Глава 23: ХРИСТИАНСКОЕ бОГОСЛУЖЕНИЕ В самой глубине его души живет стремление поклоняться, данное Богом. Греческое слово "поклоняться" буквально значит "поклониться и поцеловать с намерением воздать почитание". Не имея Божественного руководства, человек создал такие методы поклонения, которые обычно удовлетворяют его плотским желаниям. На примере израильтян мы видим, что даже имея руководство Старого соглашения, человек был склонен поступать по-своему, вместо того, чтобы повиноваться поучениям Бога. Разговаривая с женщиной-самарянкой, Иисус сказал, что истинно поклоняющиеся Богу будут поклоняться Ему в духе и истине (Ин 4:24-25). Если нам должно угодить Богу в нашем поклонении, то мы обязано придерживаться только Нового завета. Исследование Нового завета, особенно Книги Деяний, показывает, что Церковь собиралась каждую неделю специально для того, чтобы вкушая, Вечерю Господню, вспомнить о смерти Иисуса на кресте. На таких собраниях христиане так же пели, совместно молились и жертвовали для помощи бедным.
Вечеря Господня Христианам дано увещевание не покидать собрания (Евр 10:25). Главным поводом для собрания является соблюдение Вечери Господней. Днем такого собрания является каждое воскресенье (Деян 20:7) - день, когда Иисус воскрес из мертвых.
То, что Иисус установил Вечерю Господню вечером во время пасхальной трапезы, имеет важное значение. Между Пасхой и Вечерей Господней существует параллельный символизм. Праздник Пасхи был воспоминанием о том, что Бог избавил израильтян из египетского рабства (1446 г. до н.э.). Израильтяне прожили в Египте несколько сот лет. В течение этого времени они находились в рабстве. Бог избрал Моисея для того, чтобы он вывел Израиль из Египта (Исх 1-3). С помощью десяти казней, посланных на Египет, и через Моисея Бог убедил фараона отпустить израильтян (Исх 4-10). Во время десятой казни умерли все перворожденные в земле египетской (люди и животные) (Исх 11; 12:29-20). Бог дал израильтянам повеление, чтобы избежать этой смерти. Они должны были убить ягненка без порока и помазать его кровью косяки дверей (Исх 12:1-7). Они должны были съесть мясо ягненка с горькими травами и пресным хлебом. Этот праздник стали называть пасхой. Израильтянам была дана заповедь ежегодно в течение семи дней соблюдать эту пасху, чтобы помнить о Божьей благодати, которая спасла их от египетского рабства (Исх 13:3-10).
Вечеря Господня тоже является воспоминанием. Каждый Господень день мы вкушаем пресный хлеб и плод виноградной лозы, как напоминание о теле и крови Иисуса (Лук 22:14-20). Это заповедь, которую должен с радостью выполнять каждый христианин в память о великой цене нашей свободы от осуждения за грех. Иисуса называют нашей пасхой (1 Кор 5:7) и Агнцем Божьим (Ин 1:29), который снимает грехи мира. Вечеря Господня состоит из двух составных частей: пресного хлеба и плода виноградной лозы (виноградного сока). Пресный хлеб - это чистая форма, напоминающая нам о чистой жизни, которую вёл Иисус (заквашивание является процессом ферментации (брожения), который вызывает гниение. Поэтому квасной хлеб - нечистый). Он испытал все возможные искушения и, тем не менее, остался без греха. Старый закон требовал совершенного повиновения, а наказанием за неповиновение была смерть. Смертное наказание отсрочивалось системой жертвоприношений животных. Иисус в совершенстве исполнил закон Ветхого завета. Он принес Себя (Своё тело) в жертву на кресте, чтобы понести наказание за наши грехи. В Своей смерти Иисус устранил Ветхий завет с его Законом (Кол 2:14) и стал автором Нового завета (Евр 5:8-9). Виноградный сок напоминает нам о крови Иисуса. Иисус сказал, что Новый завет был в Его крови (Лк 22:20). Его кровь дала нам прощение грехов (Мт 26:28). Без пролития крови нет прощения грехов (Евр 9:22). Посредством крови Иисуса мы освобождены от греха и можем избежать последствия греха - вечной смерти в аду (2 Кор 1:9-10). Через Его кровь мы обретаем вечную жизнь (Рим 6:22-23). Господь хочет, чтобы мы помнили об огромной цене Божьей любви, которая спасает нас. Он заповедует нам вспоминать об этой жертве каждое воскресенье, когда мы собираемся вместе.
Историческая заметка: Частью человеческой природы является то, что игнорируя Библию или восставая против неё, человек изобретает свои способы поклонения. Между III и IV вв. Церковь начала соблюдать Вечерю Господню раз в год. В конечном счете её стали называть Пасхой - ежегодным празднованием воскресения Иисуса. Позднее было искажено значение составных частей Вечери Господней. Римская католическая церковь учит, что хлеб и плод виноградной лозы действительно превращаются в тело и кровь Иисуса, и что прощение грехов приходит во время вкушения Вечери Господней. Лютеранская и Епископальная церкви имеют сходные учения. Необходимо подчеркнуть, что ни прощение грехов, ни наше спасение не зависят от вкушения Вечери. Эти элементы являются символами, которые напоминают о жертвенной любви Иисуса к нам.
Часто христиане задают такой вопрос: "О чем мы должны думать во время Вечери Господней?" Цель Вечери Господней - воспоминание. Воспоминание о чем? В этом нам помогают элементы Вечери. Хлеб представляет плотское тело Иисуса. Бог так возлюбил нас, что облекся в плоть и испытал те же трудности и искушения, которым подвергается каждый из нас (Ин 3:16; Ин 1:14). Бог так возлюбил нас, что спас нас, хотя мы были Его врагами и находились в состоянии войны с Богом (Рим 5:8). Задумайтесь о Божьей любви. Иисус в совершенстве исполнил Старый закон и отменил его (Кол 2:14). Подумайте об Иисусе, Который освободил нас от проклятия смертью, налагавшегося Старым законом. На кресте Иисус принес Своё тело в жертву, или уплату, за наши грехи (Рим 15:4). Иисус был невиновен и не заслуживал смерти. Он умер, потому что любит нас. Виноградный сок напоминает нам о Его крови. Кровь Иисуса была платой за наши грехи на все времена. Иисус искупил нас (Евр 9:12). Его кровь омывает нас. Грех более не приписывается верным христианам. Кровь Иисуса дала нам вечную жизнь (Рим 5:17). Теперь мы в мире с Богом. Вы также можете думать о собственной презренности и грешности и решить в высшей степени прославлять Иисуса своей жизнью, стремясь быть подобными Ему. Помните, что во время вкушения Вечери вы провозглашаете Его смерть. Без Его желания умереть за нас мы были бы вечно проклятыми.
О чем говорит 1 Коринфянам 11:27-32? Что значит "вкушать Вечерю недостойно?" Павел ведет разговор о Вечере Господней в более широком контексте о разделении, которое существовало в церкви в Коринфе. Более состоятельные члены церкви были эгоистичны по отношению к бедным (1 Кор 11:19-22). Иисус молился о том, чтобы Его Церковь жила в единстве и мире (Ин 17:20-21). Главная мысль Павла - "Ваш эгоизм сделал вас недостойными вкушения Вечери Господней приемлемым для Господа образом". Быть эгоистом и создавать видимость единства, принимая совместное участие в Вечере, - это лицемерие!
Недостойное вкушение говорит о духе разделения и эгоизма в Церкви (1 Кор 11:27). Принятие Вечери Господней в таком духе является насмешкой над ней. У Павла были все основания укорять эту церковь, потому что знал, что дух разделения не только уничтожит эту общину, но и помешает им попасть на Небеса (Гал 5:20-21). Поэтому стих 27 говорит, что если наше разделенческое умонастроение является насмешкой над Вечерей Господней, то мы виновны в распятии Иисуса. Мы подобны человеку, который не является христианином. Павел увещевает каждого из нас "испытывать себя" (1 Кор 11:28-29). Если у нас неправильное отношение, мы должны покаяться и наладить отношения со своими братьями и сестрами, чтобы вкушать Вечерю приемлемым образом. В церкви в Коринфе были христиане, которые стали духовно слабыми; а некоторые настолько ожесточились в своём духе разделения, что стали духовно мертвыми (потерянными) (1 Кор 11:30). В стихах 31-32 несколько раз употребляется слово "судить". Однако, в греческом языке это разные слова с разными значениями. В стихе 31 Павел пишет: "если бы мы судили сами себя ..." Это значит, что мы должны проверять (испытывать) себя. Далее он говорит: "то не были бы судимы", т.е. мы не были бы осуждены. Поэтому стих 31 говорит, что мы должны проверять себя, и если мы виновны, то должны покаяться, чтобы не быть осужденными. "Будучи же судимы (если мы осуждены), наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1 Кор 11:32). Павел просто говорит, что если мы виновны, то Господь наказывает нас, чтобы привести к покаянию, дабы нам не быть осужденными в день Суда.
Пение во время поклонения Богу Какое замечательное благословение Бог дал человечеству через способность петь. Ничто на земле так не трогает сердце и чувства человека, как пение. Песни, как ни один другой метод общения, способны передавать самые глубокие чувства. Израильтяне радостно пели, когда перешли через Красное море и освободились от египтян (Исх 15:1-21). Давид выразил раскаяние в своих грехах, когда пел псалом (Пс 50). Мария возрадовалась в песне, когда пришла к Елизавете (Лк 1:46-55). Даже в момент гонений Павел и Сила нашли утешение в пении (Деян 16:25). Готовясь встретить Свой самый тяжелый час - искупление человечества на кресте, Иисус пел с учениками гимн (Мт 26:30). Песни утешают нас в момент отчаяния, выражают наши величайшие радости и искренние мольбы и хвалы к нашему Творцу, Вседержителю и Искупителю - Небесному Богу.
Многие люди будут спрашивать вас, почему вы не используете в богослужении музыкальные инструменты, например, пианино. Ответ простой - потому что Новый завет не разрешает инструментальную музыку. Некоторые скажут: "Новый завет не запрещает использование музыкальных инструментов на богослужении". Это верно. Такого запрета нет. Однако, такое рассуждение противоречит основам понимания Библейских заповедей. Мы должны придерживаться важного принципа - авторитетности Библии. Иисус сказал, что Ему принадлежит вся власть (Мт 28:18). Он велел нам верить и делать только то, что Он повелел нам (Кол 3:17; 2 Кор 5:7; Рим 10:17; Деян 15:24; 1 Кор 4:6; 2 Ин 9). Бог повелел нам ни прибавлять, ни отнимать от Его слова (Втор 4:2; 12:32; Иус Н 1:7; Прит 30:5, 6; Откр 22:18-19). Если мы можем добавить к богослужению музыкальные инструменты, то почему мы не можем добавить к Вечере Господней игру? Бог дал нам конкретное повеление о том, что делать в поклонении - петь. Эта заповедь исключает свист, гудение, бой в барабаны, выступление клоунов, игру на пианино, неоновые огни и любое другое нововведение человека. Мы просто принимаем власть слова Божьего.
В своём призыве к церкви в Коринфе, касавшемся их богослужения, Павел сказал, что необходимо петь с пониманием (1 Кор 14:15). Пение с пониманием исключает использование в поклонении Богу таких "форм" пения, как свист и т.п. Это более понятно в отрывках, которые дают нам заповедь петь (Еф 5:19; Кол 3:16). Целью пения является, во-первых, восхваление Бога; а, во-вторых - вдохновение, поучение и увещевание друг друга. Этого можно достичь только в общении с использованием слов - в псалмах, гимнах и духовных песнопениях. В значении этих слов существуют некоторые различия.
Псалмы - это песни, которые использовались во время поклонения в храме и синагогах во времена Ветхого завета. Слово "псалом" буквально значит "песня хвалы". Слово "гимн" - это перевод на греческий язык древнееврейского слова halal , которое значит "восхвалять". Это слово также переводится "аллилуйя". Слово "песня" в греческом языке может относиться как к религиозному, так и к светскому пению. Поэтому богодухновенный автор добавил слово "духовные" (песнопения), чтобы было ясно, что Церковь должна петь на богослужении только религиозные песни.
Бог конкретно назвал инструмент нашего пения - наше сердце (Еф 5:19). Греческое слово psallo переводится "создавать мелодию". Это слово буквально значит "перебирать струны", например, перебирать струны гитары. Бог конкретно определил инструмент, на котором следует играть - сердце. Это не физическое сердце, перекачивающее кровь, но глубина нашей души. Сердце является центром всей нашей жизнедеятельности. Всё в нас начинается с сердца. Бог хочет, чтобы мы вкладывали в пение всю глубину нашей души, наши самые сокровенные и искренние чувства и мысли. Такое отношение понятно, потому что христианство - это не религия церемоний или внешней формы, но религия сердца. Мы поверили в Иисуса наши сердцем (Рим 10:9- 10). Мы стали христианами, повиновавшись от сердца (Рим 6:17). Мы жертвуем от сердца (2 Кор 9:7) и исполняем Божью волю от сердца (Еф 6:6). Бог смотрит на наши сердца (3 Цар 16:7). Поэтому если наши сердца не принимают участия в пении, то это тщетное поклонение, и оно ничего не значит для Бога. Павел сказал: "Буду петь духом (с искренним отношением), буду петь и умом" (1 Кор 14:15). Пойте во славу Божию!
Вид вокальной музыки, которую мы используем на богослужении, относится к области мнений. Исполняем ли мы песнопения, мелодии из классической музыки или народные песни - остается на наше усмотрение. Однако, если красота пения становится более важной, чем его послание, то у нас неправильный настрой. Если во время пения центром нашего внимания становятся ноты, сочиненные композитором, а не послание песни, то мы стремимся к развлечению, а не к поклонению Богу. Мы хотим больше угодить собственным ушам, а не нашему Господу. Я наблюдал, как ведущие пение часто говорят: "Сегодня вы красиво поёте". Но я редко слышу: "В этой песне прекрасное (или наставляющее) послание". Также представляется, что подобные замечания отражают заботу об эстетических качествах пения, а не о его послании. Они говорят о том, что мы мало задумываемся о том, где во время поклонения находятся наши сердца. Это типичная черта формального соблюдения закона, которая привела к фарисейству во время жизни Христа. Фарисеи больше заботились о "форме", чем о состоянии сердца. Нам нравится красота мелодий, но она становится помехой для правильного поклонения, если мы позволяем мелодии отвлекать нас от послания. У нас есть некоторые свидетельства об отношении ранней Церкви к пению на богослужении.
Проконсул Плиний Секунд Младший в письме Римскому императору Траяну в 104 г. н.э. писал о своих исследованиях христиан и их религии и упомянул об их "пении с эховтором". Пение с эховтором представляло из себя серию ответов двух поющих групп на одном собрании. Так как этим исполнительским стилем пользовались в языческих театрах и храмах, эховтор не был широко принят в Церкви в течение трёх первых столетий. Однако, он был представлен в Церкви в Сирии в IV в. Считается, что эта "перекличка" исполнялась в монотонной манере. Нам повезло, что у нас есть собрание псалмов в форме песенника - псалмодия, который дошел до нас в сочинениях Климента Александрийского (240 г. н.э.). Псалмодий написан очень простыми словами (для легкого запоминания). Стиль псалмодия похож на иудейское пение - простое, поэтичное и не очень мелодичное. До четвертого века стихи были в основном цитатами из Писания. В IV в. н.э. нововведениями стали "мирская музыка" (сочиненная человеком), а также группа церковных служащих, ("певчих"), которые пели в театральном музыкальном стиле (вероотступничество всегда стоит у дверей Церкви). К этому времени церковное управление сформировалось по образцу Римского государства. Сама Церковь раскололась на две церкви - восточную, которая впоследствии стала называться Восточной православной (с управлением в Константинополе) и западную, которая стала называться Римской католической (с управлением в Риме). В обеих церквах музыка стала искусственной и театральной и далеко ушла от свойственной ей в первом веке простоты. Неясно, когда было введено пение по нотам, но Римская церковь практиковала его уже к началу движения Реформации (XVI в.). В большинстве католических церквей в Европе и Америке пели в театральном стиле и использовали хоралы. В начале девятнадцатого столетия в основном отказались от хоралов или изменили их в предверии появления классической музыки начала XIX в. В пении большинства людей в мире, которые верят в Библию, в основном используется музыка композиторов-классиков - Баха, Моцарта и др.. Когда в Церкви были представлены классические мелодии, ей было предъявлено обвинение в том, что она направляется в ад. Это является поводом задуматься о неразумном увлечении мелодией, вместо послания нашего пения. Мы должны сосредоточиваться на послании и стремиться сердцами угодить Богу, а не нашим ушам (себе).
Речитативное пение было введено в западной церкви в IV в. Амвросием. Песнопение строилось на четырех нотах. В песнопении центральное место занимает содержание, тогда как в большинстве религиозных песен - мелодия. Мы должны оценить своё отношение к пению. Мы должны думать о смысле, а не о мелодии. Перед нами стоит трудная задача преодолеть условности обучения, которые заключаются в том, чтобы мы пели в ключе и с четырехголосой гармонией, и которые кажутся чрезвычайно важными для послания . При исполнении песен ведущим пение следует ввести обычай перед каждой песней говорить несколько слов о послании, выраженном в этой песне. Это сконцентрирует наше внимание на сути нашего пения (желание Бога).
Историческая заметка об инструментальной музыке. В Х в. Римская католическая церковь сделала попытку использовать на богослужении орган. Противостояние этому было настолько велико, что прошло еще 200 лет, прежде чем орган начали использовать в поклонении. Мартин Лютер, монах-католик, восставший против католической церкви и ставший движущей силой движения Реформации и отцом Лютеранской церкви, назвал орган "инструментом Ваала" (языческого бога соседей древнего Израиля). До введения католической церковью музыкальных инструментов в Х в., о них очень мало говорится в различных трудах по истории церкви.
Молитва - Это наше общение с Богом Когда ученики увидели Иисуса молящимся, он сказали: "Господи, научи нас молиться ..." (Лк 11:1). Мы должны научиться молиться Богу. Бог разговаривает с нами через Библию. Мы разговариваем с Богом через молитву. Как христиане, мы должны вести верную жизнь, чтобы Бог услышал наши молитвы.
Молитва - это не простой ритуал со свечами и осенением крестом. В Библии нет подобной заповеди или примера. Настаивать на этом - значит прибавлять к слову Божьему и проповедовать лжеучение. Также молитва не является демонстрацией нашей набожности перед другими людьми (Мт 6:5). Молитва - это наше общение с Богом.
Когда мы молимся? Молитва может быть как публичной, так и индивидуальной. Во время богослужения или на собрании людей один из братьев-христиан направляет общину во время молитвы, а остальные братья и сестры молятся молча (1 Тим 2:8, 12). Что касается наших личных молитв, то в Новом завете нет определенной заповеди о том, когда мы должны молиться. Мы молимся так часто, как испытываем потребность поговорить с Богом. По мере роста в вере вы почувствуете потребность молиться чаще и чаще, потому что у вас будет желание разговаривать с Богом. Вы осознаете, что в вашей жизни вы во всём можете положиться на Бога. Апостол Павел поучал церковь в Фессалониках молиться непрестанно и за всё благодарить (1 Фес 5:17-18). Он говорил церкви в Колоссах быть постоянными в молитвах (Кол 4:2). Это заповеди от Бога, которые без труда принимает христианин. Мы должны быть настроены на постоянную молитву. Это не значит, что мы ходим, как роботы, бормоча молитвы; но у нас есть потребность в Боге; нам необходимо поговорить с Ним, и мы часто делаем это. Автор считает, что возможность помолиться можно найти в такой обстановке, где ничто не мешает этому. Например, во время дневной прогулки, когда тихо и на улице немного людей, можно молиться в течение часа, так как вы находитесь наедине с самим собой, и никто не отвлекает и не прерывает вас. Важно, чтобы семья молилась вместе. Назначьте время, когда вы можете собраться для изучения Библии и совместной молитвы. Все христиане молятся в уединении. Выработайте у себя привычку молиться, когда вы находитесь наедине с собой - во время прогулки; на рыбалке; собирая ягоды; работая в саду и даже готовя пищуВыработайте у себя привычку молиться, когда вы находитесь наедине с собой - во время прогулки; на рыбалке; собирая ягоды; работая в саду и даже готовя пищу.
Чьи молитвы слышит Бог? Новый завет указывает, что христиане имеют благословение молитвы. Никто не может отвергать величайшее благословение жертвы Иисуса на кресте и ожидать, что Бог примет его молитвы (Лк 10:16; 1 Пет 3:12). Иисус является Посредником между Богом и христианами (1 Тим 2:5). Он передает наши молитвы Отцу. Иисус просит о нашем прощении. Если вы ходите в свете слова Божьего, ваши грехи прощаются (1 Ин 1:7,9). Нехристиане не имеют такого обещания. Они действительно не имеют общения с Богом (Прит 15:29; 1 Пет 3:12).
Каким условиям должна отвечать молитва? Первое условие молитвы - смирение. Фарисеи молились так, чтобы их видел народ (Мт 23:5-7). Их молитвы совершались с похвальбой и показной набожностью. Они считали себя лучше других людей. Противоположностью отношения фарисея является смирение мытаря (Лк 18:13-14), который считал себя недостойным обращаться к Богу. Бог отвергает гордых и дает благодать смиренным (Иак 4:6-10).
Второе условие правильной молитвы - её искренность. Искренность - это выражение почтения к Богу от всего сердца, а не только устами. Когда Богом избранный народ Израиля поклонялся идолам и повернулся спиной к Богу, Господь сказал: "Народ этот приближается ко Мне устами своими, ... сердце же его далеко от Меня" (Ис 29:13). Искренность - это состояние сердца.
Третьим условием молитвы является пыл, который показывает горячий интерес человека к молитве. Павел писал о Епафрасе, который пылко молился (Кол 4:12). Иаков писал: "много может усиленная молитва праведного" (Иак 5:16-17).
С пылким отношением связана настойчивость в молитве. Притча о вдове, которая не сдавалась в своих прошениях к судье, пока не получила ответ, показывает то отношение, которое должен проявлять в молитве каждый христианин (Лк 18:1-5). Это показывает нашу зависимость от Бога.
Вдумчивость является главной чертой молитвы. Наши молитвы - это не бездумное повторение слов (Мт 6:7-8). Но это не значит, что вы не повторяете свои прошения к Богу (Иисус повторил свою молитву в саду три раза - Мт 26:44). В молитвах участвуют наш ум, мышление и сознание, а также и наше сердце. Говоря о решении проблемы, возникшей в Коринфе, Павел сказал, что будет молиться "с пониманием". Это означает участие в молитве нашего ума. Смирение и искренность связаны с нашим сердцем. Вдумчивость и понимание связаны с нашим разумом. Пыл и настойчивость в молитве показывают, что мы полагаемся на то, что Бог ответит на наши молитвы. Эти черты являются условиями действенной молитвы.
Всегда ли на молитву отвечают "да"? Мы всегда должны молиться о том, чтобы в нашей жизни исполнялась Божья воля. Бог знает, что лучше всего для нас. Он знает, что наилучшим образом подготовит нас к Небесам. Вашим отношением должно быть такое, как у ребенка к родителю. Родитель желает своему ребенку самого лучшего, даже если ребенку это может не нравиться. Иисус молился, чтобы исполнилась воля Отца, а не Его воля (Лк 22:42). Хотя в своих молитвах мы можем иметь определенные цели, Божья воля может отличаться от них. Бог сделает то, что поможет вам стать самым сильным христианином, если вы подчинили Ему свою волю (1 Ин 5:14-15). Иногда ответом на молитву будет "да", иногда - "нет", а иногда для ответа потребуется много времени. Павел молился об избавлении от чего-то, что беспокоило его; тем не менее, для него было достаточно Божьей благодати, чтобы переносить "жало во плоти" (2 Кор 12:7-9). Бог никогда не позволит нам того, что заставит нас потерять веру. Верная благочестивая жизнь необходима для того, чтобы Бог услышал молитвы христианина.
О ком и о чем мы должны молиться?
Мы должны молиться за правительство, чтобы у нас была мирная жизнь (1 Тим 2:1-2); о наших повседневных нуждах (Мт 6:11); о прощении грехов (Мт 6:12); об избавлении от искушений (Мт 6:13); о мудрости, чтобы определить ошибки в борьбе истины и праведности (Иак 1:5); обо всех христианах (Еф 6:18); о старейшинах (Евр 13:17); о больных (Иак 5:16); о потерянных людях (Рим 10:1) и о наших врагах (Мк 5:43- 45). Это некоторые конкретные примеры того, о чем мы молимся, хотя мы передаем Богу всё, что есть в нашем сердце.
Что мешает молитве? Мы не можем постоянно и своевольно грешить и ожидать, что Бог услышит наши молитвы (Ис 59:1-2; 1 Пет 3:12). Мы не можем просить о чем- то, что удовлетворит наши незаконные желания (Иак 4:1-3). Если вы не желаете простить брата, который согрешил против вас и покаялся в этом (Мат 6:14-15; Кол 3:12), Бог не услышит вашу молитву. Если муж-христианин плохо обращается со своей женой (Еф 5:25-29), то он создает препятствия для своей молитвы (1 Пет 3:7).
Иисус сказал, что Ему принадлежит вся власть на небе и на земле (Мат 28:18). Поэтому молясь, мы должны делать это во имя Иисуса, т.е. мы должны приступать к Божьему престолу по Его власти (Ин 14:13). Молитвы не должны быть продолжительными. В действительности некоторые молитвы Иисуса очень короткие. У нас есть пример и длинной молитвы Иисуса, которую Он произнёс в присутствии Своих учеников в ночь перед Своим распятием. Пожалуйста, прочитайте её и серьёзно подумайте о ней (Ин 17).
Кто является посредником христиан - святые или Иисус? Мирское представление о святых. Большинство людей в мире, которые верят в Библию, считают, что святой - это умерший человек, который прожил достойную подражания жизнь. Они думают, что святой - это человек, которому можно молиться, как посреднику между людьми и Богом, потому что у святого особые отношения с Богом. Главным образом, это верование принято как религиозное учение в Римской католической и православной церквах (Армянской, Греческой и Русской). Эти церкви также верят, что мать Иисуса Мария является верховной святой, потому что сидит рядом с Богом и имеет с Ним особые отношения. Бог слышит её мольбы раньше обращений других святых. Такое представление и обычай молиться святым, или через них, находятся в полном противоречии с Библией и являются простым изобретением людей. Во-первых, Новый завет ясно утверждает, что есть только один посредник между Богом и людьми - и это Иисус Христос (1 Тим 2:5). Молитвы к мертвым людям очень выразительно говорят, что пути человеческие лучше Божьих путей, и косвенно отрицают Библию, как Божье поучение людям.
Почитание определенных людей как святых началось со смерти Поликарпа, который был предан меченической смерти за веру (157 г. н.э.). Люди, которые высоко чтили его, проводили ежегодное празднование его мученичества. Между 200-300 гг. н.э. мертвых христиан считали посредниками между Богом и людьми. В православной церкви иконы этих святых считались средством их присутствия среди людей. Это означало, что прикосновением к иконе, изображению или молитвой к ним можно было получить определенные силы исцеления. В Римской католической церкви считается, что такие реликвии, как мощи (останки) людей и прикосновение к предметам, передают такую же силу, что и иконы. К 993 г. Римская католическая церковь установила специальный процесс канонизации для определения того, кто станет святым. Католическая церковь продавала мощи святых, которые якобы обладали чудотворными свойствами и приравняла молитву к святым к молитве к Богу. Обычай молитвы к мертвым людям (или через них) и к иконам - это обычай, придуманный людьми. Это идолопоклонство, и оно помешает человеку отправиться на Небеса (Гал 5:20-21; 1 Кор 5:10-11; 6:9-10; 10:7;14; 2 Кор 6:16).
Христиане - это святые. Те, кто по-настоящему стали христианами, являются святыми. Слово "святой" в греческом языке значит "отделенный для особой цели". В Ветхом завете скиния, жертвенник, Аарон и его сыновья были отделены для исключительной цели служения Богу особым образом (Исх 29:43-44). В этом отношении святыми были скиния, жертвенник и каждый священник, начиная с Аарона. Бог избрал и отделил для Себя храм (2 Пар 7:12-16). Храм был святым. Слово "святой" относилось не только к людям, но ко всему, что было посвящено для служения Богу.
В Новом завете христиане называются словом "святой" 61 раз. Анания назвал Церковь Христа в Иерусалиме святыми (Деян 9:13). Церковь в Лидде называли святыми (Деян 9:32). Обращаясь к Церквам Христа в Иерусалиме, Риме, Ефесе, Филиппах и Колоссах, Павел называл их святыми (Рим 15:25-26; Рим 1:7; Еф 1:1; Филп 1:1; Кол 1:2). Даже к Церкви Христа в Коринфе, в которой было много греха, он обращается как к святым (1 Кор 1:2). Те, кто стали христианами, отделили себя и посвятили служению Богу как святые (Рим 12:1-2).
Пожертвования Любовь (agape) является самим сердцем христианства. Она проявляется в пожертвованиях. Наши пожертвования являются отражением нашей веры в Бога и любви к Нему. Человек склонен к себялюбию, которое является противоположностью бескорыстия. Себялюбие мешает человеку по-настоящему желать отдавать.
Хотя пожертвования обычно обсуждаются в свете жертвования денег во время сборов на воскресном богослужении, в действительности это нечто большее. Жертвенность является главным умонастроением христианства. Бог показал наивысший пример жертвенности. Он так возлюбил мир, что пожертвовал Иисусом (Ин 3:16), когда мы еще были Его врагами (Рим 5:8). Иисус, в свою очередь, отдал Себя за нас (Тит 2:14). Иисус отдал Свою жизнь из любви к нам.
Что же включается в христианское пожертвование? Прежде чем христианин будет готов жертвовать, он должен сначала отдать себя. Призывая состоятельных христиан из Коринфа помочь бедствовавшим христианам в Иерусалиме, Павел использовал в качестве примера бедные церкви в Македонии (2 Кор 8). Македонцы сначала отдали себя Господу (2 Кор 8:5). Мы должны любить Бога всем нашим сердцем, разумением и душою (Мт 22:37). Это обязательно значит, что македонцы полностью подчинили свою волю Божьей воле. У них было глубокое желание во всём, в чём могли, повиноваться Богу. Даже находясь в ужасной бедности, македонцы отдавали немного для помощи своим бедным братьям и сестрам в Иерусалиме (2 Кор 8:2). Они отдавали со щедростью (2 Кор 8:3). Этот портрет македонских христиан говорит нам, что верное повиновение Богу в конечном счете проявляется в нашей щедрости к собратьям. Апостол Иоанн задал вопрос: "кто ... видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, - как пребывает в том любовь Божия?" (1 Ин 3:17). Таким образом, мы видим, что первой характеристикой пожертвования является то, что сначала мы должны подчинить свою волю Богу, а затем любить Его, помогая нуждающемуся брату или сестре.
Сколько я жертвую церкви? Причиной возникновения этого вопроса является человеческое себялюбие и ветхозаветная заповедь, которая повелевала отдавать десятину. При Старом законе существовала заповедь отдавать 10% ежегодного дохода человека. Это привело к тому, что многие быстро заключили, что 10% является минимумом того, что христианин должен отдавать в воскресенье, чтобы быть богоугодным. В действительности такой подход хорошо согласуется с представлением о спасении, которое зарабатывается делами. Как-то один из дьяконов, подсчитывавший воскресные пожертвования, подошел ко мне и спросил, почему один из братьев отдавал каждую неделю 69 долларов 17 центов. Было очевидно, что он отдавал десятину, ни на йоту не отступал от буквы закона и не желал делать для Господа всё, что мог. Внимательно изучая требования Старого закона, мы увидим, что израильтяне отдавали не только десятину, но и всех перворожденных от скота и первые плоды урожая. Перворожденные дети искупались шестимесячным доходом. Они отдавали на содержание священников 10% доходов (Втор 14:22-29). Кроме этого они были обязаны приносить жертвы по разным поводам и в праздники. Подсчитано, что израильтяне отдавали около 30% своего дохода, чтобы удовлетворить требованиям Старого соглашения. Поэтому те, кто хотят установить минимум, должны быть честными в своём подходе. В отличие от Ветхого завета Новый завет не устанавливает какой-то процент или минимум, но даёт некоторые направляющие принципы. Разумеется, они не преуменьшают христианские пожертвования. Помните, что пожертвования являются проявлением любви к Богу. Отдавая себя Богу, мы отдали на служение Ему всё, что принадлежит нам - время, таланты и материальные блага. Мы стали живой жертвой Богу (Рим 12:1-2). Мы несем ответственность за хорошее распоряжение всем, что Бог дал нам (временем, здоровьем, талантами и вещами). Притча о талантах (Мт 25:14-30) иллюстрирует это. Хозяин дал трем слугам работу в соответствии с их способностями (Мт 25:15). Он возложил на каждого слугу обязанности, которые они должны были выполнить в соответствии с личными способностями и обстоятельствами. Двое слуг приняли эти обязанности и были вознаграждены. Третий отказался сделать это и был проклят. Эта притча также говорит, что всё, что мы имеем - жизнь, здоровье, время, способности и вещи - приходит от Бога. Это принадлежит не нам, а Богу. Мы принадлежим Богу, и как христиане, отдали себя на служение Ему. Что бы Бог не дал нам, мы должны усердно использовать это для Его прославления в служении по распространению евангелия Иисуса и помощи нуждающимся.
Подобно вере и любви, пожертвования представляют процесс роста. Бог установил несколько условий, которые применимы ко всем пожертвованиям христиан. Первое условие: вы должны принять решение жертвовать (2 Кор 8:9). Второе - вы должны отдавать с желанием и радостью, а не по принуждению (2 Кор 8:9). Если вы даете по принуждению, то ваш дар неприемлем для Бога, потому что вы не любите по- настоящему. Многие христиане не задумываются или не принимают настоящего обязательства о пожертвованиях в служении Господу. Либо, в лучшем случае, они подходят к христианству с точки зрения закона. Это проявляется в посещении богослужений по воскресеньям и жизни по мирским законам в течение недели. Эти христиане не отдали себя Богу. Другие христиане считают, что если они пожертвовали во время воскресных сборов, то они соблюли Божью заповедь о воздаянии. Но они забыли об одном важном моменте христианства - о вере и любви, выражаемых через пожертвования.
Давайте рассмотрим отрывок, который обычно используется для подтверждения практики пожертвований на воскресных богослужениях (1 Кор 16:1-3). Предысторией отрывка являются пожертвования от церквей в Малой Азии и Греции, которые Павел собирал для бедных христиан в Иерусалиме, страдавших от разразившегося в этом регионе голода. Павел только что закончил благовествование в Коринфе, которое длилось 18 месяцев (Деян 18:11) и, находясь в Ефесе, писал своё Первое Послание к Коринфянам. Он призывал церковь в Коринфе отдавать во время воскресных собраний для поклонения не как по заповеди, но смотреть на это, как на средство достижения цели. Для чего? - Для того, чтобы ему не пришлось ходить ко всем христианам и самому собирать деньги (1 Кор 16:2). Правило в этом отрывке говорит, что если община проводит какую-то работу, то каждый христианин должен решить с радостью поддерживать её и делать это в соответствии со своими лучшими способностями. Уместным временем для этого является воскресенье, когда Церковь собирается для поклонения. Кроме того, вы должны помогать тем, кто нуждается, если вы встречаете их и можете помочь, особенно христианам (Гал 6:10). Мы можем прославлять Бога в своей жизни, только если мы любим Его. По большей части это делается через нашу благотворительную щедрость по отношению к собратьям. Христианство - это служение; это любовь к Богу, которая проявляется в том, что, служа другим людям, мы отдаем им свое время, таланты и материальные блага. Помните, Иисус отдал всё - даже Свою жизнь на кресте ради вас.
From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)