Глава 24. ХРИСТИАНСКИЙ СЕМЬЯ.

Божий замысел относительно семьи

Бог создал на земле три института: правительство, Церковь Христа и семью. Если бы каждый из этих институтов действовал так, как задумал Бог, весь мир находился бы в постоянном состоянии мира и согласия. Хотя некоторые люди могут думать, что самое большое влияние на состояние мира оказывают правительства, в действительности самой влиятельной силой является семья. Семья - это краеугольный камень общества. Если она не устроена в соответствии с Божественным порядком, то ни общество, ни правительство, ни церковь не будут функционировать так, как должны. Если в стране существуют сильные и крепкие семьи, построенные в соответствии со словом Божьим, то эта страна будет сильной, и люди будут совместно трудиться в мире и согласии. Из благочестивых семей состоят сильные церкви, которые показывают миру наилучшие примеры для подражания. Семью составляют два обязательных аспекта: (1) супружество и (2) отцовство и материнство. Это два из самых важных земных предназначений человека; но, к сожалению, большинство людей не готовы ни к одному из них.

Когда Бог создал Адама, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному (Быт 2:18). Поэтому Бог создал Еву, чтобы она была Адаму помощницей. Сотворив мужчину и женщину, Бог также создал супружество (Быт 2:24). Супружеский брак - это взаимные обязательства мужа и жены на всю жизнь. Брак заключается в соответствии с законами страны (Рим 13:1). Многие люди живут в так называемых незарегистрированных браках. Пара просто начинает жить вместе; и если они не дали друг другу клятву в браке, то в действительности это является состоянием прелюбодеяния. Если мужчина и женщина не зарегистрировали обязательства друг перед другом в соответствии с законом своей страны, им необходимо сделать это, чтобы их брак был законным. Нежелание сделать это является восстанием против Бога (Рим 13:1,2).

Главной целью супружества является рождение в мир следующего поколения (Быт 1:28). Вторая цель брака - предупредить прелюбодеяние (1 Кор 7:2). Третья цель брака - дружеское общение (Быт 2:18). В соответствии с Божьим намерением брак должен быть заключён между одним мужчиной и одной женщиной, пока смерть не разделит их (Рим 7:2,3). Бог сделал мужчин и женщин эмоционально совместимыми для брака длиной в жизнь. Самым важным решением, принятым вами в жизни, было решение стать христианином. Второе самое важное решение, которое вы приняли в жизни, или вам еще предстоит принять - с кем вступить в брак.

Выбор супруга

Правильный выбор супруга, с которым вы проведете жизнь, во многом определит ваше земное счастье. И, наоборот, неправильный выбор гарантирует вам несчастную жизнь. Еще раз подчеркнем, что выбор супруга - это одно из важных жизненных решений, к которому не готово большинство людей. Существуют определенные принципы, которые помогут вам сделать правильный выбор.

Почему два человека привлекают друг друга? Влечение мужчины и женщины - это нечто таинственное. Бог устроил нас таким образом, чтобы противоположные полы были вместе. Однако, зачастую и сначала влечение бывает сексуальным. Влечение также обусловлено культурным и семейным воспитанием. Начальное притяжение между мужчиной и женщиной является страстным увлечением. Без сомнения, было бы намного меньше браков, по крайней мере между молодыми людьми, если бы увлечение не было частью картины ухаживания. Страстное увлечение является Божьим способом привлечения мужчины и женщины к общению друг с другом. Оно включает наши эмоции и неясное мышление. Внешность, манеры или какое-то особо воспринимаемое качество человека лежит в основе увлечения. Меня привлекают его/её волосы, глаза; то, как он/она говорит, ходит или одевается. Ничто из перечисленного не является разумной причиной для выбора супруга; тем не менее, всё это является частью слепой увлеченности. В выборе супруга нельзя полагаться на эмоции. Это не говорит о том, что увлеченность - это что-то неправильное, но она не является критерием для выбора супруга на всю жизнь. Всем нравится эмоциональное благополучие увлеченности. Увлеченность приносит утопические сны, а всё кажется чудесным. Люди ошибочно принимают это за любовь и думают, что это будет длиться вечно. Перед тем как вы примете решение вступить с кем-либо в брак, необходимо, чтобы период увлеченности остался далеко позади. Выбор супруга требует ясных мыслей и оценки человека в соответствии с рядом принципов. Супружеская клятва на всю жизнь означает, что вы должны очень хорошо и взвешенно подумать о выборе супруга.

Противоположные полы пытаются привлечь внимание друг друга. Мужчины любят показать свою силу, интеллект и способности. Женщины любят показывать свою красоту. Еще в раннем возрасте девочки узнают, что их красота и кокетство привлекают мальчиков. К сожалению, многие женщины нескромно пользуются своей красотой, чтобы привлечь мужчину, как это обычно делают проститутки. Когда женщины преподносят себя, как объект половых отношений, то не следует удивляться тому, что мужчины будут относиться к ним, как к вещам, а не личностям. Нескромное поведение любого рода строго запрещено в христианской жизни. Апостол Павел велел женщинам старшего поколения прививать молодым женщинам навыки христианского поведения (Тит 2:3-5). Одним из качеств женщины-христианки должно быть целомудрие (Тит 2:5). Слово "целомудрие" в греческое языке имеет широкое значение. Это слово значит, что женщина должна быть чистой, приличной и скромной.Что же такое скромность (приличие)? Это поведение, выражающееся в речи, поступках и одежде и не возбуждающее сексуальные желания в другом человеке.

Скромное поведение в первую очередь проявляется в одежде женщины. Было бы странно, если своей неприличной одеждой и сексуальной привлекательностью женщина привлекла мужчину, который относится к ней с уважением. Последствия такого поведения будут противоположными. Женщина вызовет у мужчины сексуальные желания, но никак не благородные намерения. Она может даже не нравиться мужчине, но её соблазнительность будет вызывать в нем непреодолимое желание. Воспользовавшись ею, он исчезнет. Неприличное поведение и одежда не являются христианскими качествами.

Христианская скромность не является относительным качеством. Многие люди утверждают, что то, что может быть нескромным в одном месте, может быть скромным в другом. Например, кое-кто говорит, что в костюме бикини нельзя появляться в магазине, но не в плавательном бассейне. Скромность - это не нравственная категория, которая зависит от места или ситуации. Библия приводит достаточно руководств, чтобы мы могли знать, что является скромным и нескромным в одежде. Слова "нагой" и "нагота", употребляемые в Библии, обычно не обозначают полное отсутствие одежды, но говорят об открытых частях тела, что является постыдным, если другие люди видят их. Нагота - это противоположность скромной одежды. Когда Адам и Ева узнали, что были наги, они сделали себе набедренные повязки (chagora - евр.) из фиговых листьев (они закрывали только интимные части тела) (Быт 3:7). Бог заменил их на одежду из шкур, которая представляла из себя длинные свободно облегавшие туники, закрывавшие тело от плеч до коленей (kottoneth-heb). Когда Бог передал Старый закон на горе Синай, Он дал конкретные наставления об одеянии священников. Под туниками они должны были носить брюки, которые прикрывали их бедра (Исх 28:42). Эти брюки были необходимы для того, чтобы прикрывать их наготу во время совершения приношений на жертвеннике (Исх 20:26). Наказание смертью указывает на серьезность нарушения этой заповеди (Исх 28:43). Такой же образец скромности применялся и к женщинам. В своём пророчестве Исайя использует образ нескромной женщины, чтобы показать, что Вавилон будет унижен. Скромность женщины была осквернена, когда, переходя реку, женщина подняла тунику и обнажила свои бедра. Поэтому Исайя сказал, что она открыла свою наготу (Ис 47:1- 3). Молодой человек в Евангелии от Марка 14:51-52 считался нагим, потому что на нём не было gumnos (греч. - верхняя одежда). Когда Петр рыбачил, он снял свой gumnos, но, узна, что там был Иисус, оделся и прыгнул в море, так как был смущен своей наготой в присутствии Господа (Ин 21:4-8). Из этих отрывков мы также узнаём, что обнаженность не означает полную наготу, но оголенность определенной части тела. Эти отрывки указывают на серьезность скромной одежды. Скромная одежда по меньшей мере закрывает тело от плеч до коленей. Также нескромно раскрывать тело ношением плотно облегающей одежды. Христиане (мужчины и женщины) всегда должны быть скромно одеты, чтобы показывать правильный христианский пример и не вызывать в других людях нечистые мысли. Во-вторых, скромность проявляется в поступках человека. Если речь человека, движения его тела направлены на то, чтобы обольстить другого или возбудить в нём (помимо супруга) сексуальные желания, то это неприлично. Родители должны добиваться того, чтобы их дети всегда были скромными. Если ваша дочь подходит к вам с вопросом "Папа (мама), это платье не слишком короткое (узкое, открытое)?", то у неё неправильное отношение. Она хочет быть как можно ближе к миру и, тем не менее, держаться за руки с Богом. Правильным отношением будет носить одежду, относительно благопристойности которой не возникает сомнений. Нескромная женщина-христианка становится для мужчин камнем преткновения, вызывая в них похоть (Мт 28). Это грех (Рим 14:21; 1 Кор 8:9). Павел также сказал, что женщины должны быть целомудренными (скромными, порядочными и чистыми), чтобы не порицалось слово Божие (Тит 2:5). Нескромность - это серьезное отрицание слова Божьего и Его путей. Хотя на поверхностный взгляд нескромность может не показаться серьезной преградой, но в действительности она является началом прелюбодения и неверным основанием брака. Нескромность способствует разрушению, а не построению благочестивых отношений и семей. И, наконец, так как муж и жена принадлежат друг другу (1 Кор 7:3,4), то одежда и поведение, являющиеся нескромными в присутствии других людей, уместны в интимной обстановке их спальни.

Первый ориентир - вступление в брак с верным христианином. Если вы еще не женаты (не замужем), то вы находитесь в выгодном положении. Спросите тех, чьи супруги не являются христианами, об их разделенном с религиозной точки зрения браке. В основном это семьи, движущиеся в двух направлениях. Один из супругов хочет следовать за Иисусом, а другой не хочет этого. Эта проблема является такой же серьезной, возможно даже более, если христианин создает семью с кем-то, принадлежащим к деноминационной церкви. Соломон взял в жены женщин, которые не были израильтянками. Следствием этого стали храмы, построенные им для идолов и его отход от Господа (3 Цар 11:1-8). Жизнь моего знакомого христианина служит примером такого грустного положения. Его жена католичка. В попытке сохранить в семье мир, мой брат пошел на компромисс - он отказался от роли главы семьи и позволил воспитывать своих детей в католической религии. Я не представляю, как человек может спать, зная что он позволил научить своих детей ошибочным взглядам, которые помешают им стать христианами и приведут их в ад. Первое правило для холостого христианина: вступите в брак с прилежной христианкой, которая верна Богу. Особенно это касается женщин. Так как жена находится в подчинении у мужа, что это будет за жизнь с мужем и отцом детей, который хочет служить путям этого мира? И наоборот, какой будет жизнь с мужчиной, который любит вас, как Иисус возлюбил Свою Церковь! Важность этого принципа подчеркивается в заповеди Павла, данной вдовам - выходить замуж только за христиан (1 Кор 7:39). Эта заповедь должна быть побудительным мотивом для молодых людей постараться привести к Иисусу как можно больше своих сверстников. Таким образом, у них будет больше возможностей выбрать себе супруга. Важное значение играет и время, в течение которого человек был христианином. Многие отходят от Господа в течение первых лет. Вы должны определить, действительно ли будущий супруг посвятил себя Иисусу и имеет твердое желание следовать за Ним и отправиться на небеса. Вам следует хорошо подумать, если вы встречаетесь с нехристианином, который хочет сначала вступить с вами в брак, а уже после этого принять крещение. Очень часто случается, что если человек принимает крещение при таких обстоятельствах, это является способом убедить другую сторону вступить в брак, а не обращением во Христа. Это называется "крещением помолвки". Лучший путь для вас - встречаться только с верными христианами.

Христианство принесло в этот мир один совершенно новый аспект - девственность. Мир во время Христа был сточной канавой нравственности. Римский писатель Сенека сказал о первом веке: "Девственность не была редкостью, она просто не существовала". Другой римский писатель писал, что если человек оставался девственником, то только по одной причине - никто не желал его. Новообращенный христианин по имени Аристей писал цезарю Адриану в защиту христианства. Он утверждал,, что дочери христиан были девственницами. Нравственная чистота - это исключительно христианская добродетель. Прелюбодеяние не только греховно, но оно может также стать препятствием на пути к счастливому браку. Считается, что люди, которые вели беспорядочную половую жизнь, теряют способность любить по-настоящему и сталкиваются с трудностями в доверии людям. Половые отношения оказывают на нас таинственное влияние. Они говорят: "Ты мне нужен; я хочу тебя; я люблю тебя; я хочу, чтобы мы были частью друг друга". Если человек имеет половые отношения вне брака, то он/она выражает эти же самые чувства не тому человеку. Вскоре будет видно, что эти отношения - всего лишь ложь. Как можно доверять лжецам? С этой точки зрения половая чистота дает величайшую возможность для половой совместимости, обеспечивает доверие и счастье в браке. Девственность показывает уважение к Божьему закону, самоуважение, уважение к институту брака и ваше уважение к будущему супругу. Поэтому важно вступить в брак девственным.

Чтобы показать важность вступления в брак нравственно чистым человеком, я перескажу вам один замечательный эпизод, рассказанный мне моим другом. Он и его семья жили за границей. Он познакомился с молодым человеком чуть старше двадцати лет, занимался с ним по Библии и тот стал христианином. У этого молодого человека был маленький сын, который родился в результате незаконной связи с девушкой. Молодой человек был против аборта, который хотела сделать девушка. Для молодого человека аборт был немыслим, потому что он хотел иметь своего ребенка. Поэтому девушка согласилась родить ради отца ребенка. После того как этот молодой человек стал христианином, на одном из церковных мероприятий он встретил семнадцатилетнюю дочь моего друга. С течением времени их отношения развивались, но она сказала молодому человеку, что была девственницей и останется ею до вступления в брак. Молодой человек сказал её отцу, что не знал, что девственность всё еще существовала. Мой друг и его семья вернулись в Соединенные Штаты. Девушка и молодой человек переписывались в течение года. После этого молодой человек был переведен на работу в другую страну, но перед переездом туда приехал в Соединенные Штаты, чтобы попросить у отца руки его дочери. Молодой человек чувствовал непреодолимое влечение к дочери моего друга. Она верная христианка, любящая Бога и Его слово. Она уважает себя и исполнена решимости повиноваться Богу. Это мягкая, добрая, любящая детей девушка. Молодой человек хотел видеть в своей будущей жене и матери своих детей именно эти качества. Молодой человек и дочь моего друга вернулись в страну его назначения, прожили семь лет счастливой семейной жизни, и у них было двое своих детей и его первый сын. Они построили свою семью по Божественному образцу. Он зарабатывает деньги, а она ведет хозяйство. Дочь моего друга изначально привлекала к себе своими христианскими нравственными добродетелями. Каждый христианин должен принять решение сохранять нравственную чистоту, которой требует от нас Бог. В свою очередь это качество будет неотразимым обаянием для будущих уважаемых супругов.

Скоропалительные решения обычно ошибочны, особенно когда они касаются вашей жизни. Вы должны долгое время знать человека, с которым намереваетесь вступить в брак. Люди склонны носить маску и скрывать своё реальное лицо. Только с течением времени они начинают чувствовать себя спокойно и в безопасности с другими людьми и позволяют проявиться своему настоящему "я".

До вступления в брак у вас должно быть ясное представление о взглядах друг друга на жизнь (деньги, работу, отдых, политические и общественные умонастроения), земные цели, служение Богу, методы воспитания детей и о том, сколько детей вы бы хотели иметь. Во-первых, это покажет вам, насколько серьезно будущий супруг относится к верной жизни для Бога. Это также высветит различия, которые могут быть между вами и будут причиной проблем в браке. Еще до вступления в брак открытое общение между вами играет чрезвычайно важную роль. Будем надеяться, что вы будете достаточно честны и открыты, чтобы обсудить эти разногласия. Манера, в которой вы будете обсуждать разногласия, является показателем того, каким будет ваше общение в браке. Всякая пара, у которой не было разногласий до вступления в брак, не была честной в общении друг с другом. Если общение не является открытым, полным и честным, вы не можете принять хорошее решение, выбирая супруга.

Супружество

Для того, чтобы создать счастливый брак, Бог установил порядок, управляемый конкретными законами. Вы согласитесь, что если бы у живого существа не было головы, то у него не было бы управления, оно не могло бы функционировать в жизни и вскоре умерло бы. Одинаково странным является и двухголовое существо. Чего бы достиг человек, если бы у него было две головы, и каждая хотела бы поступать по- своему и постоянно действовала вопреки другой? Ничего! Супружество - это союз. Бог сказал, что двое становятся одной плотью (Быт 2:24). Это прямое указание не только на половые отношения между мужем и женой, но и на единение и согласие в супружестве. Хотя мужчина и женщина обладают личностными особенностями и имеют собственные мысли, они должны работать в согласии. Бог хочет, чтобы они были одним. Логически это значит, что может быть только одна глава. Бог возложил на мужчину серьезную ответственность быть главой в браке (Быт 3:16; Еф 5:23). Жены должны подчиняться своим мужьям (Еф 5:24). Давайте сначала рассмотрим роль мужа.

Истинная любовь: мужья должны любить (agape) своих жен (Еф 5:25). Тем мужчинам, которые думают, что быть главой - значит быть начальником, подобно тирану, раздающему приказы, настоятельно рекомендуется десятки и сотни раз с молитвой изучить определение слова agape в статье "Плоды духа" в данной книге и 1 Коринфянам 13:4-8. agape - это САМЫЙ обязательный элемент счастливого брака. Любовь начинается с отношения мужа к своей жене. Как сильно должен муж agape свою жену? Божья заповедь говорит, что мужчина должен любить свою жену, как Иисус возлюбил Свою Церковь. Как Иисус возлюбил Свою Церковь? - Он умер за неё (Еф 5:25). Если Бог хочет, чтобы мы, христиане, были готовы умереть друг за друга (1 Ин 3:16), насколько больше мужчина должен хотеть подобным образом agape свою жену? Как-то к христианину-консультанту по вопросам семьи и брака пришел мужчина и сказал, что думает, что слишком любит свою жену. Консультант ответил ему: "Когда Вы будете любить свою жену так же, как Иисус возлюбил Церковь, придите ко мне снова". Несколько лет назад мне рассказали об одном случае, который произошел десятилетиями раньше в жизни одного общего знакомого-христианина. Его жена заболела болезнью глаз, которая должна была оставить её слепой. По прошествии нескольких недель радостный муж пришел к ней с хорошей новостью. Он нашел врача, который мог взять один из его глаз и пересадить этот глаз его нежно любимой жене. Этот мужчина был живым примером того, что значит agape свою жену так же, как Иисус любит Церковь.

Бескорыстие является самим сердцем любви. Счастье в браке означает распятие своего "я" и своего эгоизма. Бог дает нам пример того, как мужчина должен изо дня в день любить свою жену. Он должен любить её, как своё тело. Безоговорочно это значит, что он будет обеспечивать, защищать её и заботиться о ней (Еф 5:28). Он должен понимать её и оказывать ей уважение, как более слабому полу (1 Пет 3:7). Это подчеркивает обязанность мужа лелеять её эмоциональные потребности. Бог не слышит молитвы мужчины, не любящего свою жену в соответствии с Писанием (1 Пет 3:7). Перечисленные роли мужчины указывают на серьезную ответственность в браке. Безответственный в своей собственной жизни мужчина и к своей жене будет относиться подобным образом, пока он не будет обращен в Иисуса. Это должно быть знаком для женщин, выбирающих себе супруга. Мужчин, которые не являются верными, любящими, добрыми и заботливыми христианами, и которые не любят детей, не следует даже и рассматривать в качестве будущих супругов.

В отличие от мужчины, который должен руководить, жена должна находиться в подчинении у своего мужа (Еф 5:22). Так как это заповедь от Бога, у жены нет выбора, быть ли в подчинении у своего мужа. Это не значит, что она должна следовать за своим мужем в совершении греха. В первую очередь она должна повиноваться Богу, а затем своему мужу. То, что жена находится в подчинении у своего мужа, подчеркивает важность выбора такого супруга, которому она бы хотела подчиниться. Логически это значит, что единственный путь для женщины быть счастливой в подчинении - это выйти замуж за мужчину, который является верным и серьезным христианином. Верный мужчина-христианин будет любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь (Еф 5:25). Так как женщине заповедано уважать своего мужа (Еф 5:33), насколько легче уважать того её избранника, первая цель в жизни которого - быть угодным Богу.

Когда общество является матриархальным, как, например, Россия на протяжении по меньшей мере 175 лет, жена обычно находится в подчинении у своей матери, а не мужа. Это противоречит Божественному порядку и является причиной высокого уровня разводов, при этом общество не функционирует правильно. Женщины-христианки должны изменить это положение и находиться в подчинении у своих мужей, а не матерей. К несчастью, многие христианки, признавая наличие проблемы матриархата, не видят её в себе. В своей книге "Советские женщины" Фрэнсин Грей писала о матриархальных отношениях, которые преобладают в российском обществе. Одна женщина-преподаватель университета сказала: ""Когда у нас есть свои дети, нам не нужен мужчина". В другом интервью с Грей женщины отметили, что если они должны выбрать между своей матерью и мужем, то обычно выбирают свою мать. Недавно мне сказали, что молодая семья собирается уехать далеко от родителей жены. Мать сказала, что она не позволит своей дочери уехать со своим мужем. На занятии по Библии с мужчиной, который был женат три раза, мужчина сказал, что причиной его первого развода была его теща, потому что он не нравился ей. Брак создает новую семью, которая отделена от родителей. Мужчина не должен нарушать этот брак. Если родители вмешиваются в брак своих детей таким образом, что это вызывает напряженность, споры и развод, то это является восстанием против Бога (Мт 19:5, 6). Эти свидетельства являются отражением общества, которое не живет по слову Божьему. Независимо от чувств родителей дети должны отделиться от них. Муж должен руководить домом. Это обязательно значит, что жена должна подчиняться своему мужу, быть с ним и поддерживать его усилия по устроению собственной совместной жизни. До тех пор, пока в домах христиан царит матриархальный порядок, ни семья, ни церковь не будут в согласии с Богом.
Доверие является главным камнем в основании брака. Доверие не возникает просто так, оно развивается и завоёвывается со временем. Первой составляющей доверия являются ваши обязательства друг перед другом. Эти обязательства укрепляются общением - другим важным камнем в основании брака. Ваше общение должно быть открытым и честным. Если вы начинаете обманывать своего супруга, то скоро между вами не будет доверия.

Супружество - это доверие. Вы принесли клятву ставить вашего супруга выше всех других людей. Ваш супруг стоит на первом месте. Самым священным выражением этого доверия является брачное ложе. Если доверие оскверняется прелюбодеянием, то потребуются годы, чтобы оно восстановилось, если это вообще возможно. Вот почему в случае супружеской неверности Бог допускает развод. Однако, христианское отношение должно проявиться в прощении раскаивающегося супруга и попытке восстановить брак.

Бог создал половые отношения и половое желание. Они являются вершиной человеческих удовольствий. Половые отношения прекрасны между двумя людьми, которые принесли друг другу клятву на всю жизнь. Половые отношения правильно выражаются только в браке. Любые половые отношения вне брака являются грехом - прелюбодеянием. На мужьях и женах лежит ответственность отдавать себя друг другу, чтобы исключить падение в прелюбодеяние. Половые отношения не являются чисто физическим, или животным, удовлетворением желания или обязанностью. Это общение между мужем и женой. Любовная близость - это самое интимное проявление "я тебя люблю". Нет более интимных отношений, чем половые отношения. Они носят не только физический характер, но затрагивают глубину души человека. Половые отношения означают, что вы отдаете супругу свою душу. Существует чувство единения и доверия, которое заставляет мужа и жену раскрыть себя друг другу. Открытость в общении возникает в результате половых отношений. Половые отношения порождают чувство исключительной принадлежности друг другу. Они являются развитием союза "одной плоти". Если муж и жена действительно любят друг друга, они не должны безразлично относиться к половым потребностям друг друга. В этих отношениях скорее дают, чем берут. Если супруг чувствует, что им пользуются на брачном ложе, то этот брак потерпел неудачу. Возможно, что супруги не рассказали друг другу о своих сексуальных потребностях. Поэтому поговорите друг с другом! Чаще всего чувство, что тебя используют в половых отношениях, а не любят, возникает из-за неудач в других аспектах брака, например, в общении.

Половые отношения должны продолжаться, пока проблемы со здоровьем на склоне лет не ограничат их или не положат им конец. Пожилой возраст часто приносит изменения в половые отношения супругов, но это не означает конец сексуальной активности в браке. Часто половые отношения заканчиваются по разным причинам, которые противоречат Божьей воле относительно брака. Самой распространенной жалобой является потеря желания к своему супругу. Это является симптомом более глубоких проблем. Потеря уважения к супругу или чувство обиды, которое росло с годами, не только приведут к потере желания, но могут быть причиной апатии или даже ненависти. Эти проблемы чрезвычайно увеличивают возможность прелюбодеяния и развода для обоих супругов. Ключом к предупреждению или решению таких проблем являются преданность в браке и общение.

Общение наряду с доверием является очень важной составной частью успешного супружества. Недостаток общения друг с другом уменьшает, если не разрушает, возможность действительно счастливого брака. Бог дал нам принципы общения. Вы должны быть честны. Не лгите и не обманывайте друг друга, т.е. не говорите полуправду. Полуправда - это полная ложь. "Пусть ваше "да" будет "да", и ваше "нет" будет "нет" (Мт 5:37). Неспособность быть честным разрушит доверие и взаимное уважение между супругами.

Каждый человек борется со своей эгоцентричностью. Многие делают это всю свою жизнь. Слишком часто себялюбие становится частью разногласий между супругами. Это наглядно проявляется в том, что один супруг не дает другому высказать то, что он начал говорить. Иногда это сопровождается жесткой критикой того, что говорит другой супруг. Вскоре раздаются крики и насмешки. Какими мотивами вы руководствуетесь, когда критикуете вашего супруга или супругу: Чтобы всё было по- вашему или хотите помочь вашему спутнику (спутнице)? Помните, что критика отразится на вас. Если вы критикуете вашего супруга (супругу), называя его (её) глупым или повашему мнению он (она) поступил глупо, помните, что вы сами избрали этого человека спутником своей жизни. В результате этого супружеской гармонии причиняется вред и наносятся раны. Часто супружество страдает из-за того, что открываются старые раны или не залечиваются раны, вызванные бурными спорами. Причинами этого являются эгоизм, гордыня, непрощение, недостаточная доброта и неумение общаться. Всё это разрушает взаимное уважение, которое было в начале брака. Со временем супружеству нанесены такие тяжелые раны и шрамы, что его с трудом можно назвать браком, скорее, это едва переносимое сожительство. В конце концов один или оба супруга избегают ежедневных напоминаний о взаимоуничтожении и заканчивают свой брак ненавистным Богу разводом (Мал 2:16). Когда вы критикуете всегда задавайтесь вопросом: какие мои мотивы? Хочу я помочь своему спутнику или обидеть? Чем я могу лучше помочь своему спутнику?

Манера вашего общения может либо созидать, либо разрушать ваш брак. Невозможно найти двух людей, которые бы соглашались во всём. В браке будет много разногласий. То, как вы обсуждаете эти разногласия, повлияет на ваш брак в настоящем и будущем. Общение повлияет на уважение вашего супруга к вам, на степень взаимодействия между вами, на гармонию совместных действий и на брачное ложе. Ваше непрощение или отказ признать свою неправоту, проявление неуважения, насмешки и разнос вашего супруга в пух и прах показывают ваш собственный эгоизм, который принесет в семью разлад.

Один из ключей к успешному общению - научиться слушать. Можно ли уважительно ответить на сказанное, если вы не услышали всего, что человек хотел сказать? Дело в том, что вы не можете ответить. Самообладание и терпение являются главными составляющими слушания, предшествующего ответу. Если же вы отвечаете, то должны делать это с уважением и добротой к вашему супругу. Любое общение должно быть "приправлено" уважением и добротой, и особенно ваше общение с супругом, выбранным на всю жизнь. Доброта - это одно из качеств, которое все христиане должны воспитывать в себе (2 Пет 1:7). Павел увещевал колоссян "приправлять" их речь милостью, чтобы они могли защищать истину перед людьми, которые не были христианами. Насколько же это более важно для христианина в его общении со своим супругом. Бескорыстие является самим сердцем доброты. Чтобы быть добрым, вы должны ставить чувства вашего супруга выше своих. Вы должны относиться к своему супругу так же, как вы хотите, чтобы относились к вам.

Если в минуту слабости вы накричали или высмеяли своего супруга из-за несогласия с ним, вы должны немедленно попросить у него прощения. К сожалению, гордыня часто руководит недобрым языком. Это нож, который наносит более глубокие раны своим нежеланием сознаться в ошибке, покаяться и попросить прощения. Драгоценность вашего брака должна заставлять вас как можно скорее залечивать любую и всякую рану. С другой стороны, если ваш супруг приходит попросить прощения, не позволяйте своей гордыне властвовать над вашим супругом путем непрощения. Милостиво дайте ему прощение, как чашу, переполненную соком самых сладких ягод. Последуйте примеру отца, который простил блудного сын и устроил пир, когда сын вернулся к нему, прося прощения. Помогите вашему супругу налить исцеляющего елея на рану вашего брака. Простите и забудьте, помня о том, что вы оба грешники, и что даже являясь примерными христианами, вы имеете слабы стороны. Иисус сказал, что наши грехи прощаются только если мы готовы простить других (Мт 6:14-15).

Существуют несколько моментов в общении, которы следует развивать и которых следует придерживаться, если вы хотите, чтобы ваш брак был удачным.

Во-первых, хвалите своего спутника. Ищите то в вашем спутнике, чем можно восхититься. Говорите об этом вашему спутнику. Говорите ему (ей) что вы благодарны Богу за то что он благословил таким супругом (супругой). Я помню, как брат во Христе показал мне открытку которую жена подарила ему на юбилей. Вот что там было написано: " Каждый день я благодарю Бога за тебя. Ты лучшее из того, что со мной произошло. Не знаю что со мной было бы без тебя." Каждый день хвалите своего супруга (супругу). Помните, что вы выбрали его (её) своим спутником на всю жизнь.

Мужчины, хвалите кулинарные спооособности ваших жён, причёску, красоту - хвалите всё, что вы заметили в ней и что вам понравилось. Женщины, говорите мужьям, когда вам что-то нравится в них - решительность, ум, красота, желание следовать Богу, - т.е. все качества, которые привлекают вас в мужьях. Хвалите, хвалите, хвалите!

Во-вторых поддерживайте. Если вашего супруга (супругу) что-то беспокоит или он (она) поступил неправильно, не насмехайтесь не разочаровывайте помогите поднять ему (ей) дух. Попробуйте показать лучший выход, понимая что вы тоже несовершенны. Поддерживайте! Поддерживайте! Поддерживайте! Оба эти типа общения словесные, но нужно укреплять общение делами, добротой цветы, записка на подушке, стихотворение, особенный подарок.

В третьих прикосновения. Медики пришли к выводу, что прикосновения необходимы для нормального эмоционального развития новорожденных. Прикосновения также ускоряют выздоровление пациента после операции. Здесь нет никаких чудес. Наше эмоциональное состояние влияет на наше психологическое и физическое состояние. Знание того, что о нас кто-то заботится, влияет на наше эмоциональное состояние. Забота выражается не только в словах и поступках, но и в прикосновениях. Прикасайтесь к своему супругу (супруге) в течение дня. Человеческая эмоциональная натура требует любящих, тёплых прикосновений, по крайней мере двенадцать раз в день.

Сочетание слов, поступков, прикосновений помогает создать благополучный брак.

Хотя вы два разных человека, вы едины в браке. Чтобы развить это единство, подумайте, что вам нравится делать вместе. Я вспоминаю как на одном семинаре один из братьев рассказывал что пытался найти то что увлекало бы его и его жену в равной степени. У них бы только один общий интерес - старинное стекло. Итак, они начали посещать галлереи, выставки стекла и стали коллекционерами. У этого брата уникальный случай, но учит тому что необходимо найти то от чего получают удовольствие оба супруга. Конечно, вы должны ходить на богослужения, библейские занятия, молиться изучать вместе Библию. Мой друг всегда каждый день, днём, пока дети были в школе, изучали вдвоём с женой Библию. Другая пара занималась изучением Библии каждое утро. Господь и изучение Его слова должны быть на первом месте в вашей жизни.

Взаимодополняющие равличия между мужчинами и женщинами

Если вы будете наблюдать за детьми на детской площадке, то заметите несколько очевидных различий между мальчиками и девочками. Мальчики занимаются своим делом в одиночку, а не как группа или команда. Или же, если несколько мальчиков играют вместе, то вы заметите, что они легко отвлекаются или разделяются, чтобы делать что-нибудь еще. В отличие от них девочки будут играть вместе. У мальчиков сильно развит дух соревнования и борьбы, тогда как группа девочек будет действовать в согласии. Поступки мальчиков отражают черты воинов и кочевников - склонность к борьбе и странствию. Девочки привязаны к месту и являются устроителями гнезд. Они больше заботятся о физической безопасности, о благополучии своих домов (а в будущем- о благополучии своих детей). Мальчики хотят увидеть, что лежит за ближайшим холмом и за горизонтом. Мужчины строят дома, а женщины создают в них уют. Эти различия созданы Богом не для того, чтобы мужчины и женщины были противоположностями, но, скорее, чтобы дополняли противоположный пол. Для создания полноценной семьй - такой, какой её хочет видеть Бог - необходимы оба пола. Если в семье только один родитель, то нарушен Божественный порядок. Крепкая семья является краеугольным камнем общества. Неустойчивые браки, разводы и семьи с одним родителем являются признаками нестабильного общества.

Значение устойчивых браков для общества иллюстрируется следующей историей. Однажды существовало королевство. Оно было очень крепким, мирным и процветающим. Но как-то в одном из лесов королевства поселился молодой вор. Купцов, ремесленников и путешественников постоянно грабили. Спокойствие в королевстве находилось под угрозой. У короля была красивая дочь, которая любила гулять в лесу при луне. Однажды вечером её увидел вор и напал на неё. Но, увидев её красоту, изящество и нежность, он не захотел причинять ей вреда. Он долго разговаривал с ней и пожелал снова увидеть её. Так как он был добр и уважителен к ней, девушка тоже захотела снова увидеть его. После нескольких встреч молодой человек захотел, чтобы она пришла в его пещеру. Она отказалась пойти туда и сказала, что если он хочет продолжить их отношения, то должен прекратить грабить людей и жить порядочно. Поэтому он прекратил свою преступную жизнь и в течение следующего года построил домик, посадил огород и сад, завёл стадо овец. В королевстве снова установился мир, и процветание вернулось в жизнь его граждан. Молодой человек пришел к королю и попросил разрешения жениться на его дочери. Сначала король отказался, потому что знал, что молодой человек был вором. Но королева напомнила ему, что тот был вором, когда они встретили его, но стал достойным доверия человеком. Поэтому король дал молодому человеку разрешение жениться на его дочери.

Эта история не говорит, что все молодые люди - воры. Смысл в том, что у мужчины нет в жизни одной конкретной цели, пока он не встретит девушку, которая завладеет его сердцем. Он бродит по лесам и холмам. Он доволен жизнью в пещере. Когда молодой человек встретит свою девушку, он построит дом и будет вести достойную жизнь ради своей возлюбленной. Девушка из приведенного рассказа обладала умом и знала, что у неё будет спокойный дом для неё самой и её детей, только при условии, что молодой человек изменится. Обратите внимание, что для молодого человека главным движущим мотивом была нравственная чистота девушки. Девушка дала молодому человеку цель в жизни. Вместо паразитирования за счет общества и его уничтожения он стал его созидателем и способствовал развитию общества тем, что обеспечивал свою невесту. История продолжается. Когда король умер, молодой человек унаследовал королевство. Во время его правления королевство было стабильным и процветающим. У королевской четы тоже была дочь. Когда ей было 18 лет, она встретила в лесу молодого грабителя. Она уступила его желаниям и пошла в его пещеру. Вскоре он сбежал. Но пришел другой грабитель, и она снова пошла с ним в пещеру. Благосостояние королевства находилось под угрозой. Вскоре, из-за огромного риска быть ограбленными, купцы перестали приезжать в королевство. Никто не чувствовал себя в безопасности. Королевство развалилось, разразился голод, и дикари правили им из своих пещер.

Статистика показывает, что во всех аспектах жизни, поддающихся оценке, несемейные люди не проявляют себя в общественной жизни так же успешно, как семейные. Холостые люди обычно меньше живут, больше болеют, зарабатывают меньше денег и достигают в жизни меньшего. Это особенно касается мужчин. Обычно после развода или смерти жены их жизнь разваливается. Это указывает на основополагающее различие между мужчинами и женщинами. Тело женщины говорит ей о её предназначении - родить новое поколение. Обычно у женщины есть непреодолимый внутренний импульс иметь детей, и она не чувствует себя реализованной, пока не родит ребенка. Она обладает всеобъемлющими умственными способностями, т.е. способна выполнять несколько заданий одновременно - делать что- нибудь, слушать и в то же время знать обо всех детях. Если умирает её супруг, она сосредоточивается на своих детях и внуках. В отличие от мужчины, женщина обычно переживает своего супруга на несколько лет и даже десятилетий.

Посвящение к одной книге говорило: "Я посвящаю эту книге мой жене, без которой я не мог бы закончить её". В действительности, если бы не его жена, этого мужчины могло даже не быть в живых. Его жена дала ему цель, которая подвинула его написать эту книгу. В Притчах есть метафорическое выражение которое выражает Божие желание что бы мужчина вступал в сексуальные отношения только со своей женой (Прит 4:15-18, Песн 4:15). Жена - это колодец воды для мужа. Господь использует символ воды, самый важный и редкий источник в Палестине, чтобы показать значение жены в жизни мужа. Часто его жизнь зависит от того, есть ли у него верная жена. В то время как ум женщины, концентрирующийся на многих вещах, делает её подходящей для роли матери и даёт ей способность долго жить без супруга, у мужчин совершенно другой склад. В отличие от женщины, тело мужчины не говорит ему о предназначении в жизни. Жизненной целью мужчины является его жена. Если мужчина неженат, он немногого достигает в жизни. Неженатые мужчины больше страдают от болезней, психических заболеваний, у них меньше возможностей зарабатывать, более низкий социальный статус, и они умирают на несколько лет раньше женатых мужчин. В отличие от женщины, мужчина может концентрироваться только на чем-то одном. Поэтому он легко приходит в отчаяние, если присматривает за несколькими детьми сразу. Но если он занят своей единственной целью - стремлением угодить своей жене, он достигает успеха. В жизни мужчины жена играет роль закваски. Она должна заставить его не просто чувствовать себя важным человеком, но самым важным человеком на земле. Имея такую поддержку, мужчина будет стараться делать всё от него зависящее, чтобы быть лучшим кормильцем и защитником, лучше всех заботиться о ней. Он будет стремиться любить, как любил Иисус. Так как жена является целью жизни мужчины, между ним и его женой существует психо-сексуальная связь. Мужское чувство благополучия и знание того, что у него есть цель в жизни, тесно связаны с отношениями с его женой. В этих отношениях чувства говорят ему, что у него по- прежнему есть цель, и что он по-прежнему принадлежит своей жене. Сказанное указывает на проблему, с которой сталкивается мужчина, если его жена разводится с ним или умирает. Мужчины плохо справляются с потерей супруги. Часто мужчина умирает вскоре после смерти жены, с которой он прожил всю жизнь. Он теряет земную цель жизни. Изучая эту тему, я спросил мужчину лет семидесяти, который только что потерял свою супругу, что он чувствовал. Он сказал, что это походило на то, как если бы руку оторвали от тела. Мой дедушка потерял свою жену в возрасте 65 лет. До того как он вступил в новый брак, в течение девяти месяцев он часто говорил, что одиночество - это самая плохая вещь на земле. Бог сказал, что нехорошо человеку быть одному.

В отличие от мужчины, женщина, оставшаяся одна, живет лучше. Если супруг умер раньше неё, она обычно живет еще десять лет или дольше. Это происходит потому, что у неё, в отличие от мужчины, в жизни не одна цель. Её целью является не только муж, но и дети и внуки.

Супруги должны понимать эмоциональные различия между мужчинами и женщинами. Эти различия не должны становиться источником конфликта. Напротив, эти различия требуют, чтобы и мужчина и женщина приспособились друг к другу. Хотя и мужчины, и женщины являются эмоциональными существами, мужчины должны понимать более эмоциональную природу женщины. Эта характеристика является главной данной Богом составляющей, которая делает женщину идеальным воспитателем детей. Благодаря тому, что её чувства более ранимы, доброта, мягкость и сострадание проявляются у женщины более легко. Чувства женщины заставляют её давать и помогать. Из-за этого эмоционального различия то, что кажется незначительным для мужчины, очень важно для женщины. В силу того, что чувство влюбленности у неё непосредственно связано с её эмоциональной природой, мужу следует постоянно и заботливо выражать ей свои чувства любви. Ей необходимо знать, что её муж думает о ней. Знание этих различий поможет мужьям быть более заботливыми в своём общении.

Мужчины также эмоциональные творения. Обычно из-за социального положения мужчин учат что нет необходимости выражать эмоции - плач, сентементы. Такие глупые мысле - пощёчина нашему Спасителю, который плакал и нашему Создателю, который сотворил нас эмоциональными созданиями. Действительно, мужчины менее эмоциональны, чем женщины, но это не должно быть поводом отвергать эмоции.

Общество нуждается в стабильности. Этого можно добиться только тогда, когда люди в семьях будут руководствоваться библейскими принципами. Через свой опыт вы можете прийти к выводу, что это лишь идеалы, которых невозможно достичь. Но и идеалов можно достичь если вы искренне, с молитвой следуете за Иисусом. Один мой русский знакомый пять месяцевжил в пяти христианских семьях. Все эти христианские пары состояли в браке уже 25 лет. Он удивлялся гармонии, общению и вниманию по отношению друг к другу. Особенно ему запомнилась пара, которая состояла в браке 30 лет, за завтраком сидели рядом и держали друг друга за руки. Его последним замечанием было:" Ромео и Джульетта могут существовать вечно."

Брак - это нелегко, но может стать большим земным счастьем. Это преданность которой нужно воздавать честь каждое мгновение.

Благочестивым и долгим брак может стать если соединяются два христианина, Пусть Господь благословит ваш брак.

Развод

Когда Бог создал брак, Он предполагал, что супружеская пара будет оставаться в браке до смерти одного из супругов. Иисус сказал, что когда два человека заключают брак, то Бог сочетает их, и человек не должен нарушать это соглашение (Мт 29:6). Бог ненавидит развод (Мал 2:16). Он называет развод вероломством (предательством) (Мал 2:14-16). Брак настолько свят, что Бог осуждает развод по любой причине, кроме прелюбодеяния (Мт 19:9). Только в этом случае невиновная сторона может вступить в новый брак. Тот, кто совершил прелюбодеяние, не может снова вступить в брак, не совершив при этом прелюбодеяния. Если пара разводится по какой-либо причине помимо прелюбодеяния, они должны либо воссоединиться, либо оставаться в безбрачии (1 Кор 7:11). Если же они вступят в новый брак, то совершат прелюбодеяние (Мт 19:9). Обычно развод - это проявление себялюбия, которое разрушает не только семью, но и дом детей. Развод лишает детей возможности иметь обоих родителей. Развод лишает детей Божественного порядка в доме и способствует тому, что у детей формируется искаженное представление о браке и семье. Развод - это предательство.

Закон о браке (один мужчина и одна женщина на всю жизнь) существовал с начала времен (Быт 2:24; Мт 19:4-5). Когда Иисус утверждал закон о разводе, Он сказал, что и этот закон существовал с начала времен (Мт 19:8-9). Законы о браке и разводе являются всеобщими. Они применяются ко всем людям и во все времена. Это Божий закон, который создает и сохраняет семью, являющуюся краеугольным камнем общества. Общество, в котором много разводов, находится в упадочном состоянии и в скором времени погибнет. Такое общество не будет ни сильным, ни устойчивым. В 1940-х годах социолог по имени Анвин провел исследование о причинах гибели 80-ти цивилизаций. Все эти цивилизации характеризовались общим знаменателем - угрожающим количеством разводов. Распад семьи равнозначен разрушению основания дома. Дом рушится.

Божьи законы о браке и разводе просты и ясны, но люди продолжают пытаться исказить их так, чтобы получить разрешение на брак с другим человеком. Многие утверждают, что люди могут разводиться по любой причине; но тот, кто вступает в новый брак первым, совершает прелюбодеяние, и это освобождает другого супруга для законного в глазах Бога повторного брака. Это косвенно отрицает то, что имел место первый развод, или что существует два развода. Библия просто не поддерживает такие попытки расширить рамки Божьего разрешения на новый брак. Обратите внимание, что Иисус сказал: "... кто женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует"(Мат 19:9).

Второе довод заключается в том, что Божья заповедь о разводе имеет силу только тогда, когда человек становится христианином. Это значит, что человек мог развестись и вступить в новый брак хоть десять раз; но как только он становится христианином, он должен оставаться в том браке, в котором состоял на момент своего крещения. Давайте проанализируем это утверждение. Предположим, что мужчина и женщина состоят в браке. До этого оба состояли в браке и развелись не по причине прелюбодеяния. В соответствии со всеобщим Божьим законом они оба совершают прелюбодеяние. Однажды муж становится христианином. С его точки зрения, он может оставаться в этом браке. Другими словами, он более не совершает прелюбодеяние. А как же его жена? Совершает ли она прелюбодеяние? Как может жена совершать прелюбодеяние, а её муж просто состоять с нею в законных брачных половых отношениях? Или же, если жена не совершает прелюбодеяния (потому что её муж стал христианином), то либо её грехи тоже были прощены (в чьём-то крещении), либо крещение превращает незаконные отношения в законные. Косвенно это утверждение говорит, что крещение превращает прелюбодеяние в законный брак. Крещение - это ответ кающегося сердца. Крещение не меняет отношения, но прощает грехи только того человека, который отвечает на слово Божие верой в Иисуса и кается в своих грехах. Таким образом, при более близком рассмотрении раскрывается абсурдность приведенного утверждения.

Третий довод утверждает, что если развод берет неверующий супруг, то христианин может вступить в брак с другим человеком. Этот довод является результатом неправильного понимания или искажения Первого Послания к Коринфянам 7:15. Очевидно, что в церкви в Коринфе был задан вопрос о том, должны ли христиане оставаться в браке с неверующими. Ответ Павла на этот вопрос необходимо помнить при рассмотрении 1 Коринфянам 7:11, где Бог заповедовал тем, кто расстались со своими супругами, оставаться неженатыми или примириться. Нет ничего неправильного в браке с неверующим, поэтому Павел сказал, что христиане должны оставаться в таком браке (7:14). Христианин не должен разводиться с неверующим супругом (7:12- 13). Утверждение Павала в 7:15 допускает, что неверующий супруг может развестись или уйти, потому что его супруг - христианин и желает жить по Библейским принципам. Павел советует позволить неверующему супругу уйти, потому что христианин не обязан оставлять Господа, чтобы сохранить этот брак. Хотя христианин мог бы спасти или примириться в браке, оставив Бога и вернувшись в языческий мир, он должен оставаться верным Богу. Бог призвал нас к миру с Ним (1 Кор 7:15). Мы остаемся в мире с Богом, будучи верными Ему. Христиане должны делать всё возможное, чтобы спасти свой брак, но не покидать Бога. Мы также должны помнить, что Коринф был знаменит своей похотливостью, и что когда христианин пытался сделать своего неверующего супруга нравственным в половых отношениях, неверующий отвергал христианина. Помните, что развод - это разрушение семьи и общества. Развод - это предательство (Мал 2:16).

Родитель-христианин

В жизни существует две очень важных задачи, к которым не подготовлено большинство людей. Одна из них - как быть хорошим супругом, а другая - как быть хорошим родителем. Третье самое важное решение, которое вы принимаете в своей жизни - как воспитывать ваших детей. Апостол Павел писал в Послании к Ефесянам 6:1, что отцы несут ответственность за воспитание своих детей в учении и наставлении Господнем. Хотя мать является воспитателем своих детей, весь авторитет в семье принадлежит отцу. Представление ребенка о власти, а следовательно, и о Боге, начинается с отца. Если в семье нет отца, то у ребенка искажается представление о власти. Исследования показывают чрезвычайно высокий уровень правонарушений и тенденцию к анархии в семьях, где нет любящего отца и надлежащей дисциплины.

Неповиновение детей родителям является серьезной проблемой. Когда дети достигают возраста, в котором несут ответственность перед Богом, т.е. когда они становятся грешниками, Бог относит непослушных детей к одной категории с "богоненавистниками" (Рим 1:30).

Притча 22:6 говорит: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет". Воспитание - это нечто большее, чем просто обучение. Многие люди обучают своих детей, но им не удается воспитать их. Первое правило воспитания - пример. Невозможно учить одному, а затем делать противоположное. В результате Ваш ребенок придет к выводу, что Вы несерьезно относитесь к тому, чему учите его, и поэтому это неважно; либо он решит, что Вы лицемер и, следовательно, не будет уважать Вас. Прежде чем учить Вашего ребёнка Божьим путям, Вы должны своим примером показать, что в своей жизни Вы приняли Божьи пути.

Как воспитывать ребенка - сложный вопрос. Если в воспитании детей не следуют Божьими путями, то обычно полагаются на два способа, которые приведут к неудаче. В первом случае люди ничего не делают, чтобы исправить ребенка, когда он не слушается. Тогда ребенок узнаёт, что не существует пределов, ограничивающих его поведение, и он свободен делать всё, что пожелает. Это сеет семя анархии и является признаком родителя, который не несет никакой ответственности! Вторым способом воспитания детей пользуются многие, если не большинство родителей. Родитель раз за разом велит ребенку сделать что-либо или не делать чего-либо. Обычно картина разворачивается так. "Иван, я сказал тебе не делать этого". Через некоторое время: "Иван, если ты сделаешь это еще раз, я отшлепаю тебя". Еще через некоторое время: "Иван, я говорил тебе, что если ты сделаешь это еще раз, я отшлепаю тебя". И наконец: "Шлеп!". Родитель разражается вспышкой гнева и шлепает ребенка или бесконтрольно бьёт его и даже причиняет вред. Ребёнок понимает, что вполне нормально сделать что-либо 3, 4 или ?? раз, но - берегись, потому что в конце концов мама или папа разгневаются. Ребёнок не понимает, что так поступать нельзя. Он видит, что в определенный момент его поступок вызывает гнев родителей. Ребенок так и не осознает понятие абсолютно правильного и неправильного. В обоих случаях ребенок не учится самодисциплине. В результате этого он не будет хорошим учащимся или рабочим. В конечном счете он обречен на преступную жизнь, которая приведет его в тюрьму. Главным провалом в таком сценарии является то, что родитель не принял возложенную на него Богом ответственность дисциплинировать своего ребенка. Ни один ответственный родитель не хочет причинить своему ребенку боль. Как родителям, вам больно шлепать ребенка и видеть, что он плачет. Но Вы должны забыть о своих чувствах и задуматься над тем, что в глазах Бога является правильным для Вашего ребенка.

Как можно воспитывать ребёнка в наставлении Господнем? Во-первых, Вы должны жить по Божьим заповедям. Во-вторых, Вы должны учить своего ребёнка Божьим понятиям каждый день. Моисей сказал: "И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая" (Втор 6:5-7). Вы должны постоянно наставлять своих детей в Божьих путях. Недостаточно приводить ребенка на занятия по Библии или богослужения. Вы должны учить ребенка Библии каждый день. Я предлагаю вам начать с Книги Бытия и евангелий. Вашему ребенку необходимо знать, что Бог существует, что Он является Творцом, Вседержителем и Искупителем. Он должен знать об Иисусе. Мой хороший друг каждое утро перед работой проводит со своими сыновьями урок по Библии. Он серьезно принимает увещевание Господа, обращенное к отцам. В-третьих, Вы должны подкреплять Божьи заповеди в жизни Вашего ребенка. Мудрец сказал: "Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит её от него" (Прит 22:15). "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына" (Прит 13:24). Использование розги (символа физического наказания) показывает Вашему ребенку, что Вы серьезны в своих требованиях о послушании Вам. Дисциплина - это не наказание. Использование этих слов, как синонимов, является ошибкой. Дисциплина - это научение ребенка поступать правильно, контролируя себя. Дисциплинирование включает психическое воспитание и некоторое физическое побуждение в виде шлепков. С другой стороны, наказание является карой за чей-то неправильный поступок. Это форма уплаты долга. Согласно Божественному порядку только правительство обладает властью наказывать. Родители должны не "сводить счет" со своими детьми за их неправильные поступки, но дисциплинировать их. Родитель, которого характеризует желание заставить ребенка заплатить за проступок, не любит своего ребенка. Установкой родителя должно быть такое воспитание, при котором ребенок будет поступать правильно благодаря самоконтролю.

Ваши дети должны знать, что Вы любите их. Они должны знать о существовании границ. Зная об этом, они будут чувствовать свою безопасность и Вашу заботу об их благополучии. Сколько раз Вы позволите своему ребенку воткнуть гвоздь в электрическую розетку, прежде чем остановите его? Ни разу! Почему? Потому что Вы знаете, что первый раз может быть последним. Вы убедитесь в том, что Ваш ребенок знает, что нельзя вставлять гвоздь в розетку, и что Вы серьезны в установлении этого правила. В каждом случае целью правила должно быть послушание. Цель дисциплинирования такова: нарушение правила как в первый раз, так и всегда является неправильным поступком и никогда не является верным или позволительным. Я вспоминаю, что когда моему сыну было пять лет, я понял, что неправильно дисциплинировал его. Я решил делать это в соответствии с Божьими путями. Мы сели и я рассказал сыну о правилах, в случае нарушения которых буду наказывать его. Когда он нарушил правило в первый раз, я шлепнул его. С глазами, наполненными слезами, он сказал: "Но папа, ты же не злишься". До этого он смотрел на шлепки не как на наказание, а на результат моего гнева. До этого случая он узнавал, чем не угодил мне, а не разницу между добром и злом. Когда Вы дисциплинируете ребенка, Вы должны быть спокойны.

Многие родители оправдывают свой отказ пользоваться Божьим путем дисциплинирования, говоря: "Я люблю моего ребенка и не хочу причинять ему боль". Бог говорит: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (Прит 13:24). Другим оправданием может быть: "Но существуют другие методы дисциплинирования". Бог говорит: "Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней" (Прит 23:13-14). Некоторые современные родители говорят: "Но я хочу, чтобы мой ребенок рос свободным, без запретов". Бог говорит: "Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленнный в небрежении, делает стыд своей матери" (Прит 29:15). Некоторые родители говорят: "Он такой маленький, я подожду, когда он вырастет и тогда смогу урезонить его". Бог говорит: "Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его" (Прит 19:18). Другие говорят: "Но я боюсь, что если я буду наказывать его, он еще больше будет сопротивляться". Бог говорит: "Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей" (Прит 29:17). А теперь скажите, достаточно ли у Вас веры в Бога, чтобы наказывать в соответствии с Его путями, или Вы будете растить Вашего ребенка в соответствии с Вашими желаниями и чувствами (Иер 10:23; Прит 16:25). Ваше повиновение Богу в воспитании ребенка требует, чтобы каждый раз, когда Вы просите его: "подойти ко мне", "не шуми", "положи это", "не трогай", "сделай это", Вы должны удостовериться в том, что ребенок повинуется. Один раз сказав это нормальным голосом, Вы устанавливаете требование. Если ребенок не повинуется немедленно, Вы должны достаточно сильно шлепнуть его, чтобы он не захотел новых шлепков. Ребенок должен понимать, что непослушание причиняет боль.

Если Вы хотите быть подобным Иисусу, Вы должны принять Его пути. Повинующаяся Богу любовь к ребенку достигается ценой и болью. Бог проявляет Свою любовь к нам, дисциплинируя нас (Евр 12:6,7). Другими словами, если нас не дисциплинируют, то мы не Его дети, а дети дьявола. Боль от шлепков поможет предотвратить другую боль в последующей жизни ребенка (Прит 20:30; Пс 119:67, 71, 75).

После наказания Вы должны утешить ребенка, обнять и поцеловать его и сказать, что любите его. Скажите ему, что Вы так любите его, что хотите, чтобы он слушался Вас. Правильная дисциплина не сломит дух ребенка, но сломит его эгоистичную волю. Отсутствие наказания приводит к созданию почвы для воспитания враждебности, безответственности, грубости, нетерпения и беззакония, которые присущи дьяволу. Ваша дисциплина научит его повиновению, самодисциплине, вниманию к другим, терпению и способности любить.

Ничто так не расстраивает нас эмоционально, как неопределенность. Мы хотим быть уверены, что получим зарплату в определенный день. Нерегулярная зарплата мешает вам вести нормальный образ жизни. Вскоре вы перестаёте доверять вашим работодателям. Это же касается и Вашего ребенка. Оба родителя должны работать в согласии относительно правил, которые должны прививаться ребёнку. Если Вы непоследовательны в дисциплинировании, Вашему ребенку будут неизвестны Ваши намерения. Если родители не согласны по поводу правил и методов их привития, то неопределенность будет преобладать в уме ребенка. Он не будет знать, серьезны ли Вы, любите ли Вы его и действительно ли Вы ждете от него послушания. Непоследовательное дисциплинирование учит ребенка тому, что не существует понятия абсолютного добра и зла. В конечном счете ребенок придет к выводу, что иногда то, что он делает неверно, а иногда верно. Вы должны быть последовательны в дисциплинировании, чтобы Ваш ребенок всегда знал, что некоторые поступки всегда являются неправильными. Установите правило и, если ребенок не слушается, сразу же накажите его. Утешьте его и скажите, что любите его и поэтому настаиваете, чтобы он слушался Вас. Помолитесь Богу и попросите Его о мудрости и силе дисциплинировать в соответствии с Его путями (Флип 4:13).

Во вступлении к этому разделу было подчеркнуто, что отцы несут главную ответственность за воспитание детей в соответствии с Божьими путями. Существует семь Библейских заповедей, которые помогут Вам быть благочестивым отцом: (1) примите обязательство быть хорошим отцом. (2) Знайте Вашего ребенка. (3) Будьте последовательны в личной чести и поступках. (4) Защищайте и обеспечивайте свою семью. (5) Любите мать Вашего ребенка. (6) Учитесь слушать Вашего ребенка. (7) Воспитывайте Вашего ребенка Божьими путями. Готовьте Ваших детей стать христианами.

Разведенным христианам важно внушать ребенку уважительное отношение к другому родителю. Не высмеивайте Вашего бывшего супруга и не пытайтесь настроить против него ребенка. Лучше всего об этом сказал родителям судья по судебным делам о попечительстве над детьми. "Ваш ребенок пришел в этот мир благодаря вам обоим. Возможно, что вы оба совершили ошибку, выбирая супруга, который станет вторым родителем вашего ребенка. Если так, то это ваша проблема и вина. Неважно, что вы думаете друг о друге, или что думает о Вашем супруге Ваша семья - эти дети являются половиной каждого из вас. Помните об этом, потому что каждый раз, когда Вы говорите Вашему ребенку, что его отец идиот, или что его мать дура, или какой же плохой отсутствующий родитель, или как ужасно поступил этот родитель, Вы говорите ребенку, что одна его половина плохая. Поступать так с ребенком непростительно. Это не любовь. Это владение. Если Вы будете поступать с Вашими детьми подобным образом, Вы уничтожите их так же, как если бы Вы разрезали их на куски, ибо именно это Вы делаете с их чувствами. Я искренне надеюсь, что вы не делаете этого со своими детьми. Больше думайте о своих детях и меньше о себе; любите их бескорыстной, а не глупой или эгоистичной любовью, иначе Ваши дети будут страдать".


Дети учатся тем принципам, по которым они живут

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится осуждать.
Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учится драться.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он становится озабоченным.
Если ребенок живет в атмосфере жалости, он учится жалеть самого себя.
Если ребенок живет в атмосфере ревности, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок живет в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости (милости), он учится быть терпеливым.
Если ребенок живет в атмосфере похвалы, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в атмосфере благоприятного мнения, он учится любить.
Если ребенок живет в атмосфере одобрения, он учится любить себя.
Если ребенок живет в атмосфере признания, он узнаёт, что хорошо иметь цель.
Если ребенок живет в атмосфере справедливости, то и сам учится быть справедливым.
Если ребенок живет в атмосфере честности, он узнаёт, что такое правда.
Если ребенок живет в атмосфере безопасности, он учится вере в себя и в окружающих.
Если ребенок живет в атмосфере дружелюбия, он узнаёт, что мир - это хорошее место для жизни.

Обучение вашего ребенка
Если вашего ребенка учат, что он является частью теории эволюции,
то он будет смотреть на себя, как на животное, достигшее высокого уровня развития.
Если ваш ребенок видит, что Библию читают только на собрании церкви,
он не будет связывать её с повседневной жизнью.
Если вашему ребенку говорят, что он сам себе господин,
то он будет смотреть на власть неуважительно.
Если вашему ребенку говорят, что абсолютной истины не существует,
он будет считать, что нравственность подчиняется его сиюминутным эмоциям.
Если вашего ребенка подталкивают к чтению вульгарной и непристойной
литературы, он будет видеть жизнь искаженной и допускающей распущенность.
Если вашего ребенка учат, что разумное наказание родителями является
нарушением его прав, он будет смотреть на вас и на учителей с презрением.
Если вашего ребенка учат, что он был сотворен по образу Божьему,
он будет смотреть на себя, как на бессмертную душу.
Если ваш ребенок видит, что в его доме читают Библию, повинуются ей и в
соответствии с ней воспитывают его, он будет смотреть на Библию,
как на учителя жизни, который приведет его к вечности.
Если вашего ребенка учат, что Бог и Его слово являются верховной властью,
он будет с уважением смотреть на всякую власть, как власть, исходящую от Бога.
Если вашего ребенка учат, что слово Божие является абсолютной истиной,
то его нравственность будет подчиняться библейским правилам.
Если вашего ребенка приучают к чтению литературы, несущей нравственную чистоту,
он будет видеть в жизни порядок и смысл.
Если вашего ребенка учат, что Бог слышит молитвы и отвечает на них в соответствии
со Своей Божественной волей, он будет смотреть на молитву, как на средство,
дающее силу и помощь в жизни и вечности.
Если вашего ребенка учат, что родители несут перед Богом ответственность за
его воспитание для наивысшего блага самого ребенка, он будет смотреть на вас с
любовью и уважением.

Нашим подросткам о личной ответственности

Мы можем рассказать тебе о жизни, но не можем прожить её за тебя.
Мы можем научить тебя разным вещам, но не можем заставить тебя учиться.
Мы можем дать тебе указания, но не можем всегда быть с тобой, чтобы направлять тебя.
Мы можем дать тебе свободу, но не можем нести за неё ответственность.
Мы можем учить тебя Библии и водить в церковь, но не можем заставить тебя верить.
Мы можем научить тебя отличать добро от зла, но не можем всегда принимать за тебя решения.
Мы можем покупать тебе красивые вещи, но не можем сделать тебя внутренне красивым человеком.
Мы можем дать тебе совет, но не можем принять его за тебя.
Мы можем дать тебе любовь, но не можем навязать её тебе.
Мы можем научить тебя быть другом, но не можем сделать тебя им.
Мы можем научить тебя делиться, но не можем сделать тебя бескорыстным.
Мы можем научить тебя уважать людей, но не можем заставить тебя проявлять благородство.
Мы можем вместе с тобой печалиться о твоих школьных оценках, но не можем сомневаться в учителях.
Мы можем дать тебе совет о друзьях, но не можем выбирать их для тебя.
Мы можем рассказать тебе о половых отношениях, но не можем сохранить тебя чистым.
Мы можем рассказать тебе о фактах жизни, но не можем создать тебе репутацию.
Мы можем предупредить тебя о наркотиках и алкоголе, но не можем сказать за тебя "Нет".
Мы можем научить тебя возвышенным целям, но не можем достичь их за тебя.
Мы можем разрешить тебе работать, но не можем сделать тебя ответственным.
Мы можем научить тебя повиноваться, но не можем нести ответственность за твои поступки.
Мы можем научить тебя доброте, но не можем заставить тебя быть милосердным.
Мы можем предупредить тебя о грехах, но не можем сформировать твою нравственность.
Мы можем жить с тобой, как с нашим ребенком, но не можем поместить тебя в Божью семью.
Мы можем молиться о тебе, но не можем заставить тебя ходить с Богом.
Мы можем научить тебя об Иисусе, но не можем сделать Его твоим Спасителем.
Мы можем показать тебе веру, но не можем заставить тебя довериться Ему.
Мы можем научить тебя молиться, но не можем заставить тебя молиться.
Мы можем рассказать тебе о жизни, но не можем дать тебе вечную жизнь.

Когда ваш ребенок достигает подросткового возраста, он несет перед Богом ответственность за свою жизнь. Это указывает на серьезную и настоятельную ответственность родителей начинать воспитание детей в соответствии со словом Божьим, начиная со дня их рождения.

From the Library of The Old Paths Bible School
(http://www.oldpaths.org)