьев, а человеческие клетки - только клетки человека. Каждая клетка из миллиардов клеток в человеческом организме содержит полную "программу" всего организма. При этом каждая клетка запрограммирована всего лишь с одной целью - воспроизвести себя. Клетки печени воспроизводят только клетки печени, а костные клетки - только клетки костей. Кто является автором, конструктором, инженером и творцом такой сложной функции, как ДНК и всего человеческого организма? Может ли всё это быть чистой случайностью? Смысл теории эволюции заключается именно в этом - вся жизнь является развивающейся случайностью. В конечном счете эволюционисты должны ответить на три вопроса: (1) Как ничто само по себе становится чем-то? (2) Как живое само по себе произошло от неживого? (3) Как интеллект сам по себе стал интеллектом? Если человек честен, он должен признать, что существует Творец, высшее разумное существо - Бог. Если человек нечестен с самим собой (заблуждается), то он будет оставаться в этом заблуждении или придерживаться взглядов агностика или атеиста.

Вторая попытка убедить человека в существовании Бога - представить аргументы в пользу существования нравственности. Эти аргументы заключаются в том, что существует абсолютный образец добра и зла. Если бы этот образец был установлен человеком, то его можно было бы изменять в соответствии с любыми желаниями человека, и, таким образом, он не был бы абсолютным. Абсолютный образец предполагает существование высшей власти, которая установила этот абсолютный образец. Задайте вопрос "Откуда появилась нравственность с её понятиями добра и зла?" Если правы атеисты, то нравственность является изобретением человека. С логической точки зрения это значит, что не существует абсолютного добра и зла, но существуют только правила, которые устанавливаются и навязываются другим людям теми, кто обладают для этого достаточной властью (силой). Такая философия оправдывает сталинские чистки и геноцид евреев, проводившийся Гитлером. Если не существует абсолютных категорий добра и зла, то всё является приемлемым. Если атеист настаивает на том, что существуют определенные абсолютные ценности, то он подразумевает, что такими их сделала власть, более высокая, чем человек. (Какие бы законы не разрабатывал человек, он может менять их.) Хорошим примером философии без абсолютных ценностей может быть такая ситуация. Общество решило убить всех людей в возрасте старше 55 лет, потому что они больше не приносят ему пользы, а забота о них стала всеобщим бременем. Обычно атеист говорит, что это неправильно, абсолютно неправильно, потому что убивать - это зло! Несправедливо уничтожать жизнь подобным образом. Утверждая, что нельзя убивать этих людей просто потому что им больше 55 лет, атеист, таким образом, заявляет, что существует более высокий закон, чем закон общества. Это значит, что существует верховный законодатель - Бог.

Если после обсуждения темы абсолютного добра и зла ваш ученик по меньшей мере не пришел к выводу о возможности существования Бога, то ваше занятие фактически закончилось. Первым шагом к вере в Иисуса, как Сына Божьего является признание существования Бога. Кроме этого рекомендуется изучить как можно больше христианских свидетельств (существование Бога, Богодухновенность Библии, Божественность Иисуса).

Богодухновенность Библии

Когда человек узнает, что Бог существует, следующим шагом в познании Иисуса, как Бога, является доказательство того, что Библия - это слово Божие. Свидетельства того, что Библия - это слово Божие, находятся в самой Библии. В 3000 отрывках Библия утверждает, что она является словом Божьим (Деян 1:16; 1 Фес 2:13; 2 Тим 3:16; 2 Пет 1:20-21), но не доказывает этого. Существует несколько категорий свидетельств. В мире с современным уровнем развития науки и в век, когда так много людей увлекаются мистическими вещами вроде пророчеств, самыми легкими для понимания являются научные свидетельства и пророчества.

Ветхий завет был написан между 1450-400 гг. до н.э. В Ветхом завете есть много научных свидетельств, большинство из которых не были открыты наукой вплоть до последних столетий. Возникают такие вопросы: (1) Откуда авторы Ветхого завета знали об этих научных фактах? (2) Почему их современники (во всем мире) не написали о них, но, как правило, отрицали их?

Вот несколько научных свидетельств из Ветхого завета.

Обрезание (Быт 17:12). Почему было предписано проводить обрезание на восьмой день жизни мальчика? - Потому что до восьмого дня жизни витамин К и протромбин, которые необходимы для свертывания крови, имеются в недостаточном количестве. Когда ребенок находится в утробе матери, он получает протромбин от матери. В момент рождения ребенка количество протромбина в его крови достаточно на два дня, но его уровень постоянно уменьшается. После этого организм ребенка начинает производить протромбин с большой скоростью, и на восьмой день его на 10% больше необходимого количества. Таким образом, на восьмой день жизни человека протромбин достигает своего наивысшего уровня. После этого организм начинает производить нормальное количество протромбина. Поэтому восьмой день жизни является благоприятным временем для безопасного проведения обрезания. Современная наука открыла этот факт в 1935 г. Каким образом Моисей мог знать такое предписание в 1400 г. до н.э.?

Законы санитарии (Левит 13-15; Числа 19). Современный мир не соблюдал эти законы должным образом, пока они не были открыты эмпирическим путем австрийским врачем- акушером И.Ф.Земмельвейсом в середине XIX в.. Он обратил внимание, что одна женщина из каждых шести, находившихся в родильной палате госпиталя, умирала от горячки. Хотя его современники считали, что женщины умирали из-за отравленного воздуха или страха, И.Ф. Земмельвейс думал, что для этого должна быть более разумная причина. Этот госпиталь находился рядом с медицинской школой. Первое, что каждый день делали студенты-медики - это проводили вскрытие трупов умерших в предыдущий день. После проведения вскрытия они шли в родильную палату, где лежали женщины. Врач Земмельвейс сделал вывод, что, должно быть, студенты переносили заболевания с трупов. Поэтому он дал всему персоналу приказание мыть руки каждый раз перед общением с пациентом. В результате этого в течение первого месяца уровень смертности упал до 1 из 42 пациентов и в последующие месяцы - до 1 из 84. Сегодня мы знаем, что человек, ухаживающий за больным, должен мыть свои руки с мылом в проточной воде. Практика частого мытья рук предотвращает распространение бактерий. Как Моисей мог сделать предписание о мытье рук после прикосновения ко всему больному либо мертвому?

Закон о захоронении экскрементов и крови человека (Лев 17:13; Втор 23:12-13). При Ветхом завете израильтяне должны были хоронить кровь и экскременты человека. Автор этих законов Моисей рос при дворе фараона (1500 г. до н.э.). Лука пишет, что "Моисей был научен всей мудрости Египетской" (Деян 7:22). На протяжении более 1000 лет Египет считался главным медицинским авторитетом в мире. Около 1100 г. до н.э. автор "Одиссеи" Гомер сказал: "В Египте люди более искусны в медицине, чем в любом другом искусстве или ремесле". У персидских царей были египетские врачи вплоть до 500 г. до н.э. К счастью, археологи нашли свиток (длиной 8 м), рассказывающий о египетской медицинской практике, начиная с периода Моисея. В египетской медицинской практике навоз животных, моча и кровь использовались в более чем половине средств от болезней и недомоганий. Ученые-медики говорят, что когда погребается (закапывается) вещество, то распространение микробов сводится к минимуму, а распад вредных веществ ускоряется микроорганизмами в земле. Захоронение крови устраняет опасность привлечения насекомых-разносчиков заболеваний. Известно, что навоз животных - средство, применявшееся древними людьми, - вызывает заболевания. Такие внутренние заболевания, как холера и тиф, свидетельствуют о том, что человек не придерживался этих простых законов, касающихся крови и экскрементов. Законы, которые предписывал Моисей, были направлены на профилактику заболеваний, а не на их лечение. Откуда Моисей узнал об этих законах санитарии, которые находились в полном противоречии с его воспитанием?

Закон о карантине (Лев 13-14). Правила проведения карантина находятся в законах о проказе. Это: (1) диагностика заболевания (Лев 13:1-3); (2) изоляция больного человека (Лев 13:4-5); (3) повязка на нос и рот больного человека (Лев 13:45); (4) очищение или уничтожение всего, к чему прикасался больной (Лев 13:47-59); (5) очищение зараженных людей или предметов (Лев 14:8+34-42); (6) уничтожение предметов, которые не подлежат чистке (Лев 14::43-45). Научно эти процедуры были открыты в XVI в. н.э итальянцем Дж.Фракосторо. После того как 60 млн людей умерли во время эпидемии бубонной чумы (и еще миллионы от проказы) в Европе в XVIII в., эпидемия была остановлена только путем применения тех процедур, которые Моисей знать за 3000 лет до этого. Как Моисей мог предписать эти эффективные методы, предупреждавшие распространение заболевания?

Законы о пище (Лев 3; 7; 11; 17; Втор 12;14). Эти законы говорили, что мясо можно было есть только после удаления из него крови (Лев 3:17; 7:26; 17:10-14; Втор 12:23-35). Нельзя было есть мясо любого животного, которое умерло от заболевания (естественная причина) или было убито другим животным (Втор 14:21). Сегодня мы знаем, что в скелетах мертвых животных могут быть блохи и вши, которые являются переносчиками бубонной чумы, сыпного и брюшного тифа. Запрещалось есть животный жир (Лев 7:22- 26). Сегодня мы знаем, что жир способствует возникновению многих болезней, самыми известными из которых являются сердечно-сосудистые заболевания. Разрешалось есть рыбу только с плавниками и чешуей. Сегодня мы знаем, что все бесчешуйные виды рыб являются ядовитыми. Известно, что мясо запрещенных животных, перечисленных во Второзаконии 14, содержит и сохраняет больше токсичных веществ, чем мясо разрешенных для пищи животных. Конечным результатом соблюдения этих законов является значительное уменьшение опасности пищевых отравлений, полиоэнцефалита и червей-паразитов. Кроме Библии, в других древних сочинениях нет запретов на пищу, действенных с научной точки зрения. Как в 1400 г. до н.э. Моисей мог знать о том, какие виды пищи запретить, в то время как мы до сих пор открываем причины этих запретов?

Законы санитарии, направленные на профилактику и изоляцию болезней, и законы о пище, записанные в Ветхом завете в 1400 г. до н.э., показывают, что Библия превосходит все другие религиозные сочинения. Исключительные знания, содержащиеся в Библии, показывают её богодухновенность. Это единственная книга, данная нам Богом. Все другие книги являются сочинениями людей. Через 39 лет после написания этих законов Моисей сказал, что если израильтяне будут придерживаться этих законов, у них не будет ни одного из заболеваний, которыми они болели в Египте (Втор 7:12-15).

Круговорот воды в природе (Еккл 1:7; 11:3; Ам 9:6) был открыт наукой в 1500-х гг. н.э. Откуда Соломон знал об этом законе в 975 г. до н.э., а Амос в 760 г. до н.э.?

Моисей писал, что женщина несет "семя жизни" (Быт 3:15), в отличие от единодушного представления древних о том, что только в мужчине находилось образующее жизнь семя, а женский организм был просто его приёмником. Откуда Моисей знал об этом 3500 лет назад?

Апостол Павел писал, что существует четыре вида плоти (человек, животное, птица и рыба) (1 Кор 15:39). Сегодня мы знаем, что каждый из этих видов плоти обладает различным биохимическим составом, который отличает один вид от другого. Откуда Павел знал об этом почти 2000 лет назад?

Глубинные течения в океане (Иов 38:16). Прочитав Книгу Иова 38:16, англичанин М.Ф.Мори открыл в 1873 г., что в океане есть глубинные течения. Откуда Иов знал об этом по меньшей мере за 4000 лет до этого открытия?

Бог дает жизнь (Деян 17:25). Общепринятым мнением было то, что жизнь возникла в результате самозарождения. И только в XIX в. Луи Пастер открыл, что это было не так.

Пророчество - это свидетельство Богодухновенности Библии. Кто из нас окажет доверие книге, которую начали писать в 1500 г. н.э., и каждые 20 лет какой-то новый автор, неизвестный другим авторам, добавлял к ней свою главу? При этом первый автор предсказал приход великого человека, который положит конец ужасному недугу. А каждый последующий автор предсказывал что-то конкретное об этом человеке - о его воспитании, внешности и о том, где он будет жить. Через 500 лет в книге будет 25 пророчеств. Возможность случайного исполнения всех этих пророчеств поистине астрономическая. Кто в 1850 г. мог пророчествовать о том, что М.С.Горбачев разобьёт оковы коммунизма? Во-первых, в 1850 г. в России не было коммунизма. Во-вторых, кто слышал о Горбачеве? Россией на протяжении столетий правили цари. Каковы шансы исполнения всего лишь этих двух пророчеств? Крайне маловероятны!

Тем не менее, в 700 г. до н.э. пророк Иуды Исайя, предсказывавший её пленение в ближайшем будущем, также сказал, что царь Кир освободит их из рабства (Ис 44:28; 45:1,3,4,13). Это пророчество было произнесено примерно за 100 лет до того, как Иуда попала в вавилонский плен и за 160 лет до её освобождения Персидским царем Киром.

В Книге Пророка Даниила пророк предсказал в 539 г. до н.э., что в Персии будет еще три царя, а после этого миром будет править Греция (Дан 11:1-3). Через двести лет (331 г. до н.э.) Александр Македонский основал Греческую империю.

Возможно, самыми интересными пророчествами являются пророчества о Церкви Христа и об Иисусе. Михей пророчествовал, что Спаситель родится в Вифлееме (Мих 5:2; Мт 2:1,6). Захария сказал, что Иисус въедет в Иерусалим на молодом осле (Зах 9:9; Мт 21:5). Воины бросали жребий об одежде Иисуса, как и было предсказано псалмистом (Пс 21:19; Мт 27:35). Когда Иисус был распят, Его кости не были переломаны, но Его бок пронзили копьем (Пс 33:21; 21:17,18; Ин 19:36,37). Эти пророчества были сделаны за 500- 1000 лет до рождения Иисуса. Всего в Ветхом завете есть более 330 пророчеств об Иисусе. В главе "Перечни и таблицы" вы найдете список из 68 пророчеств, которые помогут доказать, что Библия - это Богодухновенная книга.

Когда человек уверует, что Бог существует, а Библия - это Его слово, следущий шаг - показать, что Иисус есть сын Божий. Главным чудом, совершенным Иисусом, является Его воскресение из мертвых. Готовясь к занятию о Божестве Иисуса, можно изучить книги Дж.Макдауэлла "Неоспоримые свидетельства", "Доказательства воскресения" и "Иисус". Эти книги помогут вам в изучении Божественности Иисуса.

После того, как человек уверует в Иисуса, как Бога, необходимо принять решение о том, хочет ли он стать христианином. В действительности это значит, хочет ли человек довериться Иисусу и следовать за Ним. Не спрашивайте вашего ученика, желает ли он принять крещение, но спросите "Хотите ли Вы стать христианином, посвятить жизнь Иисусу и жить в соответствии с Новым заветом?"

Когда человек приносит клятву стать христианином, важно, чтобы он понимал, что есть только одна церковь - Церковь Христа, и что другие церкви являются изобретениями людей. Эти церкви обманули многих людей и заставили их думать, что они спасены, хотя в действительности они потеряны. "Идите и научите ..." (Мт 28:19).

КАК СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ

Самое важное решение, которое человек может принять в своей жизни - это стать христианином. Это решение определяет, будет ли человек вечно жить на небесах, служа Богу, или вечно страдать в мучениях в аду, где нет Бога. Если человек верит в Бога Небесного и в то, что Библия - это вдохновленное слово Божие, он должен верить в Иисуса как Сына Божьего и полагаться на Него (Евр 11:6). Это доверие настолько велико, что человек будет следовать за Иисусом в соответствии с Новым заветом. Это доверие, или вера, растет через слушание слова Божьего (Рим 10:17). Евангелие - это сила Божия ко спасению, если оно находится в сердце честного человека. Евангелие - это смерть, погребение и воскресение Иисуса (1 Кор 15:1-4). Евангелие показывает, что после смерти есть жизнь, и дает христианам надежду на радость вечной жизни. Это не слепая вера, но вера, основанная на свидетельствах, что Иисус есть Сын Божий. Этими свидетельствами являются чудеса Иисуса и Его воскресение (1 Кор 15:1-11). Если человек верит, что Иисус есть сын Божий и доверяет Иисусу так, что последует за Ним, то Иисус требует, чтобы этот человек покаялся в своих грехах (Деян 2:38; 17:30; 2 Пет 3:9). Покаяние - это не просто сожаление о грехах, но печаль, которая заставляет человека изменить свою жизнь (2 Кор 7:10). Слово "покаяться" значит "отвернуться". Покаяние - это изменение нашей воли, которое, в свою очередь, приведет к изменениям в нашей жизни. Измениться - значит прекратить грешить по собственной воле и следовать за Иисусом в соответствии с Новым заветом до конца жизни (Откр 2:10). Устное исповедание Иисуса, как сына Божьего перед другими людьми показывает, что мы принимаем Иисуса, как нашего Спасителя (Деян 8:37; Рим 10:10). После этой исповеди человек показывает свою преданность Иисусу, повиновавшись Ему в погребении в водной могиле, которое символизирует смерть, погребение и воскресение Иисуса (Рим 6:1-4). В крещении человек показывает, что он умер для греха (покаялся) и будет жить, следуя за Иисусом (Рим 6:4). Это погребение, или крещение, является подписью на договоре Нового завета с Богом. В крещении прощаются грехи человека (1 Пет 3:21), и его прибавляют к церкви (Деян 2:47), которая есть тело Христа (Гал 3:27; Еф 1:22-23). В крещении человек становится христианином и получает обещание вечной жизни, исполнение которого зависит от верной жизни для Иисуса, даже если это стоит христианину его жизни (Откр 2:10).

Понимание крещения

Как вы знаете, многие люди приходят просто, чтобы покреститься. Вероятнее всего, мать или бабушка сказали им: "Тебе надо покреститься". Они слышали, что другие люди были крещены и поэтому испытывают давление со стороны своих родственников тоже принять крещение. Или же эти люди слышали, как священник Русской православной церкви или телевизионная программа призывали людей принять крещение. Тем не менее, простое прохождение через акт, или ритуал, крещения не прощает грехи, не дает человеку вечную жизнь и не спасает его от ада. Просто ритуал не делает человека и христианином. Павел писал, что христиане в Риме от сердца повиновались образцу спасения (Рим 6:17; Деян 8:37; 16:14). Крещение, признаваемое Богом и являющееся ответом от сердца - это глубокое доверие к Иисусу, искренний поворот от греха и решение следовать за Богом, - это обращение. Необращенные люди, принявшие крещение, как простой ритуал, не являются христианами. Об этом необходимо помнить при евангелизации мира и обучении ваших соседей и друзей. Одинаково важно готовиться к тому, чтобы правильно учить людей и не стать невольным участником обмана человека в том, что он якобы спасен, хотя на самом деле нет.

Важно, чтобы мы понимали, что если человек принимает крещение без веры в Иисуса или без покаяния (без намерения прекратить грешить и начать следовать за Иисусом), то этот человек не становится христианином. Также важно, чтобы человек понимал ясную цель крещения, а именно - для искупления грехов, чтобы быть присоединеным к Церкви Христа и иметь обещание вечной жизни. Само крещение является подписью на договоре с Богом о жизни в соответствии с Новым заветом. Только после того, как человек подписывает договор, он начинает пользоваться благословениями, указанными в этом договоре. Он также соглашается исполнять обязанности, возложенные на него договором. Если человек решает, что он больше не желает исполнять обязательства по договору, то он не пользуется и преимуществами договора. Человек, искренне и от всего сердца посвятивший себя следованию за Богом в соответствии с Новым заветом, в крещении подписывает договор с Богом и становится христианином. Люди, которые принимают крещение без такого посвящения, не являются христианами.

Люди не спасаются от грехов случайно. Есть люди, которые думают, что они спасены, просто потому что верят в Иисуса, как Сына Божьего. Многие баптисты крестятся, чтобы показать, что они уже спасены, а после этого присоединяются к баптистской церкви. Это противоречит учению Нового завета. Важность понимания цели крещения показана в примере, когда Павел повторно крестил несколько человек из Ефеса потому, что у них не было полного понимания крещения. Они были крещены для покаяния, а не для прощения грехов (Деян 19:1-6), т.е. с неправильной целью. Поэтому мы можем быть уверены, что баптисты не являются христианами, если они были крещены подобным образом.

Ваши занятия должны концентрироваться на Иисусе, а не на крещении. В действительности будет мудро даже не упоминать о крещении до тех пор, пока человек не принесет клятву следовать за Иисусом. Перед тем, как вы начнете занятие о крещении с человеком, который является членом одной из деноминаций, будет разумно задать следующие вопросы: 1) были ли Вы крещены? 2) Как Вас крестили (погружением, поливанием или окроплением)? 3) Для чего Вы крестились (цель)? Если человек считает себя христианином, спросите его: 1) как Вы стали христианином? 2) Каким образом Вы были спасены? Если он уже был крещен, спросите его, был ли он спасен до или после крещения. Необходимо задать эти вопросы перед занятием о крещении. Люди, которые считают себя спасенными, но не были крещены по-библейски, будут обманывать себя, думая, что крестились правильным образом (Иер 17:9). Когда я занимаюсь с человеком, который твердо убежден, что прав в религии, я прошу его в письменной форме ответить на предложенные вопросы. Таким образом, ваш ученик не сможет утверждать, что вы неправильно поняли его. Еще раз подчеркну, что люди легко обманываются, особенно те, кто твердо уверены в том, что они уже спасены.

В русском языке слово "крещение" происходит от слова "крест". Однако, в тексте Нового завета на греческом языке это слово baptizo, которое значит "погружать". Оно обязательно значит, что если человека не погрузили в воду, а просто окропили или полили водой, то он не является христианином. Это изменение слова Божьего, сделанное человеком, обмануло многих людей, которые думали, что стали христианами, хотя в действительности они не были ими.

Христианство - это обязательство, принимаемое на всю жизнь. Серьезность этого решения значит, что человек должен быть достаточно взрослым, чтобы (1) быть грешником, (2) иметь полное понимание греха и того, что для нас сделал Иисус, (3) быть готовым принести клятву верности Иисусу. Крещение - это ответ чистой совести (сердца) Богу (1 Пет 3:21). Эти условия логически исключают младенцев и детей, потому что они не грешат и не способны взять на себя обязательства. Психологи открыли, что дети в возрасте до 12 лет и даже старше не обладают способностью мыслить абстрактно. Чтобы понять веру и покаяние и принести клятву верности, человек должен уметь мыслить абстрактно.

И наконец, подавляющее большинство людей, которые были крещены (погружением), сделали это, как ритуал, без веры и/или покаяния и/или обязательства верно жить для Иисуса в соответствии с Новым заветом. Эти люди не являются христианами. К сожалению, они были введены в заблуждение, думая, что спасены. Также грустно и то, что их гордыня мешает им признать, что они были введены в заблуждение и не ответили Богу, но совершили ритуал. Эти люди будут вечно потеряны. Автору книги приходилось время от времени встречаться с людьми, которые присутствовали на богослужениях церкви и считали себя христианами, но после раздумий о своем крещении осознали, что в действительности не были христианами. Летом 1995 г. я встретил одну знакомую - дочь проповедника, которая была крещена в подростковом возрасте. На протяжении нескольких лет я разговаривал с ней о мотиве её крещения. Она сказала мне, что крестилась не из желания следовать за Иисусом, но потому, что к этому её подтолкнула подруга, собиравшаяся принять крещение. Двадцать пять лет назад она ответила от лица своей подруги, а не Иисуса. На протяжении двадцати пяти лет по своему невежеству она была потерянной, хотя считала себя христианкой. Летом 1995 г. в возрасте 42 лет она от сердца ответила Иисусу.

Четыре вида крещения в Новом завете

  Крещение Иоанново (Лк 3:1-16)   Крещение Святым Духом (Деян 2)   Крещение огнем (Лук 3:16; 2 Фес 1:7-9)   Крещение в Иисуса Христа (Деян 2:38; Рим 6:3-4; Гал 3:27)  
Кто проводит крещение   Иоанн- Креститель   Отец и Сын   Христос и ангелы   Христиане  
Чем проводят крещение   Водой   Святым Духом   Огнем и серой   Водой и Духом  
суть   Призыв к иудейскому народу   Сила для совершения чудес   Предупреждение грешникам об их участи   Призыв ко всем народам  
Кого крестили   Покаявшихся евреев   Только апостолов   Неверующих   Верующих в Иисуса  
Период действия   До смерти Иоанна   Только в день Пятидесятницы   День Суда   До дня Суда  

From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)